Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие




НазваниеМетодические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
страница1/9
Дата публикации22.11.2014
Размер1.41 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Т. А. Ладыженская,
М. Т. Баранов,
Л. А. Тростенцова,
Л. Ю. Комиссарова

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 классе


Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений

Предисловие (Т. А. Ладыженская)

Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) (Л. Ю. Комиссарова)

Методические рекомендации к изучению разделов курса V класса

Синтаксис (Л. А. Тростенцова)

Фонетика. Графика (Т. А. Ладыженская)

Лексика (М. Т. Баранов)   

Морфемика (М. Т. Баранов)

Морфология (Л. А. Тростенцова)

Система повторения пройденного (М. Т. Баранов)

Работа по орфографии, пунктуации, развитию речи

Орфография (М. Т. Баранов)

Пунктуация (Л. А. Тростенцова)

Развитие связной речи (Т. А. Ладыженская)

Предисловие

      Перед вами методические рекомендации к учебнику, по которому будут учиться пятиклассники в основном в начале XXI века. Учебник охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем он сохраняет сложившуюся систему подачи материала, методический аппарат известного учителю учебника. Открыв его новое издание, учитель сразу убедится, что это так. Вариант учебника 1999 г. (и последующие издания) обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начальных классов по русскому языку. Поэтому он строится как переходный от начальных классов к средней школе.

      Однако настоящее издание имеет свои особенности, которые диктуются требованиями времени, социальным заказом школы будущего, развитием наук.

      Основные его особенности связаны с задачами:

      — развития теоретического мышления и креативных (творческих) способностей учащихся;

      — реализации в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета;

      — реализации требований названной выше программы.

      В связи с этими задачами в настоящем издании учитель найдет новые обобщающие понятия типа единицы языка, орфоэпия, морфема (их варианты), морфемика, позиционные чередования гласных и согласных и др. Кроме того, включены понятия, усиливающие системный характер изучаемого материала. Таковы, например, введенные понятия в главе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»: понятие о пунктуации и роли знаков препинания (§ 24), знаки препинания в конце и в середине предложения, знак разделения между главными членами (тире), обращение как знак выделения, опознавательные признаки всех пунктограмм, изучаемых в V классе, пунктуационный разбор; в главе «Повторение изученного в начальных классах»: понятие об орфограмме, об опознавательных признаках изучаемых орфограмм; виды орфограмм: орфограммы-буквы, орфограммы-пробелы, дефис как орфограмма. При этом дается этимология слов, называющих такие разделы, как «Орфография», «Синтаксис», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика». Подобного рода введения, уточнения создают основу для осмысления в старших классах языка как определенной системы, что важно для общего развития образовательной культуры выпускников школы.

      Вместе с тем либо откорректированы, либо сняты понятия, которые, как показывают многолетние наблюдения, с трудом усваиваются и не осмысливаются учениками должным образом. Так, например, снято понятие о видовых парах глаголов, значение которого пятиклассники не осознают, заучивая лишь некоторые отличительные признаки видовых пар глаголов.

      Настоящее издание в большей мере обеспечивает реализацию проблем воспитания: введены новые тексты, позволяющие обсуждать такие вопросы, как отношение к родине, труду, природе (см.: например, упр. 49, 102 и др.), и такие проблемы, как честность, обязательность, отзывчивость и т. д. (см.: упр. 44, 112, 137, 250). Главное же в решении проблем воспитания на уроках русского языка — внимание к культуре речи, к овладению нормами русского литературного языка. Поэтому в издании 1999 г. и последующих сохранены все упражнения по культуре речи, например при изучении прилагательного: упр. 552 (чулок, но носков), 595, 598 (краткие прилагательные в роли сказуемого), 597 (словосочетания с прилагательным в роли главного слова и т. д.). И сохранено все, что служит обогащению речи школьников неисчерпаемыми ресурсами родного языка (упражнения, требующие использования различных словарей, рамки с синонимами, анализ языковых средств текста и т. д.).

      Важно, чтобы выпускник школы глубоко осознавал, что от него (и, конечно, от учителя) зависит, насколько он (ученик) овладеет бесценными богатствами родного языка. Это владение позволит нашим выпускникам найти свое место в жизни, поскольку в настоящее время особенно ценится умение свободно и уважительно общаться с разными людьми при самых различных обстоятельствах, умение легко овладевать языком специальности, профессии.

      Вся работа по родному языку воспитывает человека, так как способствует становлению навыков самовыражения, самоконтроля, интеллектуальных и творческих способностей, что, безусловно, отражается на становлении личности ученика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
В то же время он сохраняет методический аппарат уже известного учителям учебника, выдержавшего несколько изданий, ту систему подачи...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создает предпосылки для...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие
В VIII классе изучается синтаксис простого предложения. В систематизированном виде представлено простое предложение (с помощью выделения...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconРабочая программа По английскому языку для 8 класса к учебнику Афанасьевой...
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса Составитель
Преподавание в 5 классе осуществляется по учебнику Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов,...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
В 2 ч. М.: Просвещение, 2011) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие icon-
Методические рекомендации предназначены для организации работы общеобразовательных учреждений, направленных на профилактику экстремизма...

Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Она предназначена для работы по учебнику «Литература 9 класс. Учеб для общеобразоват учреждений» (в 2 частях)/ под ред. В. Я. Коровиной....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница