Скачать 73.18 Kb.
|
![]() Цели:
Оформление:
Ведущий. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы. Ученик. Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным, Не зная самых главных книг? Ведущий. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов. ^ – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами. Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. ^ – С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. ^ Ведущий. А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал К.И.Чуковский. ^ Ведущий. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” Послушаем загадки. ^ Ведущий. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Так родился на свет “Мойдодыр”. ^ Ведущий. Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Послушаем фрагмент из оперы. Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. ^ – Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их. (Обращение к выставке рисунков). – Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки. Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок. ^ Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушёными грибами. (“Путаница”) Бедный крокодил Жабу проглотил. (“Тараканище”) Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый крокодил Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил… (“Мойдодыр”) …И со слезами просил: – Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”) Повернулся, Улыбнулся, Засмеялся Крокодил И злодея Бармалея Словно муху Проглотил. (“Бармалей”) А в Большой Реке Крокодил Лежит И в зубах его Не огонь горит – Солнце красное… (“Краденое солнце”) Жил да был Крокодил Он по улицам ходил… А за ним – то народ И поёт и орёт: “Вот урод так урод! Что за нос, что за рот! И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”) Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. ^ Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал: “А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи: – О, если я утону, Если пойду я ко дну… Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”. ^ Ведущий. А сейчас поиграем. У меня в мешке (коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
Инсценировка сказки “Телефон”.
Ведущий (подходит к столу, где дети лепят поделки из пластилина). Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. ^ Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского. – На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае) – Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками) – Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем) – Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…” – Кто напал на муху-цокотуху? (Паук) Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки - мы очень любим его”. ^ Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание: Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, Что ни день – мои мысли добрей и светлей. Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском, Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей. И, усталого, старого, тешит меня Бесконечная их беготня и возня. Да к чему бы и жить нам на этой планете, В круговороте кровавых столетий, Когда б не они, не вот эти Глазастые, звонкие дети… Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”. |
![]() | Литературная гостиная «Я, конечно, вернусь» (по творчеству В. С. Высоцкого, посвященная 70-ти летию со дня рождения) | ![]() | Вступительное слово учителя. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А. Барто Детям.) |
![]() | Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения стихотворения | ![]() | Цели: знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к книгам |
![]() | Оборудование: свечи, столы, покрытые бархатной тканью, компьютер, мультимедийное устройство, диски с классической музыкой, презентация... | ![]() | Урок – литературная гостиная по творчеству саамской поэтессы Октябрины Вороновой 5 класс |
![]() | Портрет А. С. Пушкина, высказывания известных литературных деятелей о А. С. Пушкине, стенгазета посвященная творчеству поэта, рулетка.,... | ![]() | Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С. А. Есенина. (слайд №1) |
![]() | Литературно – музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой | ![]() | Текст сопровождается презентацией, содержащей фотоматериалы, графику, живопись, цитаты из воспоминаний композитора и его окружения.... |