Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги




НазваниеМетодические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
страница1/11
Дата публикации11.07.2013
Размер1.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ


ООО «НАУЧНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА» («НКЦ ЖКХ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ И СБОРУ ПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ




УПРАВЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА,
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЖКХ


Москва 2003 г.

Настоящие «Методические рекомендации...» разработаны ООО «НКЦ ЖКХ» (авторы: Бурец Д.О., к.э.н. Кабалинский А.И.).

«Методические рекомендации...» содержат указания по совершенствованию порядка расчета и сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с учетом унификации системы расчета оплаты населением жилищных и коммунальных услуг и упорядочения системы сбора платежей.

«Методические рекомендации...» разработаны в соответствий с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами федерального уровня в области жилищной политики и гражданских правоотношений, а также адаптированы для применения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях с учетом региональных и местных особенностей.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения Error: Reference source not found

II. Жилищные услуги Error: Reference source not found

2.1. Методические основы расчета платы за жилищные услуги Error: Reference source not found

2.2. Содержание зданий Error: Reference source not found

2.3. Содержание и текущий ремонт внутридомового оборудования Error: Reference source not found

2.4. Текущий ремонт зданий Error: Reference source not found

2.5. Плата за найм Error: Reference source not found

2.6. Плата за капитальный ремонт Error: Reference source not found

III. Коммунальные услуги Error: Reference source not found

3.1. Методические основы расчета платы за коммунальные услуги Error: Reference source not found

3.2. Хозяйственно-питьевая вода и водоотведение Error: Reference source not found

3.3. Отопление и горячее водоснабжение Error: Reference source not found

3.4. Газоснабжение Error: Reference source not found

3.5. Электроснабжение Error: Reference source not found

IV. Сбор и распределение платежей населения Error: Reference source not found

4.1. Общие положения Error: Reference source not found

4.2. Жилищные услуги Error: Reference source not found

4.3. Коммунальные услуги Error: Reference source not found

4.4. Взаимоотношения участников Error: Reference source not found

4.5. Работа с неплательщиками Error: Reference source not found

V. Приложения Error: Reference source not found

5.1. Список литературы Error: Reference source not found

5.2. Отчетные формы калькуляции себестоимости Error: Reference source not found

5.3. Счет-квитанция при оплате жилищно-коммунальных услуг Error: Reference source not found

I. Общие положения

1.1. «Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги»* разработаны в целях унификации системы расчета оплаты населением жилищных и коммунальных услуг с учетом качества и надежности их предоставления, а также упорядочения системы сбора платежей и направлены на снижение издержек предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

* Далее по тексту Рекомендации

1.2. Рекомендации разработаны с учетом требований действующих по состоянию на 01.03.2003 г. законодательных и нормативно-правовых актов федерального уровня в области жилищной политики и гражданских правоотношений, а также максимально адаптированы для применения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях с учетом региональных и местных особенностей.

1.3. Настоящие Рекомендации регламентируют:

- порядок расчета оплаты населением услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту зданий и внутридомового оборудования;

- порядок расчета оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения;

- взаимоотношения, возникающие между населением, организациями, осуществляющими прием платежей за услуги ЖКХ, а также производителями конкретных видов услуг, по поводу порядка сбора и распределения поступающих средств.

1.4. Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату:

- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

- за капитальный ремонт жилищного фонда;

- за найм жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).**

** Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» п. 3.

1.5. Размер платы населения за жилье и коммунальные услуги исчисляется исходя из:

- величины экономически обоснованного тарифа, отражающего величину средств, необходимых для оказания услуг ЖКХ, в соответствии с установленными на конкретной территории и на соответствующий период времени параметрами качества, надежности и экологической безопасности;

- действующих федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

- нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

- установленных для отдельных категорий населения льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

1.6. В соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства», утвержденными приказом Минэкономики России от 06.05.99 № 240, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг отражают минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением.

1.6.1. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг используются для определения:

- общего объема услуг, предоставляемых населению (отдельно по каждому виду услуг);

- величины платежей за жилищно-коммунальные услуги;

- размера (компенсаций) субсидий;

- общего объема финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

- потребности в бюджетных средствах.

1.6.2. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг охватывают все направления деятельности жилищно-коммунального хозяйства. К услугам. индивидуального (семейного) потребления относятся услуги, оказываемые каждому потребителю непосредственно в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме): водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение, а также сбор и вывоз бытовых отходов.

1.6.3. Под нормативами потребления жилищно-коммунальных услуг понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению.

1.6.4. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг определяются исходя из социальной нормы площади жилья, объемов воды, газа, электрической и тепловой энергии, приходящихся на 1 человека, в среднем по муниципальному образованию.

1.6.5. Уровень нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, как в натуральном, так и в стоимостном выражении не является фиксированным во времени, он может меняться в любую сторону в зависимости от динамики социально-экономической ситуации в стране, изменений демографического характера и, поэтому, должен периодически пересматриваться.

1.6.6. Величина фактического потребления жилищно-коммунальных услуг в значительной степени определяется конкретными местными условиями: социально-экономическими, климатическими, градостроительными (в первую очередь этажность застройки), демографическими и др. В то же время на уровень потребления жилищно-коммунальных услуг существенно влияет также комплекс субъективных факторов, отражающих эффективность работы предприятий. При этом нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта должны определяться исходя из действия только объективных факторов. Формирование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг осуществляется в два этапа. На первом этапе формируются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг по регионам, расположенным в различных климатических зонах. На втором этапе - путем дифференциации этих нормативных показателей с учетом местных условий определяются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта.

1.7. Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией.***

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» п. 4.

1.8. Экономически обоснованные тарифы устанавливаются на каждый вид жилищно-коммунальных услуг исходя из планируемых на соответствующий период себестоимости и прибыли от их реализации.

Величина экономически обоснованного тарифа на соответствующий вид услуг представляет собой сумму плановой себестоимости, рассчитанной в соответствии с «Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» (Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 (редакция 12.10.2000)) и прибыли, размер которой определяется исходя из размера средств, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия ЖКХ и конкретных условий, сложившихся на рынке данной услуги (платежеспособный спрос потребителей, состояние конкурентной среды, законодательные ограничения и т.д.).

1.9. Органами местного самоуправления утверждаются:

- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

- ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению исходя из результатов экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, и выявляемых при ее проведении необоснованных затрат. Поэтому принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате соответствующих услуг.

Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств****.

**** Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» п. 8.

1.10. Величина тарифов на электроэнергию и газ устанавливается региональными энергетическими комиссиями по согласованию с администрациями муниципальных образований.

1.11. Расчет и утверждение тарифов на оплату услуг ЖКХ осуществляется в следующей последовательности:

1. Разработка организациями, осуществляющими поставку того или иного вида услуги экономически обоснованного тарифа на него и подготовка соответствующего обоснования.

2. Согласование размера экономически обоснованного тарифа с органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией на предмет соответствия параметрам качества, надежности и экологической безопасности, гарантированным договорными обязательствами соответствующей организации ЖКХ.

3. В необходимых случаях проведение экспертизы экономического обоснования тарифов в соответствии с «Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденным приказом Госстроя России от 11.11.98 г. № 13.

4. Утверждение органами местного самоуправления величины экономически обоснованных тарифов и тарифов для населения, с учетом установленных федеральных (региональных) стандартов и решений региональных энергетических комиссий.

1.12. Может быть предусмотрено установление различного размера платы за жилье и коммунальные услуги исходя из:

- социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

- площади, превышающей социальную норму, и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.

Первым жильем, на усмотрение гражданина (собственника, нанимателя), считается квартира, дом, коттедж (далее - квартира), зарегистрированная за ним в соответствии с действующим законодательством, независимо от его фактического проживания в ней. Ко второму и следующему жилью относятся жилые квартиры, отвечающие санитарным и техническим требованиям, уровень благоустройства которых устанавливается применительно к условиям данного населенного пункта.

К такому жилью относятся следующие квартиры: приватизированные; построенные; приобретенные по договорам купли-продажи; квартиры в домах жилищных и (или) жилищно-строительных кооперативов, товариществах собственников жилья и товариществах домовладельцев; квартиры и дома, перешедшие в собственность граждан по договорам дарения, в результате наследования или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством; жилые квартиры или дома, занимаемые гражданами по договору социального или коммерческого найма.

Признаются вторым жильем не только жилые квартиры в данном населенном пункте, но и жилые квартиры в других городах и населенных пунктах, имеющие условия для круглогодичного проживания.

Механизм выявления лиц, имеющих две и более жилых квартир, устанавливается органами местного самоуправления. Документами, подтверждающими собственность одной квартиры или более, являются данные регистрационной палаты, государственных органов технической инвентаризации и других организаций, занимающихся регистрацией сделок с недвижимостью. Решения о признании жилой квартиры второй и более в спорных случаях принимаются администрациями муниципальных образований.

1.13. Социальная защита граждан осуществляется путем предоставления гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

1.14. Льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании законодательных актов федерального уровня, уровня субъектов федерации и органами местного самоуправления в порядке и в размерах, предусмотренными данными законодательными актами.

1.15. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с «Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887.

^ II. Жилищные услуги

2.1. Методические основы расчета платы за жилищные услуги

2.1.1. Оплата услуг жилищного хозяйства включает в себя плату:

- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда:

- за капитальный ремонт жилищного фонда;

- за найм жилья (для нанимателей жилья).

Кроме данных видов платежей граждане могут оплачивать стоимость страхования жилого помещения от уничтожения в случае стихийного бедствия или иной форс-мажорной ситуации.

2.1.2. В основе расчета платы за жилищные услуги лежит определение себестоимости содержания и ремонта жилищного фонда.

Отраслевые особенности формирования себестоимости услуг жилищного хозяйства отражены в п. 7.1. «Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9), а также в Методических рекомендациях по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 303.

2.1.3. Учитывая, что в соответствии с данными документами себестоимость содержания и ремонта жилья планируется и учитывается в расчете на 1 кв. м общей площади, тариф на услуги жилищного хозяйства также, как правило, устанавливается в расчете на 1 кв. м. общей площади.

2.1.4. Вместе с тем, такие факторы, как специфика работ по содержанию, обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, множественность организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, обслуживающих жилищный фонд, разные формы собственности и способы управления им, а также принимая во внимание, что у граждан может быть более одного жилья, предопределяют применение тарифов, различных как по размеру, так и по единице измерения, на которую устанавливается тариф.

2.1.5. Если тариф на оплату какого-либо вида услуг жилищного хозяйства установлен на измеритель, отличный от 1 кв. м. общей площади (например, на квартиру), то параллельно ведется учет стоимости услуг в расчете на, 1 кв. м. общей площади и калькуляция себестоимости содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется в соответствии с формой 6-ж (см. приложение). Тариф, установленный на иной измеритель, также подлежит обязательному утверждению муниципальными органами управления.

2.1.6. В случае, если в муниципальном образовании по всему жилищному фонду для всех эксплуатирующих и ремонтных организаций ставки утверждаются едиными (или их дифференциация осуществляется только в зависимости от потребительских свойств жилья) на 1 кв. м. общей площади, расчет ставки оплаты жилищных услуг осуществляется исходя из величины себестоимости по всему комплексу работ и согласованного при утверждении тарифа уровня рентабельности.

2.1.7. В случае, если принято решение об установлении тарифов на некоторые виды работ на иные измерители, величина тарифа рассчитывается исходя из себестоимости работ, оплата которых будет производиться в данном порядке значения измерителя, и согласованного при утверждении тарифа уровня рентабельности.

2.1.8. В данных Рекомендациях вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве рассмотрены в разрезе видов работ, при определении методики исчисления тарифов на которые возможен дифференцированный подход.

2.2. Содержание зданий

2.2.1. Комплекс работ по содержанию зданий включает в себя следующие основные их виды:

Работы, проводимые в ходе подготовки зданий к эксплуатации в весенне-летний период:

- Укрепление водосточных труб и колен воронок;

- Снятие пружин на входных дверях;

- Ремонт оборудования детских и спортивных площадок;

- Ремонт просевших отмостков, тротуаров, пешеходных дорожек;

- Укрепление флагодержателей;

- Работы по раскрытию продухов в цоколях и вентиляции на чердаках;

- Осмотр кровель, фасадов и полов в подвалах.

^ Работы, проводимые в ходе подготовки зданий к эксплуатации в осенне-зимний период:

- Ремонт и утепление чердачных перекрытий;

- Укрепление и ремонт парапетных ограждений;

- Остекление и закрытие чердачных слуховых окон;

- Изготовление новых или ремонт существующих ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, в подвалах;

- Ремонт, утепление и прочистка дымовентиляционных каналов;

:- Замена разбитых стеклоблоков, стекол окон, входных дверей и дверей вспомогательных помещений;

- Укрепление флагодержателей, номерных знаков;

- Заделка продухов в цокольном помещении здания;

- Ремонт и постановка пружин на входных дверях;

- Ремонт и укрепление входных дверей.

^ Работа по санитарному содержанию зданий и придомовой территории:

- уборка прилегающих к домовладению площадей, отнесенных в соответствии с формой № 8 БТИ к уборочной площади двора (асфальтовое покрытие, грунт, зелень, газоны, оборудованные спортивные, бельевые и прочие площадки);

- санитарная очистка зданий, уборка лестничных клеток, холлов, коридоров, мусоропроводов и других мест общего пользования;

- сбор и вывоз с территорий домовладений крупногабаритного мусора и вторичных материалов, ремонт и установку контейнеров, урн;

- установка и эксплуатация домовых знаков и указателей наименования улиц, флагодержателей;

- проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий (кроме работ, выполняемых за счет средств населения);

- озеленение территорий (посадка деревьев, их пересадка и вырубка);

- освещение мест общего пользования, строений и придомовых территорий.

К данному виду деятельности могут быть также отнесены работы по эксплуатации лифтового оборудования.

2.2.2. Работы по содержанию зданий относятся ко всему эксплуатируемому зданию (придомовой территории), при этом целый ряд их соотносится с площадью жилых помещений и приводится к 1 кв. м.

2.2.3. Порядок расчета тарифа на содержание зданий.

2.2.3.1. В данном случае ставка оплаты услуг по содержанию зданий рассчитывается исходя из затрат по строению, связанных с проведением работ, поименованных в п. 2.2.1. в разрезе калькуляционных статей в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 (редакция 12.10.2000)), а также Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденными Приказом Госстроя России от 28.12.00 № 303.

2.2.3.2. Далее рассчитываются ставки расходов по каждой из статей в расчете на 1 кв. м. Рассчитанные таким образом ставки суммируются и на полученную величину начисляется рентабельность.

2.2.3.3. Если объем средств, предназначенных на выполнение данных видов работ, не позволяет обеспечить выполнение всего требуемого перечня работ и объемы работ сокращаются, то соответственно снижается и расчетная ставка оплаты услуг по содержанию зданий.

Вывод: Тариф на содержание здания устанавливается с учетом всего комплекса работ в расчете на 1 кв. м. общей площади квартиры вне зависимости от уровня ее благоустройства. Расчетная ставка оплаты работ дифференцируется в соответствии с объемом и качеством их выполнения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconАнализа администрации мо го «Сыктывкар» Доклад Социально-экономическое...
Деятельность органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconЗаконодательным Собранием о работе Правительства и исполнительных...
Данный закон направлен на сглаживание ситуации, когда рост уровня платежа граждан за коммунальные услуги превышает максимально допустимое...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconДипломного проекта
Целью работы является разработка программного обеспечения платежного терминала фирмы demco, позволяющего решить задачу приема платежей...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические рекомендации по расчёту тепловой энергии и изменения...
Термодинамический расчёт идеализированного цикла поршневого двигателя со смешанным подводом тепла и с политропными процессами сжатия...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические указания предназначены для студентов специальности «Строительство...
Приведены исходные данные и рекомендации по расчету системы водоснабжения населенного пункта и объектов железнодорожной станции

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconКонкурс профессионального мастерства среди субъектов малого и среднего...
Ангарска «Лучший по профессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Ангарска 2013»

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические рекомендации по организации обучения населения в области гражданской обороны
Обучение населения в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и осуществляется в рамках...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические рекомендации по первоочередному обеспечению населения,...
Чс мирного времени и террористических актах необходимыми материальными средствами для проведения спасательных, неотложно-восстановительных...

Методические рекомендации по расчету и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница