Скачать 25.23 Kb.
|
Урок музыки в четвертом классе по теме: «В музыкальном театре» Тема урока: «В музыкальном театре». Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин». Содержание урока. Отличительные черты русской музыки. Польские народные интонации в композиторской музыке. Драматургическая роль танцев в опере как средство характеристики действующих лиц. Повторение жанровых признаков танцев – пластическое интонирование: полонеза, мазурки, танца краковяк. Сравнение музыкальных характеристик поляков и русских. Художественный материал урока. Кукушка – польская народная песня. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: Ария Ивана Сусанина. Танцы из второго действия оперы (Полонез, Краковяк, Мазурка). Ария Ивана Сусанина вновь вводит детей в атмосферу оперного театра, в мир героико-трагических образов М. Глинки и думы К. Рылеева. Звучание фрагментов из хоров «Славься!» и «Родина моя…» позволит ребятам сделать важное обобщение, в котором они попытаются затронуть такие вопросы: - Какими художественными средствами характеризует композитор русских людей в опере? - Какую роль играют в опере интонации русских песен? Связаны ли они с интонационным строем думы К. Рылеева, подсказано ли это самим поэтом? - Почему именно так решает творческую задачу композитор? Какими предстают враги в думе К. Рылеева? Какими интонациями охарактеризовал поляков поэт? Предложите ребятам воссоздать в своем воображении, смоделировать образ поляков в опере. Какими средствами музыкальной выразительности они воспользуются? Как правило, дети выбирают маршевые, грозные, резкие интонации, темный, мрачный колорит мелодии. После этих высказываний пригласить учащихся вслед за Глинкой и его музыкой во дворец польского короля, в «польский акт» оперы, где воинственно настроенные шляхтичи действительно объявляют поход на Русь, на Москву! То неожиданное, ярко-эмоциональное впечатление, которое производит на детей музыка Полонеза, Краковяка и Мазурки, становится исходным моментом для дальнейших размышлений: - о драматургической роли танцев в характеристике поляков – контраст-противопоставление русской песенности; - о претворении композитором польских национальных музыкальных традиций, в основе которых танцевальность, бережное отношение к культуре другого народа; - о том, какое впечатление оставляет музыка. Именно музыка, а не поляки, враги, которых она олицетворяет; - о раскрытии замысла композитора, о красоте и правде в искусстве. Интонационные особенности, которые учащиеся услышат в польском танце «Краковяк», связаны прежде всего с ритмом, с синкопой. Ее упругий, неожиданный «перебив такта» напомнит им чешскую польку. Ребята могут исполнить «Краковяк» с движениями, которыми они смогут подчеркнуть интонационно-ритмическую основу этого танца. Оказывается, что такая незначительная на первый взгляд деталь, как ритмическая формула танца может указать слушателям на родство музыкальных культур западных славян – чехов, поляков, словаков, жителей Западной Украины. |
![]() | Древнего мира в 5 классе по теме «В театре Диониса» учителем истории и обществознания Хадуговой А. А | ![]() | Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г. Свиридова "Поэма памяти С. Есенина" |
![]() | Садитесь. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок чтения и музыки. А это значит, что мы с вами будем не только читать, но и слушать... | ![]() | «Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель... |
![]() | ... | ![]() | Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г. Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний... |
![]() | Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение | ![]() | В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников... |
![]() | Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве | ![]() | Цель урока: формирование положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве через исследование... |