Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик»




НазваниеПроект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик»
страница1/3
Дата публикации19.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Право > Реферат
  1   2   3
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ



ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Проект разработала

старший воспитатель

МДОУ № 40

«Золотой ключик»

ГО Краснотурьинск

Суркова Н.Н.

2011 год

Введение.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема важная и сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали. Человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления значения, содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников, которое мы видим в последнее время.

Между тем, в средствах массовой информации иногда еще продолжаются дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на мой взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.

На протяжении тысячелетней истории Российского государства содержание понятия “патриотизм” менялось. Каждая эпоха накладывала на него свой отпечаток. С середины 1980-х и до конца 1990-х годов в обществе не принято было говорить о Родине, любви к своей стране, патриотизме, — это понятие приобрело нарицательное значение. Оно и понятно: менялось содержание жизни, ценностные ориентации, всем нам требовалось время для того, чтобы осмыслить что происходит со страной, кто мы, чего хотим, какой мечтаем увидеть Россию, можем ли назвать себя патриотами и что такое истинный патриотизм. И одна из трудностей современного патриотического воспитания заключена именно в том, что это понятие требует очередного переосмысления. И оно началось. Педагоги вновь обращаются к вопросам патриотического воспитания, переосмысливают теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определяют содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области.

В Российской педагогической энциклопедии (М., 1999. Т.2. С.109) патриотизм трактуется как (от греч. patris — Родина, Отечество) “социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов.

Патритизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности”.

Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье и детскому саду. Ведь всё начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага.

Эти задачи традиционно решались в нашем дошкольном учреждении, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать её более содержательной. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Ребенку всё сложнее полюбить свой родной дом, семью, да и детский сад тоже. Нам не всегда удается сделать их такими, чтобы дошкольник дорожил своим домом, бежал в детский сад. То у нас кадров не хватает, то денег, у нас все время чего-то не хватает, а малыш растет. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, что не всегда получается воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Есть мнение, что ребенок любит свой дом и родителей независимо от того, плохие они или хорошие, воспитывается это чувство специально или нет. Но это не совсем так. Чувство защищенности, которое дарит дошкольнику родной дом, рождает потребность в нем. Но желание иметь, как все, дом и родителей – надежду и опору, кормильцев и защитников, тех, от кого зависит твоя жизнь, делает тебя “полноценным человеком”, равным среди сверстников, совсем не то же самое, что любить их. Любить человека надо учить с первых лет его жизни, малыш должен научиться не только брать,

но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к ним, замечать их состояние, сострадать, словом и делом помогать.

Психологи уверяют: у дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Требуется для этого немало, но всё это вещи естественные и понятные. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда.

Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым родным домом для ребенка, могут стать:

· эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно ориентированный способ общения, отсутствуют суровые формы наказания, ребёнок чувствует себя желанным и защищённым;

· соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность;

· предоставление дошкольнику права участвовать в обсуждении программ семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада;

· интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок;

· бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;

· упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;

· побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

· самостоятельность ребенка (в пределах разумного) и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей;

· предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

· активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

В нашем детском саду соблюдение этих условий является основополагающим принципом построения образовательного процесса в целом.

Не может не радовать тот факт, что сегодня в дошкольных учреждениях, и в нашем детском саду в том числе, как никогда, много делается для решения и такой важной задачи патриотического воспитания как приобщение детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания. У нас, в МДОУ № 40 образовательная деятельность в этом направлении реализуется по программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Дети в нашем детском саду знакомятся и приобщаются к русским народным традициям, ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Но практики чересчур рьяно взялись укоренять детей в русской культуре, по сути, замкнулись в ней, не считая нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами, хотя с каждым годом в дошкольных учреждениях города Краснотурьинска увеличивается количество детей разных национальностей. У нас всегда так — из одной крайности в другую. Но, во-первых, так мы можем преуспеть во взращивании националиста в детской среде, а во-вторых, это прямое нарушение права ребенка – представителя другого народа на национальную самобытность. Ведь мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с “чужим”, но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счёт влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса. Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

В изучении культурного наследия можно и нужно выйти также и за пределы России, но злоупотреблять этим не стоит. Всему своё время. Идти надо от близкого к далёкому. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на её просторах, полюбил её землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является её сыном, значит, Россия для него Родина.

