Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом»




НазваниеЛитература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом»
Дата публикации16.11.2014
Размер87 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Математика > Литература
Государственное учреждение образования

«Верхменская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Тумара»

Литературные произведения

глазами математика


Выполнила: Иванова Евгения, ученица 5 класса

Руководитель: Огородная Л.В.

2010г.
Содержание:

1.Введение

2.Основная часть:

2.1. Анкетирование и его результаты

2.2. Поиск, исследование и анализ математических задач:

  • Сказки Пушкина

  • Русские меры длины

  • От Ливерпуля до Рио- де- Жанейро

  • Г.Остер « Зарядка для хвоста»

  • Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам».

3. Заключение

4. Литература

Введение:

Хорошие книги можно читать по – разному « залпом», едва поспевая за увлекально разворачивающимся сюжетом или медленно, наслаждаясь красотой авторского слога. А еще можно читать глазами математика, замечая и анализируя забавные ситуации. И это не только увлекательное, но и поучительное занятие.

Нередко встречаешься с употребление математических данных и числительных в художественных текстах .Какова же роль числительных в тексте? А данные используются с достоверной точностью или просто так

« к слову»? На эти вопросы я попытаюсь ответить, проанализировав некоторые отрывки литературных произведений.
При исследовании будут использованы следующие методы: поиск, изучение, анализ, обобщение
^ Цель:
Проанализировать употребление математических данных и числительных в литературных произведениях.

Задачи:

  • Прочитать произведения

  • Используя, знания по математике проанализировать точность использования математических данных в тексте



^ 2. Основная часть

2.1. Анкетирование и его результаты.

Читая художественные произведения, мы нередко можем встретить в них придуманные автором математические задачи. Проблема заключается в том, что не все читатели при прочтении обращают внимание на затейливые авторские головоломки, да и сам автор не всегда осознанно, зачастую между делом, ставит их в своих романах, повестях, рассказах.

Чтобы более подробно прояснить ситуацию среди читателей, в целях исследования решено было провести интервьюирование, респондентами которого явились ученики 5-6 классов и учителя.

В анкетировании принимало участие 17 человек, каждый из которых регулярно читает художественные произведения. По результатам проведенного исследования 67 % опрошенных встречают в прочитанном задачи, головоломки, шарады математического характера. Также было установлено, что только один из тех, кто находит в рассказах, повестях, романах задачи, пытается решить их. Но в целом, опрошенные считают использование математических задач при написании своих произведений уместным приемом.

^ 2.2. Поиск, исследование и анализ математических задач.

Далее было решено самостоятельно ознакомиться с рядом художественных произведений, поискать в них объект исследования – математические задачи, проанализировать употребление математических данных и числительных в литературных произведениях, используя, знания по математике проанализировать точность использования математических данных в тексте

  1. Числа в сказках Пушкина А.С


Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является

число 3.

Число « 3» издревле считали магическим. Даже в библии 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: « Бог троицу любит».

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Ведь в сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

В « Сказке о попе и работнике его Балде» три раза Балда в море « веревку крутил», три раза мерился силой Балда с « посланным бесенком».

В « Сказке о царе Салтане» уже с первых строк мы читаем

« Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

И только желание третьей девицы ( родить для батюшки- царя богатыря) понравилось царю. Через три дня , как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Три раза выручает царевича лебедь.

Также в сказке встречается цифра 33 ( 33 богатыря). Данное число означает множество.

В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Также в поисках невесты Елисей трижды обращался за помощью:

К красному солнцу

К месяцу ясному

К ветру буйному.

В « Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза кидал в море свой невод. И только на третий раз

«… пришел невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой – золотой».

В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» еще мы встречаемся с числом 7.


В русских пословицах и поговорках слово « семь» часто выступает как

« много»: « Семеро одного не ждут», « Лук от семи недуг»…,, и в сказке Пушкина число 7 имеет значение много.
В « Сказке о золотом петушке» встречается число 8. Цифра «8» является четной. А у народа есть суеверное представление, что четное число связано со смертью.

Так и в сказке . Через 8 дней сам царь доехал до поля боя. И что же он увидел?

 



 
«…Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат.

Оба мертвые лежат...»

Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Выбор чисел, основан на народном представление о значении чисел.

2.Старые меры длины в русской литературе.

С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы длины « естественного происхождения». Чаще всего это рука или ее части.

1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.

^ 1 аршин = 71,12см

1 четверть = 17,78см

1 вершок = 4,5см.

1 сажень = 216см

Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост.

А) Обратим свое внимание к произведению Тургенева И.С. « Муму»:

«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения»

Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима.

12 * 4,5 см = 54 см.

И что же мы получили? Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь?

Может писатель ошибся, или я неверно представляю себе указанные автором величины?

Оказывается раньше, говоря о росте взрослого человека, указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.

Проведем повторное вычисление:

2*72см = 144см ( это 2 аршина)

144 +54= 198см ( 2 аршина и 12 вершков). Получается рост Герасима был 1м 98см, а это действительно высокий человек.
Б) Рассмотрим еще одно произведение, где встречаются старорусские меры длины.

Герой стихотворения Н.А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в полноводье спасал зайцев:



« Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.»
Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?

S=ав, а= 1 аршин =72см,в = 1 сажень =216см.

S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.

Можем сделать вывод: Островок и в самом деле был небольшим.
3.От Ливерпуля до Рио- де- Жанейро.

В песенке «На дальней Амазонке» на слова Киплинга есть такие строчки:

« Из Ливерпульской гавани

Всегда по четвергам

Суда уходят в плаванье

К далеким берегам..»

А какое же расстояние от Ливерпуля до столицы Бразилии Рио-де-Жанейро?
Пользуясь, географическим атласом я нашла расстояние между этими городами. Оно равно 13,3 см. Зная масштаб карты 1 см : 750км, я вычислила, что расстояние между городами равно 9975км.

5. Г.Остер « Зарядка для хвоста»

Много любопытных примеров математических задач можно найти в сказке Григория Остера « Зарядка для хвоста».

Например, история о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка.
А так ли это на самом деле?
Используя , учебник по биологии и энциклопедию я узнала, что средний рост попугая = 22см, мартышки 77см, слона 335см, удава 10м.
Выполнив, несложные вычисления я получила, что в жизни

Длина 1 удава = 45 попугаям ( 1000 : 22=45)

=13 мартышкам (1000 : 77= 13).

= 3 слонам (1000 : 335 =3) .

Можно сделать вывод, что автор в своем произведении пренебрег точными данными.
7. Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам».

Огромное количество задач мы находим на страницах книги « Путешествия Гулливера», где описаны необычайные приключения в стране лилипутов и великанов. В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных , растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше.
Лилипуты, читаем мы в книге, установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов:

«…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов».

Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута?

Расчет на самом деле сделан верно, если не считать маленькой арифметической ошибки. Не надо забывать, что лилипуты это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в

12 *12 *12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды.

Заключение:

Проведя анализ некоторых произведений, могу сделать вывод, что авторы употребляя в своих произведениях числительные и математические данные не просто так дают готовые знания и выдают все математические секреты, а предлагают нам подумать и дают пищу для размышления.

Во многих произведения можно заметить « руку математика». На страницах многих книг содержится много загадок и ни одной отгадки. А разве книга не должна давать читателю пищу для ума? На самом деле любая книга откроет свои тайны только тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.

Литература:


1.Пушкин А.С. Сказки Москва 1990.

2. Тургенев И.С. «Муму»

3.Некрасов Н.А. « Дедушка Мазай и зайцы»

4. Г. Остер « Зарядка для хвоста»

5.Д. Свифт « Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconД. И. Писарев Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать,...
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconЧтобы создать атмосферу новогоднего праздника, в зимние дни детям...
Новый год ассоциируется со сказкой, волшебством, а любая новогодняя книжка – это сказка. Какие детские книги можно посоветовать читать...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconКонкурс прошел. Итоги подведены. Настала пора порассуждать. Три главных...
Чтобы писать хорошие стихи, нужно очень много читать хороших стихов! Это самое главное правило. Вспомним Курта Воннегута

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconВ. А. Бородина С. М. Бородин «Учим…читать»
В нашей стране давно достигнута всеобщая грамотность. Каждого советского человека с полным правом можно назвать читателем. Читать...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconЛитература С. П. Алексеев «История крепостного мальчика»
Литература – стр. 260-261 (читать), часть 2-Марк Твен «Приключение Гекльберри Финна» (читать)

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconЭрнест Цветков Конструктор реальности (полная версия) Автор. Книги Эрнеста Анатольевича Цветкова
«Танец дождя» и «Мастер самопознания». Теперь же он имеет возможность совершить погружение в более разветвленную систему психотехник...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconПлан введение Рыцарская литература Заключение Список литературы введение
В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача,...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» icon"Праздник книги"
И действительно, книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и...

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconЛитература. Тематические книги: о природе, о спорте, о транспорте...
Сказки. Книги, которые развивают детей. Энциклопедическая литература. Тематические книги: о природе, о спорте, о транспорте и т д....

Литература Введение: Хорошие книги можно читать по разному «залпом» iconПисатель скончался во французском городке Буживаль под Парижем, 22...
А. Степанова писатель сделал запись: До пятнадцати лет следует читать книги полезные и приятные в то же время; от пятнадцати до двадцати...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница