«Cогласовано»
начальник управления образования администрации г.Владимира
______________Т.Ю.Ковалькова
«_____» ___________2011 г. «Утверждаю»
директор средней школы № 34
_______________Семёнова Е. Б.
« » _____________2011 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №34 г.Владимира
на 2011-2012 учебный год
Пояснительная записка Учебный план школы на 2011-2012 учебный год разработан на основе следующих документов:
Приказа Министерства образования от 05.03.2004 №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие с 1 января 2010 года федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ №889 от30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.»
Письма Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 08 Октября 2010 г. N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" (с "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации");
Приказа департамента образования от 09.03.2010 г. № 125 «Об утверждении мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в образовательных учреждениях Владимирской области на 2011-2012 годы»;
Приказа департамента образования от 25.07.2007г. №528 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования;
Приказа департамента образования от 07.05.2007г. №303 «Об исполнении постановления Губернатора области от 10.04.2007г. №252 «Об организации преподавания религиоведческих курсов в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Владимирской области»;
Приказа департамента образования от 15.05.1998г. №182 «Об утверждении областного (регионального) базисного учебного плана для классов компенсирующего обучения и выравнивания»;
Письма Департамента образования от 30.08.2007 № ДО - 3582 – 02 – 07 «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2007/2008 учебном году»;
Письма Департамента образования от 09. 04.2008 № ДО – 1513-02-07 «Об изучении регионального компонента общего образования в образовательных учреждениях области»;
Письма Департамента образования от 03.03.2008 № ДО – 935 – 02 – 07 «Об организации изучения истории в учреждениях общего образования»;
Письма департамента образования от 19.09.2007 г. № ДО-3941-02-07 «Рекомендации по введению регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на 2007-2008 учебный год»;
Письма департамента образования от 13.10.2008 г. №ДО-4288-02-07 «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательной школы»;
Письма департамента образования от 23.11.2009 г. № ДО- 5820-02-07 «Об использовании учебников разных лет выпусков»;
Письма департамента образования от 16.07.2010 № ДО-3451-02-07 «Об организации работы по комплектованию библиотек образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями»;
Письма департамента образования от 13.07.2010 № ДО-3389-02-07 «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Владимирской области на период до 2012 года»;
Письма департамента образования от 14.10.2010 № ДО-4921-02-07 «О введении третьего часа физической культуры»;
Письма департамента образования администрации Владимирской области от 15.07.2010 № ДО-2770-02-07 «О примерном базисном учебном плане образовательных учреждений Владимирской области, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования»;
Приказа управления образования от 30.07.2010 №1359 «О согласовании учебных планов общеобразовательных учреждений на 2010/2011 учебный год»;
Письмо управления образования администрации г.Владимира от 09.11.2010 № 7001-15/6614 "О введении третьего часа физической культуры"
В связи с тем , что школа является общеобразовательной , учебный план направлен на реализацию
следующих целей :
обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне требований
государственного стандарта и выше;
формирование ОУУН на уровне, достаточном для продолжения образования и самообразования;
создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;
сохранение и укрепление их физического , психического и социального здоровья.
Для реализации поставленных целей в школе созданы и функционируют классы:
^
для детей с задержкой психического развития : 2б, 3б, 4б,в, 5б,в, 7б, 8б, 9б.
Особенности учебного плана по ступеням
Начальная школа
Основной акцент в начальном образовании делается на воспитание нравственных ценностей, культуры речи и общения, на развитие познавательных способностей детей, формирование прочных навыков учебной деятельности, на обеспечение овладения всеми детьми устойчивой речевой и математической грамотностью (устной и письменной).
В учебном плане сохранены все образовательные области БУП, определена обязательная нагрузка учащихся: во 2 – 4 классах – 25 часов при 6-дневной учебной неделе и 40-минутной продолжительности урока.
На первой ступени обучения в школе реализуются программа «Школа России» (под ред. А.А.Плешакова). Эта модель образования построена на единых концептуальных основах, поэтому УМК реализуется в единстве 1-4 классах полностью. Начиная со 2 класса, осуществляется изучение иностранного языка; введен учебный модуль «Практика работы на компьютере в рамках предмета «Технология».
Часть компонента образовательного учреждения использована на усиление следующих образовательных областей во 2-4 классах :
физическая культура -1час ;
математика – 1 час.
Ведется интегрировано с предметом « Окружающий мир» региональный курс «Наш край» во 2-4 классах. ^
Учебный план определяет предельно допустимую итоговую нагрузку учащихся. Режим работы образовательного учреждения – 6-дневная учебная неделя.
При 6-дневной неделе в необходимом объеме сохраняется содержание, являющееся обязательным на каждой ступени для достижения всеми учащимися государственного стандарта по всем образовательным областям. Осуществлен переход образовательного учреждения в 5-8 классах на БУП 2004 года .
Часть компонента образовательного учреждения использована на усиление следующих образовательных областей :
математика (7а класс – 0.5 часа)
технология (7 класс- 1час;);
языки и литература (5 класс – 1 час; 7 класс – 0.5 часа),
История Владимирского края (9 класс – 1 час),
МХК (9 класс – 1 час)
Введен третий час физкультуры в 5, 6, 7, 8, 9 классах ; в 5, 6 , 8, 9 классах -информатика.
В 5-11 классах изучается предмет ОБЖ.
В 6а классе с целью обеспечения преемственности преподавание математики ведется по учебнику Н. Б. Истоминой .
В 5-8 классах интегрированно изучается курс « Вокруг тебя – Мир …»
В 9 классах за счет часов инвариантной части вводится предпрофильная подготовка, которая представлена элективными курсами («Создание мультимедийных презентаций», «Математика в образах», « Решение задач на построение», «Окислительно – восстановительные реакции» , «Международное гуманитарное право» , «Владимироведение», «Культура общения и речь», «Путь к успеху», «Трудные вопросы биологии», «История Британии»).Они призваны помочь ученику уточнить свой интерес к предмету , сделать правильный выбор профиля обучения на старшей ступени. Преподавание элективных курсов осуществляется по программам , рекомендованным ВИПКРО и ГИМЦ . Вопросы экономического и краеведческого курсов изучаются интегрированно .
В классах выравнивания выделены следующие формы коррекционной помощи учащимся:
групповые занятия с психологом, направленные на коррекцию дефицитных функций, обеспечивающих учебную деятельность;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия по учебным предметам (проводят учителя);
групповая коррекционно-развивающая, лечебно-оздоровительная деятельность «Уроки ритмики» и «Хореография», предусматривающие развитие дефицитных функций детей, укрепление их здоровья традиционными и нетрадиционными методами.
^ Осуществлен переход образовательного учреждения на БУП 2004 года .
10 , 11 классы работают по учебному плану для универсального профиля . Введен второй час русского языка ; на изучение ОБЖ отведено 2часа в неделю .
В целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации им предлагаются следующие факультативные курсы:
«Культура общения и речь», « Решение задач с параметрами», «Систематизация знаний по физике за курс средней школы», «Решение задач по молекулярной биологии и генетике», «Основы политологии». ^ Учебный план 1-4 кл.на ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Основной акцент в начальном образовании делается на развитие личности младшего школьного возраста.
Обучение в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности младшего школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества; охрана и укрепление здоровья;
освоение знаний, обеспечивающих успешное образование на данной и следующей ступени;
овладение общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности;
воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.
Основными задачами учебного плана являются:
формирование системы знаний, умений и навыков по базовым предметам не ниже государственных образовательных стандартов;
обеспечение развития интеллектуальных, познавательных и исследовательских умений обучающихся;
формирование у младших школьников общеучебных умений и навыков, способов деятельности;
создание условий для охраны и укрепления физического здоровья детей;
формирование навыков решения задач с использованием информационно-логических моделей, расширение кругозора обучающихся в области знаний, тесно связанных с информатикой.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей и задач обеспечит развитие младшего школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовно - нравственном развитии младшего школьника.
Для реализации этих задач были внесены изменения в организацию деятельности школы I ступени. Эти изменения коснулись как содержания образования, организации учебного процесса, так и технологии обучения, что нашло отражение в учебном плане школы.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий 2011-2012 учебный год. Учебно-методический комплекс (УМК) составлен в соответствии с реализуемой в начальной школе традиционно-развивающей образовательной системой и утвержден школьным методическим объединением и педагогическим советом.
В учебном плане сохранены все образовательные области БУП, определена обязательная нагрузка учащихся: в 1 классе – 21 часов в неделю при 5-дневной учебной неделе и 35-минутной продолжительностью урока, во 2 – 4 классах – 25 часа при 6-дневной учебной неделе и 40-минутной продолжительностью урока.
Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Региональный компонент учебного плана представлен 2 часами во 2 – 4 классах:
1 часом «Филологии», во 2 кл. – 1 час на литературное чтение, в 3-4 кл. по 0,5 ч. на изучение русского языка и литературное чтение;
1 часом «Математики» во всех классах,
для более полного раскрытия курсов. ^
Образовательная область «Филология» включает в себя русский язык, литературное чтение и иностранный язык. На изучение русского языка отводится 5 часов в неделю во 2 классе, в 3-4 – 5,5 ч.; на литературное чтение - во 2 классе 5 часа в неделю, а в 3-4 классах – 3,5 часа в неделю; на изучение иностранного языка отводится 2 часа в неделю во 2-4 классах.
^
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Особенности изучения курса. В результате изучения русского языка ученик должен знать:
значимые части слова;
признаки изученных частей речи;
типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности;
уметь:
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова;
без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
писать диктанты (объем 75-80 слов);
практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).
|