Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста




Скачать 41.95 Kb.
НазваниеФормирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации08.05.2014
Размер41.95 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Математика > Документы
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области «Коммуникация» и

«Познание (раздел «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»).

Материал подготовила воспитатель МБУ ДС №120 «Сказочный» г.о. Тольятти Рынина Н.И.




Важным условием для формирования связной речи дошкольников является овладение языком, как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляет собой связное высказывание – сообщение, рассказ и т.п. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, упражнения и т.д.

Психолог А.М. Леушин считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. Переход к связной речи состоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

Рост словаря в исследованиях психолога В.Штерна у детей

5 лет составляет 2200слов

6 лет - 3000;

в исследованиях ученого Смита

5 лет - 2075

6 лет - 2680слов.

Хочется отметить, что словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

Так, проводя упражнение «Два обруча» (на логику), дети раскладывали картинки птиц, деля их на три группы: 1 – летают, 2 – плавают, отдельно выделяли 3ю группу – тех птиц, которые и летают и плавают. Это пингвины, пеликаны, чайки, лебеди, и т.д.

А при изучении темы «Задачи», хорошо видно, как дети умеют составлять условие задачи, а это, по сути дела, маленький рассказ.

Они последовательно излагают события, четко ставят вопрос, причем, хорошо его выделяя интонационно. Отвечают на вопрос правильно, полным предложением.

Детьми должно проявляться творчество.

При разговоре с ребенком необходимо создавать творческую атмосферу, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности.

Интересно отметить, что в активном словаре дошкольников насчитывается свыше сотни математических терминов (слов и словосочетаний).

Решая задачи данных образовательных областей, остановлюсь на некоторых разделах:

а) обогащение словаря;

б) словообразование;

в) изменение слов;

г) составление предложений;

д) пересказ (сказок, рассказов).

Обогащение словаря просматривается в работе по любой теме. Так, по теме «деревья», дети учатся делить их на хвойные и лиственные. Запоминают названия некоторых деревьев - осины, ивы, ольхи, кедра, пихты и др. По тепе «цветы», узнают садовые и полевые, цветы леса и сада. Название самих цветов.

Активная работа идет и по другим направлениям.

По словообразованию используются такие игры, как «Кустики слов» (слова-родственнички). «Составь слово из слогов». « Чтение слоговой таблицы». «Пирамидка слов» (кот, кота, котик, котяра, кошечка). «Составь слово из двух» (кофе, варить – кофеварка, длинные уши – длинноухий и т.д.).

По изменению слов проводится игра «Цепочка», когда изменяется один звук или буква (дом – сом - сок – бок и т.д.).

Игра «Веселые стихи»:

Здесь хорошее местечко,

Протекает рядом печка (речка).

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами (чайки).

Усвоение предлогов, союзов и союзных слов, имеющих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивное развитие связных форм речи.

При работе над предложением можно назвать такие игры: «Я начну, а ты продолжи», «Придумай предложение по схеме», «Придумай предложение по картине» - «Кто увидел больше всех?», «Путаница». Например: предложение «Самолет ползет глубоко», дети заменяют по одному слову, пока оно не будет звучать логически правильно. Игра «Различай, были и небылицы»: «Выпал снег, Алеша вышел загорать» и т.д. Дети доказывают, что неверно. Учим дополнять фразу до сложноподчиненного предложения: «На дороге клубилась пыль, потому что….»,

Прошу ребенка прочитать предложение со следующей интонацией:

а) ласково, мягко попроси;

б) резко прикажи.

Так же дети читают повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения с соответствующей интонацией.

Большое внимание уделяю чтению и пересказу прочитанного рассказа или сказки. Дети понимают прочитанное предложение, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку или рассказ. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному событию на картинке, а так же и последующие, т.е. выйти за ее пределы (иначе говоря, учатся составлять рассказ самостоятельно).

Нравятся детям игры, где при чтении текста пропущено слово, а они должны его вставить. Или, например, рассказывание сказки, когда каждый ребенок говорит, продолжая сказку, по одному предложению.

Старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в

общественном месте, в дружеских беседах и т.д. Они научились пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

При проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, при совместной деятельности с детьми, педагог должен говорить эмоционально, доброжелательно, поддерживая интерес детей.

Здесь была затронута только малая часть моей работы с детьми. Все эти и другие игры и упражнения направлены на развитие речи ребенка, в том числе и связной. Думаю, что это хорошая база для последующего обучения детей в школе.

Мы знаем, что наибольшие трудности в школе вызывает обучение детей русскому языку, а на 1ом году обучения еще и чтение.

Умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.

Мы готовим детей к изучению вышеупомянутых предметов и смягчаем грядущие трудности и проблемы. Мы активизируем мыслительную деятельность ребенка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста icon«Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и...
Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconМетодическая разработка раздела образовательной программы «Коммуникация»
Особенности использования мнемотехники для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 5

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПроекта
Тема проекта: «использование сказки для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconЦель: развитие речевого дыхания (целенаправленной воздушной струи);...
Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconДетей старшего дошкольного возраста
Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПамятка для родителей тема: «Роль семьи в воспитании речи детей....
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconФормирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Деятельность педагога по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста iconПодвижная игра, ее значение в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста
По данным Е. Н. Вавиловой, на. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница