Скачать 235.1 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный педагогический университет Организация внеклассной работы по математике Методические рекомендации для студентов математического факультета Нижний Новгород 2005 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Организация внеклассной работы по математике: Методические рекомендации для студентов математического факультета. Н. Новгород: НГПУ, 2005. 18 с. Авторы-составители: С.В. Кириллова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике НГПУ О.К. Огурцова, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике НГПУ Рецензент: Т.П. Григорьева, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике НГПУ Ответственный за выпуск: Т.А. Иванова, доктор пед. наук, профессор, зав. каф. кафедры теории и методики обучения математике НГПУ Методические рекомендации содержат программу дисциплины «Организация внеклассной работы по математике», планы лекций и практических занятий, список рекомендуемой литературы, теоретические вопросы к зачету, приложение с описанием примерного содержания папки по внеклассной работе, оформленной каждым студентом. Предназначено для студентов очной формы обучения по специальности 050201.65 – «Математика с дополнительной специальностью». Предисловие Основная цель изучения дисциплины «Организация внеклассной работы по математике» заключается в профессиональной подготовке студента к работе учителя математики, а именно: - углубление знаний студентов по школьной математике и истории математики; - выработка педагогической техники в организации внеурочной и внешкольной работы учащихся; - повышение общей, математической и методической культуры студентов в связи с выполнением заданий по разработке и проведению различных внеклассных мероприятий; - подготовка студентов к социально-педагогической и предметно-педагогической практике. В результате изучения данной дисциплины студент: - знает о целях, методах и формах организации внеклассной работы по математике; - умеет отбирать нужную для работы литературу; - умеет разработать и провести конкретное внеклассное мероприятие; - умеет разработать и подготовить необходимые средства для проведения внеклассного мероприятия. Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи студентам математического факультета в усвоении дисциплины «Организация внеклассной работы по математике». Методические материалы включают: - основное содержание дисциплины; - планы практических занятий; Рекомендуемую литературу; - материалы к зачету; - приложение. Учебная дисциплина «Организация внеклассной работы по математике» включена в цикл дисциплин общепрофессиональной подготовки студентов и читается в рамках вузовского компонента Государственного образовательного стандарта по специальности 050201.65 – «Математика с дополнительной специальностью». Программа учебной дисциплины «Организация внеклассной работы по математике»построена в соответствии с учебной программой дисциплины «Теория и методика обучения математике», разработанной Т.А. Ивановой, Е.Н. Перевощиковой, Т.П. Григорьевой, Л.И. Кузнецовой (Н. Новгород: НГПУ, 2003), включенной в федеральный компонент ГОС. Дисциплина «Организация внеклассной работы по математике» изучается в 6-м семестре и завершается зачетом. ^ «Организация внеклассной работы по математике»
Форма контроля: зачет. ^ Лекционные занятия Тема 1 Цели и содержание внеклассной работы по математике. Основные формы внеклассной работы по математике
3. Внеклассная работа по математике, являясь естественным продолжением урока, решает свои задачи на наиболее трудных тематических блоках «Обязательного минимума содержания математического образования в средней школе». Определение круга математических тем, реализация которых предполагается в различных формах внеклассной работы, должно осуществляться учителем посредством анализа возможностей учебного материала для использования во внеклассной работе и диагностирования усвоения учащимися конкретной темы. Также традиционными для рассмотрения на внеклассных занятиях по математике являются исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т.д. 4. Существуют различные классификации форм внеклассной работы. «По количественному признаку формы внеклассной работы делятся на групповые, массовые, индивидуальные; по функции выделяют познавательные и соревновательные формы; на основе временного признака формы внеклассной работы подразделяются на константные (постоянно действующие - по крайней мере в течение учебного года) и темпоральные (приуроченные к определённому времени, т. е. эпизодические)» [32, с. 213]. К константным формам внеклассной работы относятся:
К темпоральным формам внеклассной работы относятся:
Факультативные занятия, спецкурсы, спецсеминары, которые в последнее время всё больше применяются в практике школы, являются своеобразным промежуточным звеном между уроком и внеклассной работой учащихся. Литература: 2, 4, 6, 21, 32, 33. Тема 2 Кружковые занятия по математике. Методика их проведения
3. ^ проведения кружковых занятий: - тематическое занятие, основную часть которого составляет решение членами кружка задач по одной теме;
- десятиминутка - небольшое сообщение учителя или ученика по одному какому-нибудь сравнительно узкому вопросу, не обязательно связанному с основной темой занятия; - практические работы; - обсуждение заданий по дополнительной литературе; - доклады учеников; - написание рефератов; - экскурсии и др. 4. Составные части тематического занятия кружка:
5. Тематика кружковых занятий. Литература: 2, 7, 9, 10, 15, 21, 24, 26, 32. Тема 3 Факультативные занятия по математике
3. На факультативах используются разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы, практикумы по решению задач, семинары, дискуссии, рефераты, математические сочинения и т.д. 4. Тематика факультативных занятий. Литература: 3, 11, 22, 23, 29, 34 - 36. Тема 4 Игровые формы занятий во внеклассной работе по математике 1. Игра как форма внеклассной работы по математике предполагает командные, групповые или индивидуальные соревнования учащихся по решению математических задач. 2. Признаки, характеризующие игру:
3. Основные характеристики игры: а) цели: образовательные, развивающие, воспитательные, игровые; б) объект: сюжет, тема программного материала; в) роли: количество игроков, жюри, болельщики и т.п.; г) правила: подробные инструкции для выполнения каждой роли, последовательность действий игроков; д) реквизит; е) время; ж) система оценки результатов; з) ход игры. Литература: 7, 10, 12 -14, 18 - 20, 24 - 26, 37. Тема 5 Олимпиады по математике. Научное общество учащихся. Заочная математическая школа 1. В 1934 г. Ленинградским университетом по инициативе преподавателей - математиков (Б.Н. Делоне, Г.М. Фихтенгольц и др.) была проведена первая в нашей стране математическая олимпиада школьников. В настоящее время проводятся внутришкольные, районные, городские, областные, краевые, республиканские, всероссийские, международные математические олимпиады. ^ проведения любой олимпиады: выявление математических способностей учащихся. Подбор задач к олимпиаде осуществляется с учётом программных знаний учащихся по математике. При этом учитывается необходимость предоставления учащимся возможности проявить смекалку, сообразительность, самостоятельность мысли и т.п. Существуют специальные методы решения олимпиадных задач, с которыми следует знакомить учащихся. Подготовка учащихся к олимпиадам осуществляется в процессе проведения различных внеклассных мероприятий: кружковой и факультативной работы, математических конференций, математических вечеров и т. д. 2. Научное общество учащихся (НОУ) является добровольным объединением учащихся общеобразовательных школ, занимающихся в специализированных школах при научно-исследовательских учреждениях, вузах. Например, по инициативе академика А.Н. Колмогорова была создана физико-математическая школа-интернат при МГУ. Ныне это школа имени А.Н. Колмогорова. Идея организации НОУ состоит в упорядочивании процесса притока свежих научных сил, организации отбора наиболее одарённых детей, подготовке их к научной деятельности. ^ значительно повысить научный уровень школьного образования, привить учащимся интерес к исследовательской работе. Особенности приема учащихся в НОУ. 3. Заочная работа по математике: формы проведения (заочные математические школы, заочные олимпиады, конкурсы по решению задач) и цели. Особенности организации (обратная связь с ее участниками). Литература: 1, 8, 12, 27, 28, 30, 31. Тема 6 Методика подготовки и проведения математических вечеров 1. Математический вечер - комплексная форма внеклассной работы по предмету, проводящейся в течение одного дня. Цели проведения математического вечера зависят от его вида. Виды вечеров: - вечера, посвященные конкретному математику (Пифагор, Диофант, Евклид, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, СВ. Ковалевская и др.); цель: знакомство учащихся с жизнью и математическим творчеством учёного; - вечера исторической тематики («Как развивалась геометрия?», «Кто изобрёл алгебру?», «История школьных учебников по математике» и т.п.); цель: приобщение учащихся к истории математики; - вечера практической направленности («Этот удивительно симметричный мир», «Математика вокруг нас»; «Математика и эстетика» и т.п.); цель: формирование у учащихся понимания математики как средства познания окружающего мира; - вечера-игры («Штурм математической крепости», «Математический суд», «Клуб весёлых математиков» и т.п.); цель: проведение командных, групповых или индивидуальных соревнований учащихся по решению математических задач; - вечера-путешествия («Математический поезд», «Путешествие к созвездию Араг (арифметика, алгебра, геометрия)», «Экскурсия в математический зоопарк» и т.п.); цель: развитие у учащихся интереса к изучению математики. 2. Организация и проведение математического вечера (комитет по организации и проведению вечера, разработка сценария вечера и т.д.). Организатором математического вечера в школе является, как правило, методическое объединение учителей математики. Литература: 2, 7, 10, 15, 16. Тема 7 Неделя (декада) математики в школе 1. Математическая неделя (декада) - комплексная форма внеклассной работы по предмету. Основная цель проведения недели (декады) математики в школе, которая состоит в развитии интереса учащихся к математике, достигается посредством проведения различных внеклассных мероприятий по предмету. ![]()
- планирование основных мероприятий, выставок, конкурсов, игр, олимпиад и т.п. Литература: 2, 10, 15, 18, 19, 21, 24, 33. Тема 8 Из опыта работы учителей по организации внеклассной работы по математике 1. Из опыта работы учителей по организации внеклассной работы по математике: эпизодические формы внеклассной работы по математике (математические конференции, доклады, рефераты, сочинения по математике, математические кроссворды, математическая печать (газета, математический листок) и т.д.) 2. Характеристика эпизодических форм внеклассной работы по математике и особенности их организации и проведения. Литература: 2, 4, 6, 15, 24, 37. Практические занятия ^ Подготовка к занятию:
а) что включает в себя внеклассная работа по математике? б) каковы основные цели внеклассной работы по математике? в) что входит в содержание внеклассной работы по математике? г) каковы основные формы внеклассной работы по математике? Содержание занятия:
^ Подготовка к занятию:
а) каковы основные цели проведения кружковых (факультативных) занятий по математике? б) каковы особенности организации и проведения кружковых (факультативных) занятий? в) спланируйте темы кружковых (факультативных) занятий по математике. Содержание занятия:
Подготовка к занятиям:
а) в чем заключается специфика такого соревнования, как математический бой? б) в чем заключается специфика такого соревнования, как математический КВН? Содержание занятий:
^ Подготовка к занятию:
2. Подготовить ответы на вопросы: а) охарактеризуйте следующие методы решения олимпиадных задач: - принцип Дирихле; - рассмотрение инварианта; - вспомогательные раскраски; б) в чем заключается работа учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по математике? Содержание занятия:
3. Проверка и обсуждение разработанной группой студентов системы задач, направленной на знакомство учащихся с одним из методов решения олимпиадных задач (метод выбирается преподавателем или студентами). ^ Подготовка к занятию:
а) каковы цели проведения математического вечера, недели (декады) по математике? б) какие виды математических вечеров существуют? в) каковы особенности организации и проведения математического вечера? г) каковы особенности организации и проведения недели (декады) по математике? Содержание занятия: 1. Опрос по теории (см. вопросы к занятию). 2. Обзор литературы по теме (представляет группа студентов, ответственная за проведение данного занятия; остальные дополняют). 3. Проверка и обсуждение разработанных группой студентов программ математического вечера и недели (декады) математики. ^ Подготовка к занятию производится в течение всего семестра: преподаватель указывает возможную форму проведения внеклассной работы в конкретном классе средней школы, соответствующая группа студентов разрабатывает внеклассное мероприятие. Содержание занятия:
Рекомендуемая литература
10. Ю.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, 1979. 11. П.Кадыров И. Взаимосвязь внеклассных и факультативных занятий по математике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1982. 12. Карп А.П. Даю уроки математики... - М.: Просвещение, 1992. 13. КВН// Математика в школе. - 1988. - № 6. 14. Н.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990. 15.Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981. 16.Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. - М: Просвещение, 1967. 17.Лоповок Л.М. Математика на досуге. - М.: Просвещение, 1981. 18.Математические соревнования. Арифметика и алгебра. - М.: Наука, 1970. 19.Математические соревнования. Геометрия. - М.: Наука, 1974. 20.Математический бой// Математика в школе. - 1990. - № 4 - 5. 21.Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика/Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение, 1975. 22.Методика факультативных занятий в 7 - 8 кл./ И.Л. Никольская, В.В. Фирсов и др. - М.: Просвещение, 1981. 23.Методика факультативных занятий в 9 - 10 кл./ И.Л. Никольская, В.В. Фирсов и др. - М.: Просвещение, 1983. 24.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1984. 25.Оникул П.Р. 19 игр по математике. - СПб.: Союз, 1999. 26.Петраков И.С. Математические кружки и КВН в школе// Математика в школе. - 1978. - № 3. 27.Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. - М.: Просвещение, 1982. 28.Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. Ч. 2. - М.: Наука, 1991. 29.Программы факультативных курсов для средней школы. - М.: Просвещение, 1981. 30.Пыжьянова А.Н. Проблемы организации и развития научного общества учащихся на математическом факультете// Вестник математического факультета. - 2001. - № 1. 31.Розов Н.Х. и др. ЗМШ при МГУ. - М.: Знание, 1973. 32.Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. — М.: Просвещение, 2002. 33.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. 34.Фирсов В.В., Боковнев О.А., Шварцбурд С.И. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике. - М.: Просвещение, 1977. 35.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 10 кл. - М.: Просвещение, 1989. 36.Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 11 кл. - М.: Просвещение, 1991. 37.Шуба Н.Ю. Занимательные задания в обучении математике. — М.: Просвещение, 1994. 38.Энциклопедический словарь юного математика/ А.П. Савин. - М.: Педагогика, 1985. 39.Математика в школе (Рубрики: «Внеклассная работа», «Факультативные занятия»). 40.Квант (Рубрики: «Статьи по математике», «Задачник «Квант для младших школьников», «Геометрическая страничка», «Практикум абитуриента», «Школа в «Кванте»). 41 .Газета «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). ^ «Организация внеклассной работы по математике» I. Теоретическая часть: 1. Цели и содержание внеклассной работы по математике.
II. Практическая часть: наличие папки по внеклассной работе, удовлетворяющей требованиям, изложенным в приложении. Приложение Примерное содержание папки по внеклассной работе, оформляемой каждым студентом
Оглавление Предисловие………………………………………………………….…….3 I. Тематический план учебной дисциплины «Организация внеклассной работы по математике»……………………………………………………4 II. Основное содержание дисциплины……………………………………5 Лекционные занятия……………………………………………………5 Семинарские занятия…………………………………………………..11 Рекомендуемая литература……………………………………………….15 Материалы к зачету по дисциплине «Организация внеклассной работы по математике»………………………………………………………………..16 Приложение………………………………………………………………..17 Примерное содержание папки по внеклассной работе, оформляемой каждым студентом…………………………………………………………17 ^ Авторы составители С.В. Кириллова, О.К. Огурцова Организация внеклассной работы по математике Методические рекомендации для студентов математического факультета Редактор Л.И. Опарина ___________________________________________________________ Подписано в печать 24.02.2005 г. Печать оперативная. Объем 1,1 п.л. Тираж 100 экз. заказ 55 ____________________________________________________________ Нижегородский государственный педагогический университет 603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1 Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ» 603950, Нижний Новгород, ГСП-37, ул. Ульянова, 1 |
![]() | Ученым советом механико-математического факультета 29 марта 2005 г., протокол №5 | ![]() | Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования... |
![]() | Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины... | ![]() | Методические рекомендации предназначены, в первую очередь, для студентов Института Дизайна, обучающихся по специальностям 080801.... |
![]() | Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн) | ![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения и составлены в соответствии с примерной программой по иностранным... |
![]() | Министерство здравоохранения российской федерации рязанский медицинский университет | ![]() | Р 69. Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Экономика природопользования». – Учебно-методическое пособие.– Н. Новгород:... |
![]() | Оформление: в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению контрольной работы для студентов факультета дистанционных... | ![]() | Методические рекомендации составлены на основе учебной программы по дисциплине «Педагогические технологии», соответствующей государственному... |