Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского




Скачать 73.18 Kb.
НазваниеНетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского
Дата публикации30.06.2013
Размер73.18 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 - 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского.
Цели:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

  • Побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

  • Развивать творческие способности учащихся.

  • Закреплять понятие информационные ресурсы- книги, фотоаппарат, видео.

Оформление:

  • Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).

  • Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

  • Выставка книг “Чудо-дерево”.

  • Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.

Ведущий. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.

Ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Ведущий. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

^ Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.
Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

^ Учитель читает вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”.

– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

^ Дети читают наизусть стихотворения “Поросёнок”, “Черепаха”, “Радость”, “Бутерброд”, “Ёжики смеются”.

Ведущий. А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал К.И.Чуковский.

^ Звучат потешки “Вдоль по сахару”, “Акулина”, “Елизар”, “Пожар”.

Ведущий. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Послушаем загадки.

^ Дети рассказывают загадки. “Чудесный дом”, “Чудесный паровоз”, “Зубастая загадка”, “Чудесные кони”, “Почему”, “Берегись!”

Ведущий. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”.

^ Прослушивание отрывка грамзаписи сказки “Мойдодыр” в исполнении автора.

Ведущий. Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Послушаем фрагмент из оперы.
Вначале звучит “Увертюра” –  вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.

^ Ученица читает наизусть отрывок из сказки “Да здравствует мыло душистое”…

–  Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их.

(Обращение к выставке рисунков).

– Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки. 

Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.

^ Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)

Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)

Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

^ Учащиеся инсценируют отрывок из сказки “Муха-Цокотуха”.

Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал:

“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

– О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.

^ Инсценировка сказки “Айболит”.

Ведущий. А сейчас поиграем. У меня в мешке (коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:

  • телефон –  У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

Инсценировка сказки “Телефон”.

  • воздушный шарик –  Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)

  • мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

  • блюдце –  А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

  • калоша  – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)

  • термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)

Ведущий (подходит к столу, где дети лепят поделки из пластилина). Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

^ Ученики читают по ролям отрывок из сказки “Федорино горе”.

Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского.

– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки - мы очень любим его”.

^ Показ книги “Приключения Бибигона”.

Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconЛитературная гостиная «Я, конечно, вернусь » (по творчеству В. С....
Литературная гостиная «Я, конечно, вернусь» (по творчеству В. С. Высоцкого, посвященная 70-ти летию со дня рождения)

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconЛитературная гостиная, посвященная жизни и творчеству
Вступительное слово учителя. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А. Барто Детям.)

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconТема «Образ Родины в поэзии С. Есенина» Форма: Литературная гостиная...
Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения стихотворения

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconПраздник, посвященный творчеству К. И. Чуковского Цели
Цели: знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к книгам

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconЛитературная гостиная «Нам не дано предугадать…» (по творчеству Ф. И. Тютчева)
Оборудование: свечи, столы, покрытые бархатной тканью, компьютер, мультимедийное устройство, диски с классической музыкой, презентация...

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconУрок литературная гостиная по творчеству саамской поэтессы Октябрины Вороновой 5 класс
Урок – литературная гостиная по творчеству саамской поэтессы Октябрины Вороновой 5 класс

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconФорма урока: игра Что?
Портрет А. С. Пушкина, высказывания известных литературных деятелей о А. С. Пушкине, стенгазета посвященная творчеству поэта, рулетка.,...

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconГостиной на доске
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С. А. Есенина. (слайд №1)

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского icon«Красною кистью рябина зажглась…»
Литературно – музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой

Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013 2014...
Текст сопровождается презентацией, содержащей фотоматериалы, графику, живопись, цитаты из воспоминаний композитора и его окружения....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница