Этапы выполнения научной работы студентов




НазваниеЭтапы выполнения научной работы студентов
страница1/7
Дата публикации15.07.2013
Размер0.52 Mb.
ТипНаучная работа
www.lit-yaz.ru > Математика > Научная работа
  1   2   3   4   5   6   7

Оглавление





Оглавление 3

Введение 5

1. Этапы выполнения научной работы студентов 7

2. Структура научной работы студентов 10

3. Требования к оформлению научной работы студентов 18

Структурные компоненты обеспечения качества профессионального образования 24

Качество 24

образовательного процесса 24

4. Критерии оценки научной работы студентов 29

Список литературы 31

Приложение 1 32

Пример оформления титульного листа научной работы студентов 32

Приложение 2 33

Пример оформления оглавления научной работы студентов 33

Приложение 3 34

Пример оформления списка литературы научной работы студентов 34

Приложение 4 36

Пример оформления приложения к научной работе 36

Приложение 5 38

Пример оформления аннотации научной работы 38

Приложение 6 39

Пример оформления сведений об авторе(ах) и научном руководителе 39

Приложение 7 40

Пример оформления сведений о научной работе 40

Приложение 8 41

Пример оформления отзыва руководителя на конкурсную работу 41

Приложение 9 42

Приложение 10 43

П Е Р Е Ч Е Н Ь
научных разделов и базовых вузов по научным разделам открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов по естественным,
техническим и гуманитарным наукам 43

Приложение 11 47

ПЕРЕЧЕНЬ 47

примерных направлений научных работ студентов 47



Введение




Научная работа студентов – одна из важных ступеней повышения качества профессиональной подготовки, эффективное средство развития творческих научных способностей и повышения заинтересованности будущих специалистов в своей профессии, поддержки и поощрения особо одаренной молодежи к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Понятие «научная работа студентов» включает в себя два элемента:
1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие навыков этого туда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методов.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность направлена на:

  • расширение знаний студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин и развитие практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  • проведение научных изысканий для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

  • выработку навыков обоснованного изложения результатов собственных научных исследований и развитие способностей аргументированной защиты полученных результатов;

  • формирование системы методологии познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

  • подготовку и отбор молодых кадров для поступления в аспирантуру, дальнейшего их привлечения для работы в учебных заведениях.

Научная работа должна содержать совокупность результатов, научных положений, рекомендаций, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.

В данных методических рекомендациях излагаются сущность основных этапов проведения научной работы, структура научной работы, требования к написанию, содержанию и оформлению научных работ студентов, критерии оценки научной работы.
^

1. Этапы выполнения научной работы студентов




Научная работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки будущих специалистов.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Процесс выполнения любой научной работы состоит из последовательно-осуществляемых этапов: 1) предварительный; 2) исследовательский;
3) оформление результатов.


Предварительный этап

Определение проблемы, предмета и объекта исследования

Постановка задач исследования

Выявление противоречий

Подбор и изучение литературы




Исследовательский этап

Анализ и обобщение материалов

Формулировка выводов и предложений

Экспериментальная проверка полученных результатов

Подведение итогов эксперимента




Этап оформления результатов исследования

Уточнение структуры работы

Оформление предварительного варианта текста

Проверка и научное редактирование текста


На предварительном этапе определяется проблема, формулируется тема исследования, ее актуальность и значимость для современной науки и практики, ставятся цель, задачи, объект и предмет исследования, выявляются противоречия, требующие разрешения, подбор и изучение литературных источников и т.п.

Особое значение на предварительном этапе имеет грамотная формулировка темы исследования (Приложение 11).

Тема должна отражать содержание работы, быть логично связана с целью исследования. Формулировка темы должна быть конкретной. Рекомендуется избегать тем, которые охватывают большой круг вопросов или широкий временной период, так как в рамках одной работы достаточно сложно глубоко осветить весь имеющийся материал.

Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.

Тема исследования выбирается с учетом ее значимости и своевременности, которые совместно с сутью проблемной ситуации определяют актуальность.

Также важным на предварительном этапе является подбор и изучение литературы, которое имеет целью осведомление о состоянии в современной науке исследуемой проблемы, что сделано другими исследователями в этом направлении, а что еще недостаточно изучено, либо вообще не рассматривалось.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

По ходу изучения литературы формируется список изученных литературных источников, в котором содержится полное библиографическое указание источника.

На исследовательском этапе производится выбор методов исследования, т.е. инструмента, необходимого для достижения поставленной цели. Выполняется само исследование, которое, кроме теоретической части, должно содержать практическую реализацию поставленной задачи и экспериментальную, подтверждающую достоверность, эффективность и практическую значимость полученных результатов, дается оценка полученных результатов, формулируются выводы, разрабатываются варианты решения поставленной проблемы, определяются наиболее перспективные направления развития исследуемого объекта, которые определяют научную новизну и практическую ценность работы.
На этапе оформления результатов исследования уточняется структура работы, обеспечивающая логическое изложение содержания научного исследования.

В соответствии с оглавлением оформляется предварительный вариант текста, включая иллюстрации и таблицы. Текст должен быть информативным и в то же время кратким и четким, оформлен в соответствии с требованиями к научной работе.

Производится дополнительная проверка (корректировка) и научное редактирование текста, просмотр таблиц и иллюстраций, окончательное оформление результатов исследований.


^

2. Структура научной работы студентов




Научная работа студентов представляет собой законченное самостоятельное исследование по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:

  1. Титульный лист (Приложение 1).

  2. Оглавление (Приложение 2).

  3. Введение.

  4. Основная часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы (Приложение 3).

  7. Приложения (Приложение 4).

    1. Титульный лист

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны девиз, название работы, раздел конкурса, год написания работы (Приложение 1).
^ II. Оглавление

В оглавлении последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана научной работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

При составлении оглавления следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была освещена всесторонне.

Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт (Приложение 2).

Оглавление научной работы должно включать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), заключение, список литературы и приложения (если имеются).

Оглавление может быть простым, сложным или комбинированным. Простое оглавление включает перечень основных вопросов. В сложном – каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированное оглавление, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.
^ III. Введение

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, т.е. тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования.
Актуальность исследования

Актуальность исследования – изложение сути проблемной ситуации, аргументация своевременности и значимости выбранной проблемы исследования.
Определение цели и задач исследования

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (выявить…, описать…, установить…, определить… и т.п.)

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач исследования.

Например:
^

Целью научной работы является разработка технологии создания электронного учебника по педагогике.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность создания электронного учебника;

  • изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по данной теме;

  • провести анализ компьютерных средств обучения и выявить особенности электронного учебно-методического комплекса;

  • разработать содержание и технологию создания электронного учебника;

  • сделать выводы и на основе проведенного исследования разработать электронный учебник по педагогике.


Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Например:

Объектом исследования выступает электронный учебник по педагогике.

^ Предметом исследования является теория и практика создания электронного учебника по педагогике.
Определение новизны, практической и теоретической значимости исследования

Научная новизна результатов исследования характеризует одну из основных сторон результатов исследования – новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Здесь необходимо обозначить те положения, которые разработаны лично автором работы.

Например:

Научная новизна работы состоит в том, что в ней:

  • определена технология создания электронного учебно-методического комплекса по педагогическим дисциплинам;

  • разработан электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика».


Теоретическая значимость исследования – показывает новизну; концептуальность и доказательность; перспективность разработанных теоретических положений работы.
Например:

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

  1. Определены теоретические основы создания электронного учебника.

  2. Разработана структура и содержание электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогика».


Практическая значимость заключается в конкретных указаниях, правилах, рекомендациях, во влиянии внедрения результатов исследования на качество процессов, объектов и явлений.
Например:

  • основные положения, выводы и рекомендации по созданию учебно-методического комплекса могут быть учтены при создании электронного учебно-методического комплекса как по педагогическим, так и другим дисциплинам;

  • разработанный электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Педагогика» может быть использован как на практических занятиях по предмету, так и для организации самостоятельной работы студентов.


^ IV. Основная часть научной работы

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

При раскрытии темы необходимо показать теоретические знания, умение работать с литературой, сравнивать, анализировать и обобщать.

Основное содержание научно-исследовательской работы, как правило, складывается из следующих частей:

  • констатирующей;

  • аналитической;

  • практической.

В констатирующей части на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается история или общетеоретические вопросы рассматриваемой темы, показывается степень ее изученности, рассматриваются различные подходы к решению, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала и т.д.

В аналитической части анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия, дается характеристика объекта исследования, проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, выявляются тенденции развития объекта, вскрываются недостатки.

В практической части работы предлагаются способы решения проблемы. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный и обоснованный характер. Базой для их разработки служит проведенный анализ исследуемой проблемы, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции целесообразности и перспектив использования.
^ V. Заключение

В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практически выводы и предложения, к которым пришел автор в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Заключение должно подвести итог решения тех задач, которые были во введении и рассмотрены в научной работе.
^ VI. Список использованной литературы

Библиографический список использованных источников является одной из существенных частей научной работы. По этому списку можно судить о глубине и всесторонности исследования, об осведомленности исследователя в литературе по теме.

Список используемых источников позволяет в значительной степени оценить и качество проделанного исследования. Так, отсутствие в перечне новейших материалов или признанных в научной среде трудов по избранной теме дает возможность сделать вывод, что научная работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних достижениях научной мысли.

Оформление библиографического аппарата включает:

1) библиографическое описание использованных источников;

2) группировку источников различными способами, в зависимости

от характера работы и ее назначения (Приложение 3).

Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Расположение источников в списке должно быть следующим:

  1. Официальные документы:

  • Конституция;

  • законодательные материалы;

  • документы, исходящие от органов представительной, исполнительной и судебной власти (законы, указы, постановления).

  1. Статистические сборники, ежегодники и прочие материалы статистических органов.

  2. Далее в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или названий источников (если нет авторов) перечень отечественной и зарубежной литературы по теме исследования (без подразделения по типам и видам публикаций – книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, нормативные документы и др.). Если внутри этого перечня встречаются работы одного автора, то их следует описывать в хронологическом порядке. Допускается привлечение материалов и данных, полученных по Интернету. В этом случае, помимо названия и автора материала, необходимо указать сайт и дату получения.



^ VII. Приложение

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера (Приложение 4).

При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

Кроме того, к работе прикладываются (отдельно в файле) аннотация, сведения об авторах и научном руководителе, сведения о научной работе (Приложения 5, 6, 7), отзыв научного руководителя (Приложение 8) и если имеется справка о внедрении результатов исследования (Приложение 9).


^

3. Требования к оформлению научной работы студентов




Технические требования к оформлению научной работы
Объем научной работы должен составлять 35-45 страниц печатного текста формата А4.

Следует нумеровать страницы (внизу страницы по центру).

Научная работа сшивается скоросшивателем, приложения (аннотация, сведения об авторах и научном руководителе, сведения о научной работе, отзыв руководителя) прикладываются к работе в отдельном файле.

Параметры оформления научно исследовательской работы (редактор Word):

  • Шрифт – Times New Roman.

  • Размер шрифта – 14.

  • Отступы: слева – 3, справа – 1,5, сверху – 2,5, снизу – 2,5.

  • Отступ первой строки 1,27.



Требования к оформлению таблиц
Таблица – это перечень цифровой и (или) текстовой информации, приведенной в систему и разнесенной по графам и строкам, разделенным линейками.

В таблицу входят следующие элементы: 1) порядковый номер; 2) тематический заголовок; 3) заголовочная часть; 4) основная часть, состоящая из боковика и прографки, в которой графы (колонки, столбцы) и строки (горизонтальные ряды) отграничены одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями (рисунок).










Заголовочная часть
Заголовки граф







Подзаголовки граф









Строки

(горизонтальные

ряды)
















Боковик (графа

для заголовков)




Графа (колонки)





^ Рис. Основные элементы таблицы
Порядковый номер таблицы ставят тогда, когда в работе их две или более. Он помещается над правым верхним углом таблицы. Слово «Таблица» пишут с заглавной буквы, знак «№» не ставят. На каждую таблицу делают ссылку в тексте работы. Например: Этот вывод подтверждается фактическими данными (таблица 2).

Тематический заголовок должен кратко отражать содержание таблицы. Он помещается над таблицей, посередине. Его пишут с прописной буквы, без точки в конце.

Заголовочная часть таблицы содержит заголовки граф. Они пишутся с прописной буквы, в большинстве случаев в именительном падеже единственного числа. Подзаголовки начинают с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, и со строчной – если они образуют одно предложение с основным заголовком графы. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставят. Не рекомендуются диагональные (косые) линии в заголовочной части с надписями по обе стороны диагонали.

При переносе таблицы на другую страницу можно тематический заголовок и заголовочную часть таблицы не повторять, а пронумеровать графы и продублировать нумерацию на следующей странице. В этом случае над другой частью таблицы помещают словосочетание «Продолжение таблицы», а если таблиц несколько, то указывают ее номер (например: Продолжение таблицы 1).

Боковик – это крайняя левая графа таблицы, содержащая информацию, связанную с горизонтальными рядами. Строки боковика должны подчиняться его заголовку. Они начинаются с заглавной буквы, а подчиненные названия – со строчной.

Прографка – это графы, содержащие информацию, связанную как с заголовочной частью, так и с боковиком таблицы. В таблице не должно быть пустых граф. При отсутствии сведений в графах ставят тире. Если в следующей строке текст повторяется, то его заменяют словами «То же» или кавычками. Текст строк печатают с прописной буквы. Цифровые данные располагают: единицы – под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями, десятые доли – под десятыми и т.д.

В таблицу не рекомендуется включать отдельную графу «Единицы измерения». Общую для всех сведений единицу измерения указывают в соответствующей строке боковика или заголовке графы.

Например:

^ Таблица 1
Уровневая характеристика сформированности компонентов правовой культуры педагога профессионального обучения





^ Наименова­ние компонентов


Группа

Уровни сформированности правовой культуры педагогов профессионального обучения(в %)

Низкий

Средний

Высокий

1

Гносеологический

К

35,3

52,9

11,8

Э

34,8

52,2

13,0

2

Аксиологический

К

33,3

56,9

9,8

Э

31,5

57,7

10,8


где К – контрольная группа, Э – экспериментальная группа.
Разновидностью таблицы является вывод. Он представляет собой таблицу без вертикальных и горизонтальных линий, содержащую боковик, отточия (ряд точек) и несколько граф и строк. Вывод может не иметь заголовка, если он является продолжением излагаемого текста и стилистически с ним связан.

Например:

Налоговая преступность в 1995 г. в России характеризуется следующими показателями:

Зарегистрировано всего преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3793

Осуждено лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432

Требования к оформлению иллюстративного материала
В качестве иллюстративного материала в научных работах используются графики, диаграммы и схемы.

График – это условное изображение соотношения величин в их динамике при помощи геометрических фигур, линий и точек.

График содержит следующие элементы: 1) заголовок; 2) словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; 3) оси абсцисс и ординат, шкалу с масштабами и числовые сетки; 4) числовые данные, дополняющие или уточняющие величины нанесенных на график показателей.

Основа графика – его геометрические фигуры, линии и точки, с помощью которых изображают величины.

Оси абсцисс и ординат вычерчивают сплошными линиями без стрелок на концах. По осям координат указывают условные обозначения, а на самих осях – числовые значения. График может быть снабжен координатной сеткой. Часто вместо сетки масштаб наносят короткими штрихами (рисками) на осях. Числовые значения штрихов масштаба пишут левее оси ординат и ниже оси абсцисс. Для экономии места числовые значения можно начинать не с нуля, а ограничивать их теми значениями, в пределах которых показывается соотношение величин.

В зависимости от целей, количественной базы и применяемых геометрических знаков графики могут быть линейными, столбиковыми, полосовыми, секторными (круговыми) и т.д.

На графике может быть изображена динамика нескольких явлений, тогда их кривые должны быть хорошо различаемы по цвету или форме.
График 1

^ У

ровень усвоения знаний


Если для построения графиков используются такие геометрические фигуры, как прямоугольники и круги, то их называют диаграммами.

Столбиковая диаграмма строится в системе прямоугольных координат. Основания столбиков одинаковой ширины помещаются на оси абсцисс, а их высота отражает величину явления. Конкретное значение показателя может быть указано на самом столбике. Столбики могут располагаться вплотную друг к другу или через определенное равное расстояние.

Диаграмма 1




Полосовые диаграммы отличаются от столбиковых тем, что прямоугольники в них расположены не вертикально, а горизонтально (полосками).

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, каждый из которых занимает площадь круга, соответствующую величине отражаемого явления.
Диаграмма 1

^ Уровни усвоения знаний


Низкий


Высокий


Средний


Схема – это изложение, описание, изображение чего-нибудь в главных чертах. Обычно делается без соблюдения масштаба с помощью условных обозначений. В работах схемы нередко используются для изображения процесса, структуры какого-нибудь явления, взаимосвязи его основных элементов. Эти схемы вычерчиваются в виде прямоугольников или иных геометрических фигур с простыми связями-линиями.
С
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этапы выполнения научной работы студентов iconЭтапы выполнения научной работы студентов
Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы....

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодика выполнения курсовой работы Этапы написания курсовой работы...
...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМотивация учебной деятельности студентов горгодзе Т. А., Ильницкая Л. А
Целью нашей работы является изучение мотивации учебной деятельности студентов. Для достижения цели были поставлены следующие задания:...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Этапы выполнения научной работы студентов iconТребования к оформлению курсовой работы
Цель курсовой работы – формирование навыков самостоятельной научной деятельности, овладение жанром научной работы

Этапы выполнения научной работы студентов iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница