Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки»




НазваниеКонспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки»
Дата публикации27.11.2014
Размер96 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Литература > Конспект
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/2014 учебный год)

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

комбинированного типа «МДОУ №119»
Республика Карелия, г. Петрозаводск

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование


Методическая разработка: Конспект НОД в подготовительной

логопедической группе по теме «Карельские посиделки»
Авторы: воспитатели речевой группы МДОУ №119 Грекова Ирина Вениаминовна,

Щур Любовь Михайловна

^ Место выполнения работы: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул.Хейкконена, 4

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе

по теме «Карельские посиделки»
Форма НОД: занятие-развлечение.
Направленность НОД: социально-нравственное воспитание.
Организация НОД: фронтально со всей группой, после проведения занятия организовано чаепитие с калитками.
Основные задачи:

  • Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять представления детей о родном крае, о достопримечательностях Карелии;

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Карелия – мой край родной».

  • Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление;

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы связными, полными предложениями;

  • Развивать речеслуховое, зрительное восприятие и внимание;

  • Развивать общую моторику, координацию речи с движением, интонационную выразительность речи.

  • Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

  • Воспитывать любовь к родному краю


Предварительная работа: был проведён цикл занятий по теме «Карелия – мой край родной», где дети знакомились с республикой Карелией и городом Петрозаводском. Дети посещали экскурсию в музей «Горница» МДОУ №108, читали карельские сказки, разучивали народные карельские игры, встречались с заслуженным карельским композитором С.Я.Стангритом, рассматривали иллюстрации художницы Юфы, рисовали карельские узоры и орнаменты, вместе с воспитателем подготовили элементы карельского костюма.
^ Материал для НОД: карельские костюмы, магнитофон, фонограммы с карельской музыкой (сопровождение игры), сундук с загадками и игрушками.


Ход НОД

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и потом мне скажите, о каком крае пишет автор.

Карелия, Карелия!
Родная сторона.
Твои озёра синие.
Как в сказке небеса,
Твои леса зелёные –
Сплошное волшебство.
Люблю тебя, Карелия –
Отечество моё!

Дети: Автор говорит о Карелии, о нашем родном крае, в котором мы живём.

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о нашей республике, в которой мы живём. Давайте вспомним, какой город является столицей Карелии?

^ Дети: Столица Карелии – город Петрозаводск.

Воспитатель: Правильно, Петрозаводск. Мы с вами живём в столице Карелии – Петрозаводске. Давайте вспомним, кто основал наш город?

^ Дети: Город Петрозаводск основал Пётр Первый.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята. Петрозаводск, основанный Петром Первым, является столицей республики Карелии. О каких знаменитых достопримечательностях Карелии мы с вами говорили?

^ Дети: В Карелии есть красивые и известные достопримечательности: Кижи, Валаам, Соловки.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю узнать немного о традициях жителей Карелии. Давайте вспомним, народы каких национальностей проживают в Карелии?

^ Дети: В Карелии живут карелы, вепсы, русские, украинцы, белорусы.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла коренная жительница Карелии. Как вы понимаете слово «коренная»? (воспитатель выслушивает ответы детей). Коренная - это значит, что несколько поколений семьи жили в Карелии, и она сама родилась, выросла и по сей день здесь живёт. Хотите с ней познакомиться? Давайте её встречать.

^ Заходит герой в карельском костюме.

Карелка: Tarveh. Меня зовут Любовь. По национальности я – карелка. Я пришла к вам чтобы рассказать о моём народе, о наших традициях. У нас - карелов, как и у других народов, есть свой национальный костюм, такой как надет на мне. Он включает в себя головной убор, сарафан, передник, а мужской карельский костюм состоит из рубахи-косоворотки с поясом, брюк и головного убора. Я знаю, что вы заранее подготовили своими руками карельский головной убор, а я принесла для вас карельские костюмы. Давайте мы их наденем.

^ Переодевание детей в костюмы под музыкальное сопровождение.

А теперь, я хотела бы научить вас здороваться на карельском языке. Когда я к вам пришла, я сказала вам – «Tarveh», что означает «здравствуйте». Давайте сейчас мальчики поздороваются с девочками, вот так –«Tarveh, tyttö», что означает «Здравствуй, девочка», при этом необходимо поклониться (мальчики здороваются). А девочки ответят – «Tarveh, poika» , что означает «Здравствуй, мальчик», и тоже не забывают поклониться (девочки здороваются).

Карелка: Ребята, а любите ли вы играть?

^ Дети: Да, любим.

Карелка: Вот и я, когда была маленькая, очень любила играть. У нас, у карелов, есть свои игры. Хотите, мы с вами поиграем в мои любимые карельские игры?

^ Дети: Да, хотим.

Карелка и воспитатель проводят с детьми игру «Уточка».

Карелка: Ой, какие молодцы. Понравилась ли вам игра?

Дети: Да, понравилась.

Карелка: Я вам покажу ещё одну игру, а пока давайте присядем. Я знаю, что вы читали в группе много карельских сказок, верно ли это?

^ Дети: Да, мы читали карельские сказки.

Карелка: А у меня, как раз, с собой есть чудо-сундучок, в котором есть загадки и игрушки из карельских сказок. Хотите посмотреть?

^ Дети: Да, хотим.

(Карелка достаёт из сундука куклу Бабы Яги).

Карелка: Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Да, узнали. Это Баба Яга.

Воспитатель: А как называется Баба Яга в карельских сказках?

Дети: В русских сказках Баба Яга, а в карельских Сюотар.

Карелка: Верно, ребята, молодцы. А что же ещё есть в моём сундучке (достаёт игрушку – уточку). Кто же это такой?

^ Дети: Это уточка. Есть карельская сказка, называется «Чёрная уточка».

Карелка: Правильно, молодцы. А как вы думаете, на какую русскую сказку похожа карельская сказка «Чёрная уточка»?

^ Дети рассуждают с воспитателем: В какой русской сказке жили сестрица с братцем, сестрица вышла замуж, а баба Яга спрятала сестрицу, а сама заняла её место? Правильно, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Карелка: Ай, молодцы какие. Там, в сундучке ещё кое-что осталось, давайте-ка посмотрим (достаёт картинку, где изображены козы). Вот тут написан отрывок какой-то карельской сказки, давайте попробуем отгадать – что это за сказка (читает отрывок):

Жил-был мальчик-сирота. И чтобы прокормиться, пришлось ему в пастушки пойти, коз пасти. Гонит он однажды коз мимо ржаного поля. А козы через изгородь перелезли и в рожь. Гонялся, гонялся за ними пастушок, голос надорвал кричавши, а упрямые козы будто назло ему по ржи носятся и топчут колосья. Сел пастушок на камень и заплакал. Прискакала тут к нему белка. Спрашивает: 
– Что ты плачешь, мальчик? 
– Не могу коз из ржи выгнать. 
– Только-то и горя? Я тебе их мигом выгоню! – говорит белка и прыг-скок поскакала в поле. 
Бегала, бегала за козами, из сил выбилась. Села рядом с пастушком и тоже заплакала. Плачут вдвоем. Прибегает лиса. Спрашивает: 
– Чего плачете? 
– Да вот не можем коз из ржи выгнать. 
– Эка беда! – говорит лиса. – Я вам их мигом выгоню! 
Бегала, бегала лиса за козами, умаялась совсем, села рядом с пастушком и белкой, тоже плакать начала. Плачут втроём, слезы утирать не успевают..

Дети: Этот отрывок из карельской сказки «Овод и козы». 

Карелка: Молодцы, карельские сказки вы хорошо знаете. А теперь, давайте в другую мою любимую игру поиграем?

^ Дети: Давайте поиграем.

Игра «Верко да кала»

Карелка: Понравилась игра? Давайте вернёмся на стульчики, а я вам ещё кое-что расскажу про карельские традиции. У карелов есть свои поговорки и пословицы, которые учат жизни. Давайте, я вам пословицу скажу, а вы подумаете, обсудите между собой и скажете мне, почему так говорят и чему учит эта пословица.

(О дружбе) - Одинокое дерево и ветра боится.

^ Дети рассуждают с помощью воспитателя: Когда деревья вместе стоят, их ветер не сильно наклоняет, а когда одно дерево стоит, его ветер и сломать может.

(О труде) - Топор теплее шубы.

^ Дети рассуждают с помощью воспитателя: Если рубить топором, приходится много двигаться, а когда много двигаешься, становится жарко.

(О Родине) - На родной стороне и камни кланяются.

^ Дети рассуждают с помощью воспитателя: Дома всё знакомо, всё родное, и чтобы ты не задумал, дома всегда есть кому помочь – подсказать.

(О Поступках) - Не кричи в лес – из лесу эхом вернётся.

^ Дети рассуждают с помощью воспитателя: Что ни сделаешь, тебе это же вернётся: Сделаешь плохо – и тебе плохо будет, сделаешь хорошо – и тебе хорошо сделают.

Карелка: Ну вот, ребята, я вас немного познакомила с жизнью, традициями карелов. Понравилось ли вам? (ответы детей). А что нового вы сегодня узнали о жизни карелов? (ответы детей). Я бы вам хотела оставить подарок – книгу с карельскими сказками (дарит книгу). И ещё хотела бы вас угостить, по карельским обычаям. Карелы – гостеприимный народ. Когда собирались гости, хозяйка накрывала стол, на котором, как правило, всегда были калитки – карельская выпечка. Я, как хозяйка, для вас накрыла стол с калитками, а посередине стола поставила самовар с чаем. По карельским обычаям, мужчины сидели справа от двери, женщины слева, а хозяйка у самовара. Давайте и мы сядем за стол по карельским обычаям.

^ Чаепитие с калитками.

Список литературы:

  1. Карельские сказки. Под ред. У.Конкка, А.Степановой, Петрозаводск: Карелия, 1971 г.

  2. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С. Буре. Под ред. А.Дорофеевой. М.: «Мозаика-Синтез», 2011 г.

  3. Карелия. Е.Стамбулян. М.:Вокруг Света, 2006 г.

  4. Край, в котором ты живёшь. Л.И.Шитикова. Петрозаводск: Карелия, 2008 г.


Приложение.

Правила игры «Уточка».

Дети встают в шеренги. Шеренга мальчиков напротив шеренги девочек. Под музыку первый мальчик спокойным шагом идёт к девочкам, глазами смотрит на ту девочку, которую выберет. Подходит к ней, кладёт руку на плечо, и они меняются местами – мальчик встаёт на её место в шеренгу к девочкам, а выбранная девочка идёт к шеренге мальчиков, взглядом ищет мальчика, к которому подойдёт, кладёт руку на плечо, они меняются местами и т.д.
Правила игры « Верко да кала».

В переводе с карельского verkko – это сеть, а kala – это рыба. Дети встают в круг, водящий через одного называет «kala», они отходят в сторону, а остальные дети берутся за руки – образуют сеть, которая колышется (дети переступают с ноги на ногу с поднятыми вверх сцепленными руками). Ведущий говорит – kala, рыбки заплывают в сеть и выплывают. Ведущий говорит – verkko, сеть закрывается (дети опускают сцепленные руки), тем самым рыбки, оставшиеся внутри круга считаются пойманными

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconПлан-конспект итоговой логопедической нод в подготовительной группе...
Форма проведения: игра-соревнование между подготовительными группами по мотивам передачи канала «Карусель»

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Конспект нод по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе по теме «Домашние и дикие животные»

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconКонспект нод по образовательным областям «Коммуникация», «Социализация»...
Задачи нод – способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, где обитают, чем питаются

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconПлан конспект непосредственно образовательной коррекционной индивидуальной...
План – конспект непосредственно образовательной коррекционной индивидуальной деятельности с дошкольниками в подготовительной логопедической...

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconКонспект нод «Художественное творчество» (лепка) в подготовительной...
Конспект нод «Художественное творчество» (лепка) в подготовительной группе на тему: «Кораблик»

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconНод в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебный год
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconКонспект нод для подготовительной к школе группе по теме: «Моя Родина Татарстан»
Татарстаном (Чувашская, Марий-Эл, Башкортостан), их символами (герб, флаг), Продолжать учить детей фольклору, языку татарского народа;...

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconЗаучивание стихотворения «Про ёлочку»
Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Конспект нод в подготовительной логопедической группе по теме «Карельские посиделки» iconКонспект нод в подготовительной к школе группе по теме: «День защитника Отечества»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница