Скачать 1.45 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» И.Ф. Каляева ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Нижний Новгород 2010 УДК 6(072) ББК 30.6 я 73 К 179 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Р е ц е н з е н т: канд. пед. наук, доцент В.Г. Соловьев Каляева И.Ф. К 179^ : Учебно- методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. - 107 с. Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В пособии рассматриваются цели, задачи и содержание технологической подготовки учащихся, раскрываются дидактические принципы, методы, формы организации занятий учащихся. Раскрываются особенности предпрофильной технологической подготовки и профильного обучения учащихся. Пособие предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство». УДК 6(072) ББК 30.6 я 73 Каляева И.Ф., 2010 НГПУ, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………….…………..….…4
учителя технологии……………………………………….………………..12
«Технология»………………………………………………….……….….….19
в условиях профильного обучения………………………….…..….…….33
в старшей школе на профильном и базовом уровнях……….…………..37
как способ профессионального самоопределения учащихся основной школы……………………………………………....……………40
учащихся по технологии………………………………..……………..…99 Список литературы..................................................................................................107 ВВЕДЕНИЕ Данное пособие предназначено студентам дневного и заочного отделений технолого-экономического факультета и содержит теоретические сведения, необходимые для методической подготовки будущих учителей. В нем рассматриваются теоретические и общие методические вопросы, которые закладывают базу, фундамент для изучения частных методик преподавания всех учебных предметов (блоков или модулей), входящих в образовательную область «Технология». На основе данных теоретических и общих методических вопросов, дополняя, расширяя и углубляя их, подбирается тематика и строятся семинарские занятия по изучению первоисточников по этому курсу. Тематика и содержание курсовых работ по методике преподавания технологии, задания на педагогическую практику, значительная часть содержания выпускной квалифицированной работы (дипломной работы) при государственной аттестации выпускников по специальности «Технология и предпринимательство» - все это опирается на общие вопросы теории и методики обучения технологии. Пособие построено в соответствии с примерным перечнем вопросов к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория и методика обучения технологии». ^ Определение понятия методики Методика преподавания технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она как бы ответвляется от дидактики, или общей теории обучения. В свою очередь, дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Таково, в целом, место методики преподавания технологии, как и методик других учебных предметов, в общей системе педагогической науки: педагогика - дидактика - методика преподавания. Методика преподавания технологии берет себе на вооружение те же организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, общей теорией обучения. Впитывая в себя указанные общедидактические положения, их суть, структурные характеристики и т.д., методика видоизменяет эти положения применительно к целям и содержанию учебного материала «своего» предмета, предмета технологии. При применении метода объяснения, например, в физике раскрывается суть какого-либо физического явления или закона, а в технологии - устройство станка, сущность технологической операции по обработке того или иного конструкционного материала и т.д. Таким образом, методику преподавания технологии можно определить как предметную дидактику, как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии. Предмет, цель, задачи и содержание курса «Теория и методика обучения технологии» Любая наука имеет свой предмет исследования. Предметом методики преподавания технологии является процесс вооружения учащихся элементами общетехнических и специальных знаний, привитие им умений и навыков выполнения основных технологических операций по обработке материалов с использованием ручных инструментов и некоторых станков, а также навыков управления отдельными машинами. Процесс трудового обучения слагается из двух сторон: деятельности учителя, или преподавания, и деятельности учащихся, или учения, которые осуществляются во взаимной связи и единстве. Такая двусторонность единого учебного процесса характерна для всех школьных предметов. Вместе с тем своеобразие содержания и целей предмета влияет на особенности организации его изучения. Методика исследует это своеобразие, на основе его выясняет закономерности процесса обучения технологии и формулирует практические правила для преподавания каждого раздела в каждом конкретном классе. Это является общей задачей курса методики, из которой вытекает ряд частных ее задач. 1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого предмета. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта предметной образовательной области «Технология», учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе. 3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т. д. 4. Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, черчением и т.д. 5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся в развитии их творческих способностей и технического мышления. 6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам и т.д. Знакомство и работа с инструментами, приспособлениями и другим оборудованием, необходимым для успешного проведения уроков и внеклассных занятий. 7. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков. Все указанные задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и изучения передового педагогического опыта. Сущность и этапы педагогического исследования. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология» Педагогическое исследование – это сложная деятельность по установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса, связанная с нахождением, формулированием и проверкой этих закономерностей с помощью самых различных методов. Процесс педагогического исследования условно можно разделить на ряд этапов. Первый этап - определение конкретной области исследования, выбор темы, постановка целей и задач исследования. Второй этап - построение гипотезы, т.е. предположения о характере и формах связи исследуемых педагогических явлений, о причинах этих явлений. Гипотеза строится на основе научного материала, полученного в процессе ознакомления с теорией и историей вопроса. Третий этап - проверка гипотезы с помощью эксперимента или дополнительного изучения практического опыта. Четвертый этап - оформление результатов исследования. И, наконец, пятый этап – пропаганда результатов исследования и внедрение их в практику. На разных этапах исследования используются различные методы. Поэтому при проведении научно-педагогического исследования применяют сразу комплекс методов. Широкое применение в научно-педагогических исследованиях получили следующие методы: теоретический и исторический методы, педагогическое наблюдение, метод беседы, анкетный опрос, изучение учебной документации и продуктов обучения, педагогический эксперимент. ^ Начало любого педагогического исследования связано, как правило, с изучением литературных источников, с ознакомлением с теорией исследуемого вопроса. Этот метод так и называется - теоретическим. С его помощью определяется область неисследованного в науке, формулируется гипотеза, решаются другие задачи исследования. При выборе научной темы знакомятся с новейшими исследованиям по методике преподавания технологии и смежным с ней науками. На пограничных областях наук часто и выявляются островки неизученного. Богатый материал для педагогического исследования имеет литература, обобщающая школьную практику, педагогический опыт учителей технологии, а также произведения крупных отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Наряду с теоретическим методом в научно-педагогическом исследовании применяется и исторический метод. Предварительное ознакомление с историей вопроса очень важно для проведения серьезного и глубокого исследования. Критическое использование исторически сложившегося опыта прошлого предостерегает от ненужных увлечений и ошибок, от открытия давно открытого. Исторический метод исследования связан с изучением историко-педагогической литературы и архивных материалов. ^ Метод наблюдения - это систематическое целенаправленное изучение того или иного вопроса методики преподавания технологии путем непосредственного восприятия педагогических явлений. Объектами педагогического наблюдения могут быть поведение, поступки и действия учащихся, деятельность учителя технологии, применяемые им методы, приемы и средства обучения; характер отношений между учителем и учащимися в процессе обучения технологии, состояние учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования, инструментов и приспособлений. Цель наблюдения – установление и накопление педагогических фактов. 3атем эти факты, как правило, подвергаются проверке другими методами. После чего анализ и обобщение достаточного количества установленных и проверенных педагогических фактов позволяет установить закономерность того или иного методического явления. Основные требования к проведению педагогического наблюдения: целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих наблюдению сторон учебно-воспитательного процесса. Наиболее объективные результаты дает наблюдение в естественных условиях обучения. При этом ученики, как правило, не должны знать, что их специально наблюдают и изучают, иначе они могут вести себя так, как им хотелось бы показать себя наблюдателю. При подготовке к наблюдению необходимо разработать план, продумать средства фиксирования и оформления результатов наблюдения (ведение протокола, дневника наблюдения и т.п.). ^ Беседы как метод исследования методики преподавания технологии могут проводиться с учащимися, учителями технологии, родителями учащихся. Цель этих бесед – выяснение отношения собеседников к тому или иному педагогическому явлению. Беседы, так же как и наблюдения, готовятся заранее. Составляются планы бесед, формулируются вопросы. Результаты беседы фиксируются с помощью протокола или магнитофонных записей. ^ Метод анкетного опроса, или анкетирование, представляет собой применение специально разработанных анкет с вопросами. Ответы на эти вопросы дают значительный материал об исследуемых явлениях, и в отличие от беседы анкетирование может собрать значительно больший материал, который можно подвергнуть математической обработке. Главным в анкетировании является подбор и формулирование вопросов, заключаемых в анкеты. К этим вопросам предъявляются следующие требования:
^ Значительное количество сведений о процессе обучения технологии в общеобразовательных учреждениях можно получить, знакомясь с учебной документацией и так называемыми продуктами обучения. К учебной документации обычно относят классные журналы, учебные программы, календарно-тематические планы, инструкции к лабораторным и практическим работам и т.д. К продуктам обучения при изучении технологии можно отнести, прежде всего, те изделия, которые изготовляют ученики при изучении технологии обработки материалов, а также результаты различных контрольно-проверочных работ учащихся и др. 3накомясь с классным журналом, например, можно увидеть тематику проводимых уроков, успеваемость учеников по этим темам, посещаемость занятий по технологии. Если посмотреть выставку изделий, изготовленных учениками на уроках технологии и внеклассных занятиях, то можно определить и содержание обучения технологии, и уровень технико-технологических знаний, умений и навыков учащихся. Много сведений о содержании учебного процесса по технологии дают календарно-тематические планы учителей и составляемые ими планы-конспекты отдельных уроков. ^ Сущность эксперимента по методике преподавания технологии·заключается в том, что условия, содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в различных направлениях проверяет та или иная гипотеза, тот или иной вариант построения процесса обучения. Эксперимент проводится путем сравнения результатов по-разному построенных процессов обучения, поэтому важно, чтобы эти результаты были сопоставимы. С этой целью подбирают два или несколько параллельных классов или групп учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень подготовки. В одних классах (группах) обучение ведется с применением методов, средств обучения и т.д., предлагаемых исследователем. Эти классы называются экспериментальными. В других классах обучение проводится без указанных изменений по обычной традиционной методике. Такие классы при проведении эксперимента называют контрольными. Перед началом эксперимента, а также на промежуточных его этапах и в конце проводятся проверки полученных знаний, умений и навыков учащихся. При сравнении показателей результатов обучения учащихся в экспериментальных и контрольных классах устанавливается влияние предлагаемых условий, методов и средств на процесс обучения, определяется их эффективность, подтверждается или отвергается выдвинутая гипотеза. В педагогическом исследовании эксперимент обычно завершает его, являясь, как и вообще практика, критерием истинности полученных знаний. Связь методики преподавания технологии с другими науками Методика преподавания технологии связана, с одной стороны, с педагогикой, психологией, с социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны - с техническими науками. Как отрасль педагогических знаний методика преподавания технологии связана с педагогическими науками, и прежде всего с дидактикой. Как уже отмечалось, она вырастает из дидактики и опирается на ее основные положения. Методика преподавания технологии связана и с общей теорией и методикой воспитания. Проблемы воспитания методика рассматривает на примере исследований воспитательного аспекта, воспитательного влияния процесса обучения технологии на развитие личности учащегося. Большую роль в развитии методики преподавания технологии играет ее связь с психологией. Общая психология является естественно-научной основой, определяющей воспитательное влияние на развитие личности ученика, которое осуществляется в процессе обучения технологии. Для методики преподавания технологии очень важна опора на особенности психического развития детей и молодежи, т.е. на возрастную психологию. При разработке форм и методов обучения технологии нельзя не учитывать вопросы психологии обучения и воспитания. Здесь проявляется связь методики с педагогической психологией. Определяя содержание обучения, в которое входят знания и умения по технологии обработки материалов, энергии и информации, методика устанавливает связи с психологией труда и инженерной психологией. Связь методики преподавания технологии с другими социально-гуманитарными науками, и прежде всего с культурологией, позволяет ей решать проблемы воспитания в процессе обучения технологии, развития социально значимых качеств личности учащегося. Другая сторона связей – связи с техническими науками. Они позволяют методике решать проблему разработки содержания обучения технологии, т.е. учебный материал, который отбирается для изучения в школьном курсе технологии, черпается из технологии конструкционных материалов, машиноведения, технической механики, электрорадиотехники и других общетехнических дисциплин. Через технические науки методика преподавания технологии связана с естественно-научными дисциплинами, в первую очередь с физикой, а также с математикой. Здесь очень важно отметить, что рассмотренные связи методики преподавания технологии с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии. А методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки. |
![]() | П 24 Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики : Межвузовский сборник научных трудов. Вып Саратов: Издательский центр... | ![]() | А 43 Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе [Текст]: сборник научных статей. Вып. – Киров: Изд-во... |
![]() | Факультет подготовки региональных кадров Кафедра теории и методики дистанционного обучения | ![]() | Ргпу. Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Технологии и... |
![]() | Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В... | ![]() | Карточка №8. Том 1, часть 1, глава 4, с. 25. Какие вопросы решали гости в салоне Анны Павловны Шерер? Вопрос о Наполеоне |
![]() | ... | ![]() | Гармонизация подготовки отраслевых кадров и педагогов профессионального обучения на основе кластерного подхода 9 |
![]() | Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые... | ![]() | Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... |