Но не только человек обязан беззаветно служить Родине, но и она должна оставаться для него родной матерью даже в самые критические моменты своей истории, когда решается её судьба. Ведь истинным патриотом может быть только человек с активной жизненной позицией, воспитать которого возможно только в атмосфере уважения и при личностно ориентированном подходе к организации процесса воспитания и образования. Понимая это, современная Россия переходит на этап развития демократического и правового государства. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (раздел 1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

Задачи патриотического воспитания тесно взаимосвязаны с необходи -мостью повышения правовой культуры граждан России. Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.

Права человека предполагают законодательно закреплённую возможность получать индивидом материальные, духовные и иные блага, свободы – действовать по своему решению без чьей-либо санкции. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность.

Осознавая необходимость внедрения в практику дошкольного образования вопросов правового воспитания, педагоги нашего детского сада проанали - зировали свои знания и знания родителей о нормативных документах, касающихся прав детей, о задачах и методах реализации задач правового образования дошкольников, и пришли к выводу, что правовая и педагогическая культура родителей находится на низком уровне, да и у педагогов недостаточно знаний о системе правового воспитания дошкольников. Крайне сложным для практиков сегодня является вопрос и содержания правового воспитания. Ведь очень важно грамотно отбирать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров, чтобы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности. Этим всегда грешила отечественная дошкольная педагогика. Но в то же время, взрослый должен удовлетворить любопытство, любознательность ребенка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вызовет в дальнейшем недоверие к педагогу. А в педагогике, как и в медицине, главное – не навредить.

Патриотическое и правовое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника: осуществляться в повседневной жизни и во время организованной образовательной деятельности с детьми; в совместной деятельности со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей (игровой, продуктивной, познаватель -ной, художественно – эстетической). Задачи правового и патриотического воспитания и образования должны решаться в неразрывной связи друг с другом.

Работа по патриотическому и правовому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического и правового воспитания детей требует серьёзного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Задача руководителя современного ДОУ – не оставаться равнодушным и организовать систематическую и целенаправленную работу по патриотическому и правовому воспитанию и образованию вначале с сотрудниками детского сада, а затем с родителями и детьми.

Только совместными усилиями взрослые смогут воспитать активного гражданина своей страны, а таковым является человек с чувством собственного достоинства, способный сопротивляться жестокости,

отстаивать свои права, любить и защищать Родину.

Актуальность задачи переосмысления подходов к патриотическому воспитанию детей и включения в программу образования и воспитания дошкольников вопросов воспитания правовой культуры вызвало необходимость разработать данный инновационный проект гражданского воспитания дошкольников. При разработке проекта использован опыт работы педагогов МДОУ № 40 города Краснотурьинска, а также педагогов – новаторов России.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconПоложение о школьном кукольном театре «Золотой ключик» муниципального...
Настоящее положение регулирует деятельность школьного кукольного театра «Золотой ключик»

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconКонспект проведения совместной деятельности воспитателя с детьми...
Мдоу детский сад №7 «Золотой ключик» отдела образования администрации городского округа город Шарья

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» icon«Уронили мишку на пол…»
Автор- составитель: Зайцева Т. В. старший воспитатель мдоу «Пронский детский сад»

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconИнтегрированное занятие на тему «моя семья» в старшей группе «малышок»...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconУрок-игра «как вести себя на природе» Автор Л. А. Гребаюнас, мдоу...
Оборудование: иллюстрации (гроза, пожар, дети купаются в реке); видеокассета «Детская рубрика» из программы «Здоровье» (что такое...

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconСценарий: «Новогодняя сказка»
С новым годом! Я очень добрый сказочный персонаж, я люблю своего Папу Карло и верю, что я создан на радость людям. Добрая Черепаха...

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconМетодические рекомендации по проведению итогового занятия с детьми,...
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа нашей страны – все это взрослые передают детям,...

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» icon«чтобы не было беды» Проект разработала Воспитатель Злодеева О. С. Чебаркуль 2013 год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 «Колокольчик»

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconМуниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский...
История возникновения города ю-п основан град в 1152 г. Основатель Юрий Долгорукий. С 1788г уездный город, с 1929 районный центр...

Проект разработала старший воспитатель мдоу №40 «Золотой ключик» iconПономарева Лилиана Анатольевна, старший воспитатель мдоу №2
Мотивационную готовность. Родителям важно знать уровень сформированности у ребенка положительного отношения к школе. Оно может быть...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница