1. литературный обзор вопроса




Скачать 328.18 Kb.
Название1. литературный обзор вопроса
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер328.18 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3



МАОУ гимназия №8 г. Тихорецка








Печёнкина Елена Викторовна

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №8 г. Тихорецк

2012 год
Содержание.

1.Литературный обзор состояния вопроса. 3стр.

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 4стр.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 4стр.

2.Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. 5стр.

3. Педагогический опыт. 6стр.

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

3.2.Актуальность педагогического опыта. 8стр.

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте. 8стр.

3.4.Результативность педагогического опыта. 8стр.

3.5.Новизна (инновационность) представляемого

педагогического опыта. 10стр.

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта. 10стр.

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта. 11стр.

4. Выводы. 20стр.

^ 1.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ВОПРОСА.

 1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ И ДАННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев).

В 1931 г. метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Интерес к методу проектов и к проектной деятельности в настоящее время в образовании очень велик и это не случайно Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само­стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но­вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо­вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма­териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Исходя из всего сказанного, главной задачей учителя начальных классов в современном образовании стало- научить учиться, развить желание учиться. Учитель, претворяя в жизнь новый стандарт, должен научить детей проектировать, прогнозировать, планировать и действовать по составленному ими же плану. Всем этим требованиям отвечает грамотно организованный проект. Новые образовательные стандарты предусматривают проектную деятельность как на уроке, так и во внеурочное время. Так появилась тема моей работы « Проектная деятельность младших школьников как средство развития творческих способностей и познавательной активности»

Опыт формировался и апробировался на базе МАОУ гимназии №8 в течение 5 лет на базе одного класса, обобщен на уровне школы на методическом объединении учителей.

^ 1.2.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Многие учителя нашей гимназии используют проектную технологию в своей работе: учитель английского языка - Карпенко Ирина Леоновна, учитель русского языка и литературы- Клименко Светлана Владимировна. На фестивале «Панорама педагогических идей» Клименко Светлана Владимировна обобщала опыт по теме « Проектная методика как средство личностно-ориентированного обучения» .В ноябре 2011 года на базе МАОУ гимназия №8 проходил районный семинар по теме « День защиты проектов в начальной школе « Край родной, моя Кубань», учителя начальных классов провели мастер-классы, представив разные виды проектов.

^ 1.3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ В ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .

^ Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Деятельность- вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Мотивация – побуждение к действию.

Рефлексия- способность оценить собственные действия и действия других людей.

Компете́нция (от латинского слова соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

^ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Опыт формировался на базе обычного класса гимназии, посещающего школу полного дня.

Учащиеся всем классом посещали танцевальный кружок, спортивную

школу, кружок «Умелые руки»,кружок вокала. Ученики интересовались общественными делами школы и класса, добросовестно выполняли свои поручения. Учащиеся с уважением относились друг к другу. Ребята любили вместе проводить свободное время в школе и вне нее, например, на экскурсиях и прогулках, готовить внеклассные мероприятия.

Ребята умели организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяли между собой работу. Ученики внимательно слушали друг друга на классных часах, при выполнении определенных дел, но могли и отстаивать своё мнение.

Ребята проявляли интерес к учёбе, это видно было по результатам: качество обучения по предметам в классе составляло 77% ( из 27 человек на «4» и «5» учились 21 человек), успеваемость-100%.

В целом ребята активные, целеустремлённые, старались доделать начатое дело до конца, но были и те, которые не стремились участвовать в классных и школьных делах, мало проявляли интерес к учёбе и к жизни класса. С этими ребятами проводила беседы, старалась заинтересовать их жизнью класса, старалась вовлекать родителей этих учеников в работу класса , тогда и их дети не оставались в стороне от дел класса . Совместными усилиями родителей и учителей старались обеспечить успех ребятам в учебной деятельности и во внеклассной работе.

   В классе проводились мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива: классные часы, защиты проектов, открытые внеклассные мероприятия, экскурсии, прогулки, совместные походы на спортивные соревнования. Уделяла в своей работе внимание возрастным особенностям учеников, проводила беседы на нравственные вопросы , обсуждали планы классных мероприятий. Старалась использовать все возможности для создания комфортных условий  для каждого школьника с целью его развития и воспитания.


^ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ:

3.1.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

Реализация опыта невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали :

1. Технология обучения в сотрудничестве.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология деятельностного подхода

4.Технология развивающего обучения

5. Проектная технология.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

Сочетание педагогических технологий позволяет сформировать  следующие компетенции:

информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметную - способность применять полученные знания на практике.

^ 1.Технология обучения в сотрудничестве.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков Содержанием урока в обучении, построенном на педагогике сотрудничества, является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения -это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

^ 2.Технология проблемного обучения.

В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

^ 3.Технология деятельностного подхода.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Этот метод был апробирован в системе « Школа 2100» Л. Г. Петерсон.

^ 4.Технология развивающего обучения .

Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

^ 5. Проектная технология.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих для достижения результатов
^ 6. Информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии используются мной и для поиска нужной информации, и для создания презентаций.

^ Методы работы: исследовательские, практические, частично-поисковые, проблемные, наглядные.

Цель моей педагогической деятельности: исследовать влияние проектной деятельности на развитие творческих способностей и интерес учащихся к учебной деятельности.

Гипотеза: проектная технология способствует проявлению познавательного интереса к учению и развивает творческие творческих способности .

Задачи:

1.  Провести анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.

2.  Рассмотреть основные аспекты метода проектов.

3.Изучить возможности и особенности организации использования проектной деятельности в начальной школе.

4.  Разработать модель учебного межпредметного проекта.

5. Выявить влияние проектной деятельности на обучающихся, изучить возможности использования проектной деятельности для развития способностей младших школьников.

6.  Апробировать метод проектов в работе с младшими школьниками, направленный на развитие творческих способностей и интереса к учению как следствия повышения качества знаний.

^ Объект исследования : процесс развития творческих способностей у младших школьников .

Предмет исследования : проектная деятельность .

Система работы: процесс овладения проектной технологией очень сложен, предполагает сочетание всех форм работы: классно- урочной, внеклассной работы, внеурочной работы, взаимодействия работы учителя -учеников- родителей, только при таком подходе к проектной деятельности возможны эффективные результаты работы.

^ 3.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Актуальность педагогического опыта вытекает из социальных запросов общества и новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером , без труда осваивает новые модели различных технических устройств, но при этом снижается их познавательный интерес к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает желания узнать, как устроен тот или иной предмет, почему возникает какое- либо явление, нет удивления от сделанного открытия. Ребёнок всё получает в готовом виде без труда и понимания.

Сегодня педагогам надо искать новые методы и технологии для поддержания познавательного интереса младших школьников. Таким методом без сомнения станет проектная деятельность, которая побуждает их делать открытия, самостоятельно искать информацию, максимально реализует имеющиеся у них творческие возможности и развивает их творческую инициативу. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. литературный обзор вопроса iconЛ. Я. Аверьянов почему люди задают вопросы?
Работа посвящена логико-философским проблемам вопроса. Дается краткий экскурс в историю изучения вопроса, современное его исследование,...

1. литературный обзор вопроса iconСодержание введение Литературный обзор
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при производстве технического углерода марки п 702

1. литературный обзор вопроса iconИ. М. Гарскова (Москва) к вопросу об истории исторической информатики
В связи с этой ситуацией автор ставит перед собой задачу дать небольшой обзор этапов развития исторической информатики, опираясь...

1. литературный обзор вопроса iconОлимпиада по литературе
Вам предлагается 10 заданий. Переписывать задания не нужно, достаточно внимательно прочесть формулировку каждого вопроса и чётко...

1. литературный обзор вопроса iconТема: «Литературный ринг»
Команда 7а класса с фантастическим названием «Лунная радуга», литературный девиз

1. литературный обзор вопроса iconАнатолий Павлович Кондрашов 3333 каверзных вопроса и ответа
«3333 каверзных вопроса и ответа / [сост. А. П. Кондратов].»: Рипол классик; Москва; 2011

1. литературный обзор вопроса iconСтилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс
Работа выполнена на кафедре Теории литературы и литературной критики фгбоу впо «Литературный институт им. А. М. Горького»

1. литературный обзор вопроса iconОбзор Исследования Работы Энергии Самосозерцательная Экспертиза Реального...
Потенциальное знание, которое этот обзор может обеспечить к сообществу{общине} вампира, заслуживает обширное сетевое усилие собрать...

1. литературный обзор вопроса iconТема: обзор литературы
Краткий обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство начинающего исследователя со специальной литературой, умение...

1. литературный обзор вопроса iconМ. Сергеева государственные и муниципальные библиотеки иркутской...
Г 72 Ежегод аналит обзор / Иркут обл гос универс науч б-ка; Иркут обл юнош б-ка



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница