Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь»




Скачать 88.43 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь»
Дата публикации05.12.2014
Размер88.43 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А.П. Бородина «Князь Игорь»

Учитель музыки МОУСОШ № 63

Тарасова Надежда Александровна

План урока

Дата проведения 2013 г.

Класс 8

Место проведения Школа № 63 г. Тула

Урок проводит Тарасова Надежда

Александровна

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя Хор «Солнцу красному слава» слова автора из слова о полку Игореве

  3. Беседа по пройденному материалу по теме: А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

  1. Ответы на вопросы учителя

  2. Прослушивание арии Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»

  3. Выполнение тестирования

  4. Прослушивание арии хана Колчака

  5. Ответы на вопросы учителя

  6. Музыкальная характеристика княгини Ярославны

  7. Прослушивание музыкальных фрагментов: хор бояр «Мужайся, княгиня», Плач Ярославны.

  8. Ответы на вопросы учителя

  9. Словесное описание иллюстрации гравюры В.А. Фаворского «Плач Ярославны»

Тип урока: комплексно – обобщающий, интегрированный.

Обобщающие задачи:

  1. Воспитать любовь к русской классической музыке;

  2. Формировать у учащихся художественный вкус на основе полученных знаний в контексте искусств.

Знать и понимать:

- знание музыкального искусства, как способа выражения внутреннего мира человека;

- знать основные музыкальные номера главных персонажей оперы.

Уметь:

- различать характерные черты оперного жанра;

- определять жанры оперы.

Оборудование.

  1. Учебно – наглядные стенды с иллюстрациями.

  2. Музыкальный центр.

  3. Телевизор.

  4. DVD диски.

  5. DVD плейер.

  6. CD диски.

  7. Компьютер с монитором и выходом на телевизионный экран.

  8. Или мультимедийный проектор.



Методы обучения


Приемы обучения

  1. Наглядный




- слушание музыкальных произведений;

- просмотр иллюстраций, видеофильмов;

- использование портретов композитора.

  1. Словесный

- рассказ;

- беседа.

  1. Сравнительный

- обсуждение эмоционально – художественных образов.

  1. Практический

- использование при тестировании музыкальной формы.

  1. Полихудожественный

- интеграция 3-х видов деятельности (слушание музыки, литературно – художественное чтение, изобразительное искусство).


Музыкальный материал, использованный на уроке.

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

  1. Хор «Солнцу красному слава». Пролог.

  2. Хор бояр «Мужайся, княгиня». 1 действие.

  3. Ария Игоря «О, дайте, дайте мне свободу». 2 действие.

  4. Ария хана Кончака. 2 действие.

  5. Песни и пляски невольниц. 2 действие.

  6. Фрагмент балетной вокально–оркестровой сюиты. 2 действие.

  7. Плач Ярославны. 4 действие.


Изобразительное искусство.

  1. И. И. Голиков «Плач Ярославны», «Битва»

  2. В. А. Фаворский гравюра «Плач Ярославны»

  3. И. Я. Билибин «Ярославна»

  4. Р. Белоусов «Ярославна»

  5. В. М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»


Литература.

  1. Перевод «Слова» В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого

  2. «Слово о полку Игореве» Д. С. Лихачев. Историко – литературный очерк. М., «Просвещение», 1976 год.

  3. Стихотворение «Плач Ярославны» И. Козлов.


^ Вступительное слово учителя

Произведение древней русской литературы XII века «Слово о полку Игореве» легло в основу оперы «Князь Игорь».

«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей Мусиным – Пушкиным. «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году.

Автор призывает русских князей сплотиться и совместными усилиями оборонять Русскую землю.

Вопрос ученикам: Каким показан князь Игорь в начале оперы?

В прологе оперы князь Игорь показан доблестным воином любящий свою родину, свой народ. Солнечное затмение и дурные предзнаменования не останавливают Игоря. Какой поступок совершает Игорь? Он остается непоколебим. «Идем за правое мы дело, за веру, родину за Русь». Народ величает князя, звучит торжественный хор «Солнцу красному слава!»

Как вы думаете, какие чувства испытывает Игорь? Чувство долга, преданности, ответственности за судьбы людей, своих близких.

Какая сцена в прологе имеет важное значение? Сцена солнечного затмения.

В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными силами природы.

В 1 действии оперы мы встречаем еще одного персонажа – это князь Галицкий брат Ярославны.

Смотрим фрагмент видеофильма.

Каковы же его чувства и поступки?

Он мечтает стать князем на Путивле. Песня Галицкого характеризует его как легкомысленного разгульного человека, мечтающего о власти. В сцене с девушками он показан грубым и деспотичным человеком.

А каким показан Галицкий в сцене с Ярославной?

Смотрим фрагмент видеофильма.

Галицкий в разговоре с Ярославной держится нагло и самоуверенно.

2 действие оперы посвящено показу другого мира – жизни восточных народов.

Слушаем фрагмент оперы.

Кого мы видим? Кончаковну. На фоне какой природы она поет? Дочь половецкого хана Кончака. Она поет на фоне южной летней природы. Незаметно спускается ночь, в небе растворяется дым костров и только песня плывет над степью. Что можно сказать о ее вокальной партии? Музыка удивительно выразительна и распевна, голос контральто, каждый голос узорчато распет, это особенность восточной музыки. Песня полна нежности и очарования.

Одно из самых лучших мест оперы – ария Игоря.

Слушаем арию и смотрим видео - фрагмент.

Каким обрисован Игорь? Что чувствует он? Каковы его мысли? Он обрисован как доблестный воин готовый бороться за родную землю. Это образ проникнутый чувством воинской чести, любви к родному народу и природе. И в то же время Игорь обрисован как страдающий человек, он вспоминает битву у реки Каялы, гибель русской рати.

«Погибла честь моя и слава, позором стал я земли родной».

Звучит ария. Какая она по характеру?

Музыка сосредоточенная, основная тема героическая, полна неудержимого порыва, страстного стремления к свободе, во что бы то ни стало защитить родную землю. «О дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить, спасу я честь свою и славу, я Русь от недруга спасу». Каким еще мы видим князя? Любящим, он вспоминает свою Ярославну, называет ее «голубкой», «Ладой».

Переживания Игоря наталкивают его совершить поступок, какой? Решительный, героический. Это побег, он рискует своей жизнью. Во имя чего совершает Игорь побег? Во имя отчизны. Даже половецкий хан восхищается его смелостью, мужеством, отвагой. Назовите события из истории нашего Тульского края, созвучные тем, о которых мы сейчас говорим. Это Куликовская битва, события 1380 г.

Ученики выполняют письменное задание, отвечают на вопросы. Каким предстает перед нами половецкий хан? Дикий, необузданный человек, одержимый, жестокий, деспотичный, он держит всех в страхе, в то же время мужественный воин.

Слушаем, смотрим видео – фрагмент. Обратите внимание на то, как относится к Игорю хан? Дружественно, хочет видеть в лице русского князя своего союзника. Он восхищается смелостью князя. «Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным». Что можно сказать о музыке и что исполняет персонаж оперы? Звучит ария. Выразительная, напевная, широкая, проникновенная.

Посмотрим задание № 1. Какому персонажу оперы относятся слова: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле – реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

Ответ: слова относятся княгине Ярославне.

Это персонаж оперы какой? Лирический, трагический или драматический? Какой предстает перед нами героиня оперы и «Слова»? С чем сливается ее образ? Любящая, заботливая, верная. Она тяжело переживает поражение Игоря, судьбу разоренного края. Ее образ сливается с образом русской природы, белоснежными храмами.

Какой мы видим героиню в следующей сцене? Что звучит? Что сообщают бояре княгине? Как звучит музыка? Сцена прихода бояр. Звучит хор. «Мужайся княгиня». Бояре сообщают о поражении, гибели русского войска. Музыка звучит мрачно, сурово, в низком регистре, ощущение надвигающейся беды, трагическое начало оперы. Беда, трагедия русской земли наталкивают на какое действие Ярославны? Ярославна встает на защиту своего народа. Она бесстрашна, самоотверженна. Это продолжение героико – патриотической линии начало оперы (Пролог, Князь Игорь, его неустрашимость и отвага). Какой еще мы видим княгиню? Мы видим обездоленный народ, перед нами простая русская женщина. Ее плач сливается с плачем народа, обездоленного и голодного, разоренного. Как звучит ее плач? Он звучит как продолжение плача народа, в той же тональности, как отчаянный вопль. Что подчеркивает А.П. Бородин? Трагедию всей Руси. Слово переводили многие поэты: В. Жуковский, А. Майков, А. Мей, Заболоцкий.

Учитель читает перевод плача Н. А. Заболоцкого.

«Плачет из Путивля, долетая,

Голос Ярославны молодой:

Обернусь я, бедная, кукушкой

По Дунаю – речке полечу».

С чьей судьбой сравнивает свою судьбу Ярославна? С горькой судьбой кукушки. К кому обращается Ярославна? К силам природы – ветру, солнцу, Днепру.

Посмотрим на иллюстрацию с гравюры В. Фаворского? Какой вы видите Ярославну? Ярославна стоит в центре на высокой городской стене в г. Путивле. Она простирает свои руки над полями, крестьянскими избами, над всем необъятным миром.

Перед нами прошла целая гамма чувств, ощущений: от тяжелых предчувствий скорби, до патетики, призыва, радости и торжества. Назовите, в каком жанре написана опера? В лирико – эпическом.

Вы наблюдали за поступками главных персонажей оперы, прочувствовали их душевное состояние, отношение авторов к происходящему и развитие образов.

^ Что выразил автор Слова? Кто главный герой?

Сочувствие, призыв к единению. Воплотил в образе русской земли, где главный герой – русский народ.

Что олицетворяется в образе Руси?

Русская природа, белокаменные храмы.

^ Что еще можете сказать о природе?

Слияние природы и человека. Природа введена в действие, это не просто пейзаж, к ней обращаются герои оперы.

Как представлен Восток?

Это пустынные половецкие степи. Воинственная, буйная сила кочевников и утонченность, изысканность, грациозность, красочность.

^ Что олицетворяется в образе Игоря?

Героизм, любовь к отчизне, храбрость, доблесть, верность, отчаянность.

В образе хана Кончака?

Могущество, власть, насилие, жестокость, воинственность, доблесть, щедрость, благородство, радушие, великодушие.

^ Что объединяется в женских образах?

Женские образы овеяны мыслью о мире, доме, семье, нежностью, верностью. Это печаль и забота Родины о своих сыновьях.

Понятие Родины – это вся наша история и память о событиях прошлого.

В опере объединяется все лучшее, что свойственно русской культуре: русская природа, белокаменные храмы, русский человек, русская душа, поэтическое слово и одухотворенная музыка.

Слово о полку Игореве продолжает жить во многих произведениях литературы и искусства. И мы сегодня в этом убедились: это опера «Князь Игорь», произведение живописцев: В. А. Фаворского, Васнецова, Глазунова, Н. А. Рериха, К. А. Коровина, Билибина.

У поэта Ивана Козлова есть стихотворение, «Плач Ярославны», которое он посвятил княгине Волконской.

Прошло много лет с момента создания оперы. Почему мы слушаем ее, восхищаясь этой музыкой? Потому что она нам нравится, опера понятна нам и доступна.

Какие чувства вызвало у вас это произведение? Чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой народ, любовь к отчизне.

А как вы думаете: это произведение трагично или оптимистично? Оптимистично. Рассказ о трагических событиях призывает к действию, к защите русской земли. Заканчивается опера всеобщим ликованием.

Учитель собирает письменное задание и выставляет отметки.

Письменное задание.

Ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли в опере конфликт?

  2. Каким образом раскрывается конфликт: путем столкновения или сопоставления контрастных картин или портретных зарисовок.

  3. Что важнее: повествование или развитие действия?

  4. Какую роль играет народные сцены?

  5. Являются ли народные сцены движущей силой в развитии действий?

  6. Есть ли в опере «Князь Игорь» черты героики?

  7. С какой оперой русского композитора можно провести параллель?

  8. Из скольких действий состоит опера?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека»,...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные...
Воспитание интереса к урокам русского языка, чувства ответственности, взаимопомощи товарищу

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconУрока литературы в 5 классе Учитель Назарова С. А. Тема урока: «Путешествие в страну Стихландию»
Предлагаемая на конкурс методическая разработка является одним из уроков в системе уроков творчества, проводимых в 5 – 6 классах

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока музыки в 5 классе учителя музыки гимназии...
Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет»

Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы» А. П. Бородина «Князь Игорь» iconМетодическая разработка урока по литературе 8 класс Тема: «Тема и...
Освоить способ стратегиального чтения текста художественного произведения-выделения проблемы путем характеристики поступков героев,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница