«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс




Скачать 91.06 Kb.
Название«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс
Дата публикации20.02.2014
Размер91.06 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Математика > Документы
Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».5 класс.

Цели:

Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.

Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование негативного отношения к курению.

4. Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей
Оборудование:

Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены и знаки препинания при них».

Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

Тест в 5 вариантах

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа (оставили 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).
^ II. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

Слово учителя. Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: ( Слайд №1. Чтение текста)


Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.


Михаил Исаковский

III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом

Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра?

Кого он напоминает? (ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)

- Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы, которые я предлагаю вам обсудить в группах. (Работа в группах)

Вопросы для обсуждения в группе (слайд 2)

1. Что необычного в этом стихотворении?

2. Найдите и выпишите грамматическую основу предложения.

3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

4. На какой вопрос отвечают сказуемые, в какой грамматической форме стоят эти глаголы?

5. С какой интонацией они читаются?

6. Как называются подобные члены предложения?
Слово учителя. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

Какую грамматическую основу предложения вы выписали (Слайд № 4)

Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

С какой интонацией они читаются?

Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– Однородные члены предложения)
^ IV. Формулирование темы и запись в тетради.

Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать однородные члены (Ответ. Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания) Запись темы урока в тетради « Однородные члены предложения и знаки препинания при них» (Слайд № 5)
V.Целеполагание. Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». . А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». Слайд №6

(Чтение и работа со слайдом.) А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест.
^ VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с выведенными на экран.

Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № 7). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)

^ Слово учителя. Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите сигнальной карточкой. (Работа со слайдом №7, раскрываем все вопросы).

1.Отвечают на один вопрос

2. Являются одним членом предложения

3. Относятся к одному и тому же члену предложения

4. Обычно выражены одной частью речи

5. Произносятся с перечислительной интонацией

(А хотите узнать остальные признаки однородных членов предложения? Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

Если все вопросы раскрыли. Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их). (8-12 слайды)
^ VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной работы с последующей проверкой.

Слово учителя. Мы с вами назвали основные признаки однородных членов, а сейчас попробуем найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 5 вариантов. Варианты находятся в папках. каждый берет свой вариант . Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.

^ Последовательность выполнения задания:

Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.

Затем в группе обсуждаете и проверяете свой вариант ответа.

И лишь потом записываете ответ в тетрадь.
1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его. Зимой солнце светит редко

Птицы ищут корм

Утром прилетали синицы и клевали пшено
2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания Наступила долгожданная зима.

Птицы летят в тёплые края стаями.

В наших лесах живут медведи лисы волки.
3 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания Наступила зима и ударили сильные морозы.

Мы очень спешили к поезду но опоздали.

Мы любим зиму.
4 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

По склонам гор видны сосны и ели клёны и дубы.

Многие хребты Алтая покрыты вечным снегом.

Вспыхивает молния гремит гром.
5 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

Порыв ветра вырвался из-за деревьев закружил пыль на дороге и умчался.

Он всегда говорил с приятной улыбкой а все гости молчали.

Солнце выглянуло на чистом небе впереди нас высились двухсотлетние сосны.

Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует группа. кто из вас выполнял это задание? каков твой ответ. 2 вариант – комментирует 2 группа, Кто из вас выполнял это задание? Последовательная проверка работы 5 вариантов, с использованием слайда 13)

Слово учителя. С заданием 2 этапа вы справились неплохо. Молодцы.

VI. Создание проблемной ситуации. Продолжаем. Посмотрите, пожалуйста, на этот (Слайд № 14) Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание?( Ответ: в одних случаях ставится запятая, в других - нет) У меня возникает вопрос: «А почему так?»

Слово учителя. А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд ( №15)

VIII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей, выведенной на экран.

Слово учителя. Я предлагаю каждой группе рассмотреть таблицу «Соединение и разделения однородных членов предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания в простом предложении и привести примеры, а для этого вы можете использовать материал учебника со стр. 81 (записать несколько примеров). Готовность групп покажите. (Слайд №15) (Работа в группах.

^ Слово учителя. Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Если однородные члены предложения…» Последующая проверка. Формулирование правил.

Слово учителя. Ребята, а вы хотите убедиться правильны ли наши предположения. Давайте сверимся с таблицей и сравним: правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила или допустили неточности. (Слайд №16)
^ IX. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию

Слово учителя. Я вам предлагаю познакомиться с интересным текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение вслух. (Слайд № 17).

1 группа

1. Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. 2.Это знают все. 3. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. 4. Они не задумываются о страшных последствиях курения.

2 группа

5. И ацетон и ртуть и свинец и мышьяк разрушают организм курильщика. 6. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. 7. Это исследовали и доказали учёные всего мира.

3 группа

8. Ежедневно в России умирает 300 тысяч человек. 9. Страшная и ужасная статистика. 10. Помни знай о вреде курения и борись с ним.

4 группа

11. При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били палками по стопам и отрезали нос и уши. 12. Это было страшно, жестоко, но эффективно!

Все группы

13. Прислушайся к нашим советам. 14. Откажись от вредных привычек и закаляйся занимайся спортом и веди здоровый образ жизни

Слово учителя. Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся) Какова его основная мысль?(Ответ учащихся)

^ Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.

А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на абзацы, которые соответствуют № групп.

Последовательность выполнения задания:

Найдите в своём абзаце предложения с однородными членами, запишите их

Расставьте знаки препинания и объясните постановку знаков.

Определите синтаксическую функцию.
Проверка. (Слайд №18) Итак, проверяем. Слушаем ответ 1 группы. (Каждая группа читает предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую функцию, объясняет постановку знаков препинания.)

Слово учителя Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Это предложение № 11, обратите на это внимание.
^ Слово учителя. А сейчас прежде чем мы с вами выполним тест, Давайте ещё раз вспомнить признаки однородных членов предложения. это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте. а чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, повторим схемы соединения и разделения однородных членов. (Слайд №19 и №20)
Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой теме мы посвятим следующие уроки.
XI. Контроль усвоения знаний с последующей проверкой.

Тестирование идёт в 5 вариантах. (Учитывается уровень подготовленности детей) (Приложение №3)

Проверка. Ключи (ответы) 5 вариантов (На слайде № 16). Оценивание результатов.
XII. Рефлексия. Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим на (Слайд №22) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
^ XIII. Организация объяснения домашнего задания. Выучить признаки однородных членов, условия постановки знаков препинания. и на писать миниатюру на тему «Моя родная школа» Задание: используйте в своем сочинении однородные члены предложения

^ XIV. Организация творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных членов предложения в своей речи (Задание используется при наличии свободного времени) Слово учителя Ребята, вам нравится учиться в нашей школе? Каждый день вы приходите с хорошим настроением. Вас всегда с нетерпением ждут учителя. Мы хотим, чтобы вы всегда с желанием и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли школу, гордились её заслугами.

А сейчас я хочу предложить вам работу творческого характера в группах. Используя однородные члены предложения, напишите небольшое сочинение на тему « Я, мои одноклассники и моя школа»

Слово учителя. Урок закончен. Всем спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconУэ 1 Ответь на вопросы: а Однородные члены это члены предложения…
Синтаксически однородные члены являются… в Однородные члены предложения относятся…

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconУрок русского языка в 11 классе по теме «Однородные члены предложения:...
Задания: Спишите эпиграф, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их правописание

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconОднородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения...
Тема: Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconТема урока: Предложения с однородными членами, объединенные союзами.
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных...

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и с обобщающими словами. Отличать однородные определения...

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconЗачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?
В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу...

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconТематическое планирование русский язык 11 класс
Элементы осложненного предложения: однородн члены, обращен., вводн слова, обособленные обороты; сложное предложение, знаки препинания...

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconКонспект урока тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения.»
Цель урока: Повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, учить применять их на практике (наблюдение...

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconТема урока: Предложения с однородными членами. 5 класс Цель урока
Образовательные: повторить основные признаки однородных членов предложения; знаки препинания при однородных членах

«Однородные члены предложения и знаки препинания при них». 5 класс iconУрок-повторение в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных...
Форма урока: заочная экскурсия в Ясную Поляну Л. Н. Толстого (урок с использованием икт)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница