ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Учитель начальных классов МОУ «Лиманская СОШ № 1»
ГОРЮНОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА Тема урока: «День знаний».
Цель урока – познакомить детей со школой, с книгами на великом русском языке, с правилами поведения в школе и классе, научить бережно относиться к тем предметам, которые созданы человеческим трудом.
ХОД УРОКА |
Проекция на экран
|
1. Организационный момент.
- Дан был первый школьный звонок, начинаем первый наш урок.
|
|
^
- Сегодня первое сентября – День знаний. Миллионы таких же детей, как вы, пошли в школу. Вы пришли в класс, где учились и другие ребята. Сколько хороших, добрых людей училось в этом классе, у меня.
Посмотрите вокруг! Как в классе уютно, чисто и красиво! Все это сделано руками людей, которые любят труд. Чтобы все это сохранить, надо соблюдать правила поведения.
|
Кленовый лист.
1 сентября – День знаний.
|
^
- Стол, за которым вы сидите, называется парта. Ну-ка, покажите, как должны сидеть ученики за партой: ножки на полу, спинки прямые, руки перед собой. Запомните:

! ^
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно. Но на первом нашем уроке сегодня я не только разрешу, но и попрошу лечь на парту, приложить к ней ухо и закрыть глаза.
(Дети лежат на партах с закрытыми глазами)
Читает родитель загадочным голосом: ^ Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать. Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь –
Ты большой уже теперь. Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
На уроках не хихикай,
Стол туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей –
И найдешь себе друзей. Вот и все мои советы,
Их мудрей и проще нету.
(Дети поднимают головы по просьбе учителя)
Учитель:
- Ребята, какие советы парты вы запомнили?
(Ответы детей)
- А кто самый-самый главный в классе? (Учитель).
- Как зовут вашего учителя, у которого вы будете учиться? (Татьяна Федоровна).
- А кто самый-самый-пресамый главный в школе, в школе № 1? (Директор).
|
Парта, стихи
о парте
Школа
|
^
- У нас сегодня на уроке - директор школы, учитель русского языка Нина Степановна Шапошникова. Слово предоставляется Нине Степановне.
(Слово директора. Она дарит первокласснику…)
|
|
^
Буратино: Не хочу! Не пойду!
Мальвина: Наконец-то пришли! Извините, что опоздали.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Что у вас случилось?
Мальвина: Здравствуйте.
Буратино: А это еще кто такая?
Мальвина: Это наша учительница Ирина Витальевна, она нас будет учить.
Буратино: Вот еще! И эта будет воспитывать!
Мальвина: Так разговаривать со взрослыми невежливо. Сначала поздоровайся с учительницей и ребятами.
Буратино (подмигивает): Привет!
Мальвина: Какой ужас! Мы же вчера целый день репетировали!
Учитель: Ребята, помогите Буратино. Как надо поздороваться, когда входишь в класс?
^
Дети: Здравствуйте, Ирина Витальевна. Здравствуйте, ребята.
Учитель: Очень рада вас видеть. Садитесь за первую парту.
(Мальвина садится правильно,
а Буратино начал вертеться, оглядываться на класс)
Учитель: Буратино, что ты все вертишься? У тебя, что, кнопки на стуле?
Буратино: Да нет. Просто я никого не вижу и еще ни с кем не успел познакомиться.
(Подмигивает кому-то и кричит: «Как тебя зовут?)
Учитель: Сначала тебе надо сесть правильно, а потом мы все познакомимся.
Буратино: А как правильно?
Учитель: Ребята, покажите, как сидят на уроке.
(Все садятся правильно)
Буратино: Давайте поиграем!
Учитель: Во-первых, нельзя перебивать учителя, когда он говорит. Во-вторых, если хочешь что-то сказать, надо поднять руку.
Буратино (поднимает две руки): Вот так?
Мальвина: Я же тебе показывала! Вот так (показывает)!
Учитель: Ребята, покажите все, как надо правильно поднимать руку.
(Буратино и все дети выполняют просьбу учителя)
Учитель: Опустите руки.
(Буратино держит поднятую руку)
Учитель: Ты что-то хочешь спросить, Буратино? (Тот кивает). Тогда тебе нужно встать.
Буратино (встает): А когда играть будем?
Учитель: Скоро. Но это не главное в школе. Ты знаешь, для чего ходят в школу?
Буратино: Конечно! Играть, бегать, драться!
Учитель: Ребята, расскажите, для чего ходят в школу?
^ Учиться читать, писать, считать…
Буратино: А зачем? Мне и так неплохо.
Учитель: Ребята, а вы знаете, зачем надо учиться?
(Ответы детей)
Буратино: Ну, ладно. Буду ходить в школу и учиться.
Учитель: Правильно.
Буратино: Только я не знаю, что надо с собой носить, я же ни разу не ходил в школу.
^
Учитель:
- Сейчас ты узнаешь, если вместе с ребятами отгадаешь загадки.
У меня чудесный дом,
Все, что нужно, есть в нем,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(Портфель)
Белое поле, черное семя.
Кто его сеет, тот разумеет.
(Тетрадь и ручка)
Деревянный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет –
Каждый след его поймет.
(Карандаш)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
|
Портфель
Тетрадь,
ручки Карандаши
Книги
|
^
- Все книги, по которым вы будете учиться, написаны на великом русском языке. На нем учились и ваши мамы, и папы, и деды, и прадеды. Это язык известнейших писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Давайте вместе прочитаем, что сказал еще один классик – Н.В. Гоголь: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
На уроках русского языка мы выучим буквы, научимся их писать, а также правильно говорить и общаться.
Самая первая книга, которая научит вас читать, - «Русская Азбука».
Вы самостоятельно прочтете важные слова. Кто сейчас их прочтет?
Н ! а столе находятся прекрасные новые умные книжки. Вам их подарили, а значит, их надо беречь, обязательно обернуть. Нельзя их брать грязными руками, рисовать в них.

ПРАВИЛО
Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.

^
(С шумом влетает баба Яга)
Баба Яга: Ля, ля, ля, ля, ля… Ой, куда это я попала? (Выходит к доске, оглядывается, обходит учителя, трогает его, обращается к детям). Ой, а это кто? Ребята. (Трогает за щечки, гладит по головкам). Красивые, чистенькие… Учительница… Чья – моя или ваша? Я тоже думаю, что ваша. Мне уже 300 лет. Я сама могу учить. А как ее зовут? ^ Татьяна Федоровна.
Баба Яга: Какие умные детки. Так-так-так! И фамилию запомнили?
Дети: Горюнова.
Баба Яга: Ай да молодцы! (Подходит поближе к детям, начинает приглядываться, пытается узнать). А по-моему, этих ребят я знаю! Ты Вася? (За щечки трогает). Нет? Ты Оля? Нет?
Учитель: Ты все путаешь, баба Яга. Этих детей зовут не так.
Баба Яга: Не так?.. Знаете что, давайте все сразу назовем свои имена. Раз! Два! Три! Ой, ничего не поняла! Неужели я плохо слышу?
Учитель: Нет, баба Яга. Нельзя ничего понять, когда все говорят. В школе отвечают по одному, четко и громко, а остальные слушают.
Я предлагаю поиграть в игру «Поле чудес». Но я говорю не о том поле чудес, в которое закопал наш Буратино свои денежки. Здесь будет действительное волшебство, мы узнаем имена детей, которые будут учиться в нашем классе.
Пусть первому имени поможет появиться Буратино.
(На доске – чистые белые листочки,
на них написаны имена свечкой, затем красится лист красной краской, появляется имя,
вызывается ученик, называется фамилия)
Учитель: Ну а теперь ты, баба Яга. Ты же хотела с ребятами познакомиться?
Баба Яга: Конечно.
Учитель: Ну, вот теперь мы все познакомились.
Баба Яга: Я бы хотела узнать, знаете ли вы цифры? Где-то у меня есть записочка. Знаете? Знаете?! Ну, держитесь! Сейчас будем считать до десяти. Считаем все подряд.
(Достает листочек, читает; появляются цифры
и встраиваются в ряд на экране) ^ 2
А у нас огонь погас – это раз.
Грузовик привез дрова – это
^
Сидело 2 птички, прилетела
еще одна. Сколько стало? Дали туфельки слону,
4 Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все
^
Сколько пальцев на одной
руке? 6 Какая цифра похожа на дверной
замочек: сверху – крюк,
7 внизу – кружочек? Ясно всем: 6 + 1 будет 8 Сестры куколки стоят.
«Сколько вас?» - у них мы
спросим. И ответят куклы:
^
Что за цифра получится,
если перевернуть цифру 6? 10 После 9 идет какая цифра?
И не цифра, а уже целое
число – Баба Яга: Какие молодцы! А давайте потанцуем и заодно отдохнем. (Дети повторяют движения за бабой Ягой.
^ Ой, Татьяна Федоровна, какие у вас замечательные ученики!
Учитель: Я рада, если они будут дисциплинированными, любознательными, добрыми и умными.
А я, в свою очередь, товарищи родители и ребята, постараюсь продлить ваше детство прекрасными добрыми мероприятиями.
Баба Яга: Я сейчас награжу ваших детей.
Награждает и прощается:
- До свидания, ребята!

9. Заключение.
Учитель:
- Ну, вот, наш урок подошел к концу. Вы можете забрать свои новые книжки. Не забудьте их обернуть.
(Объясняет, что необходимо принести
на следующий учебный день:
пакет с тетрадками)
|
Толстой, Пушкин, Лермонтов,
цитата из Н.В. Гоголя
«Русская Азбука».
Мир, мама, Родина, Россия
Книги,
стихотворение
Цифры
| |