Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)»




Скачать 107.71 Kb.
НазваниеТема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)»
Дата публикации13.11.2014
Размер107.71 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок


Урок рассчитан для учащихся пятых классов национальных школ.

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)».

Урок соответствует программе Л.З. Шакировой по русскому языку для 5-11 классов национальных школ, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису и составлению связного текста.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений русский язык 5-11 классы, авторы: Л.З. Шакирова, Н.Н. Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф. Юсупова – К.: Магариф, 2003.

Учебник: Л.З. Шакирова Русский язык 5 класс. – Казань.: Магариф, 2008.

Подготовительная работа: презентация имени существительного, глагола, имени прилагательного, местоимения; заучивание стихотворений под руководством учителя. Именно здесь ярко выражаются элементы сотрудничества ученика и учителя, так как каждый заинтересован в осуществление необычного дела.

С предыдущими уроками связан с целью обучения теоретическим материалом. Главный акцент делался на повторение ранее изученного материала о частях речи.

Цели занятия: Познавательные:

- активизация познавательной деятельности учащихся через игру;

- углубить понятия о частях речи;

- развитие речи учащихся в форме устного ответа.

Развивающие:

- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

- в целях подготовки ГИА формировать умения и навыки работы с текстом;

- правильно употреблять в речи части речи.

Воспитательные:

- воспитать в детях любовь и интерес к русскому языку, стремление к знаниям;

- воспитать чувство коллективизма (вовлечение всего класса в учебный процесс через игру);

- привлечение внимания родителей к учебному предмету к деятельности учащихся.

Методы работы:

  1. словесный (слово учителя);

  2. наглядный;

  3. практическая работа;

  4. игровой.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование: слайды, текст, карточки.

Форма урока – урок «Ярмарка»



^ Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)».

Цели занятия: Познавательные:

- активизация познавательной деятельности учащихся через игру;

- углубить понятия о частях речи;

- развитие речи учащихся в форме устного ответа.

Развивающие:

- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

- в целях подготовки ГИА формировать умения и навыки работы с текстом;

- правильно употреблять в речи части речи.

Воспитательные:

- воспитать в детях любовь и интерес к русскому языку, стремление к знаниям;

- воспитать чувство коллективизма (вовлечение всего класса в учебный процесс через игру);

- привлечение внимания родителей к учебному предмету к деятельности учащихся.

Оборудование: слайды, текст, карточки.

Ход мероприятия:

Небольшая беседа на тему «Что ты знаешь о ярмарке?» (Ведущая)

-Что такое ярмарка?

--Это веселый базар, где можно что-то купить или продать.

-Кто раньше на ярмарках продавал товары?

-На ярмарках товары продавали купцы.

-А что можно было купить на ярмарке?

-На ярмарке можно было купить все, что хочешь.

-Чем еще были знамениты старинные ярмарки?

-На ярмарках проводились различные соревнования, звучали песни и шутки.

Ведущий (1). Сегодня мы тоже устроим ярмарку. Только будем «продавать и покупать» товар необычный - свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что-то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои «корзины» (ответы на вопросы викторины) и покажите свой «товар».

Участники читают вопросы, объясняют свои ответы, а ведущий оценивает «товар», слушая ответы участников и прохаживая по «торговым» рядам.

На это мероприятие пришли «купцы» - участники, которые будут задавать вопросы.

1-й участник («зазывала»):

Подходи, честной народ!

Нынче ярмарка идет.

Собрались на ней честные

Купцы заморские и местные.

Нам товар свой предлагают

Очень интересный.

Все на свете они знают,

Всех зовут в круг тесный.

Учитель:

2-й участник («купец-глагол»):

Мой товар ты выбирай,

А другой не замечай.

Ты корзину подставляй

И глаголы насыпай.

Ведущий:

Прежде чем, набирать товар я хочу поговорить с вами о глаголах. Известный русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что «глаголы - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. С их помощью мы узнаём, как всё в этом мире двигается, говорит, меняет свои краски, как звучит, как чувствует себя. Человеческий гений создал огромное количество глаголов.

3-й участник («купец-глагол»):

Читает слова, из которых остальные участники должны выбрать и записать («насыпать в корзины») только глаголы. Слова: бежать, радоваться, мир, полёт, бег, читать, книга, борьба, писать, рисовать, школа, плавать, бороться, сроить, защита, честный.

Ведущий проверяет, кто больше «набрал в корзину» глаголов.

Затем на экран проецируется небольшой шуточный текст.

Ведущий обращается к одному из участников:

- Проспрягай глагол «идти».

- Я иду … ты идёшь … - медленно отвечает тот.

- Поживее …

- Он бежит, мы бежим, вы бежите!

4-й участник (заранее подготовленный):

Глагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: реальное действие (готовить обед, решать задачи), состояние (спать, веселиться), процесс речи и мысли (кричать, шуметь, думать, понимать), проявление и изменение признака (краснеть, темнеть, стареть), взаимоотношения людей (любить, ненавидеть), движение (шагать, лететь), различные звуковые явления (мычать, кукарекать).

Таким образом, когда мы говорим, что глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, то «действие» следует понимать в широком смысле слова.

Ведущая. А сейчас войдём в царство с названием «Существительное». Вход в него закодирован загадкой.

Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

- Сейчас вам, ребята, предстоит дать названия предметам. Кто запишет их, тот и войдёт первым в это царство.

1. Название длинных предметов: верёвка.

2. Название круглых предметов: блюдце.

3. Название жидкостей: бензин.

4. Название деревьев: …..

5. Название ягод: …..

6. Название животных: …

Молодцы! Итак, существительное – древнейшая часть речи, самая самостоятельная.

Продолжит мой рассказ о существительном (заранее подготовленный уч) (приложен слайд).

5-й участник:

Существительные обозначают конкретные предметы окружающего мира (дом, картина, телевизор), живые существа и растения (юноша, кошка, ворона, сосна), явления природы (вьюга, радуга), общественные явления (восстание, парад, забастовка), вещества (золото, нефть, газ), географические названия (Россия, Байкал, Урал).

Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояния, тоже могут быть именами существительными. Например: синева, доброта, глупость (свойства, качества); бег, решение, толкотня (действия); сон, лень, волнение (состояние). Эти слова не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос что? и имеют значение предметности.

Поэтому следует считать именами существительными все слова, которые: а) отвечают на вопрос кто? или что?; б) имеют грамматические признаки: род, число, склонение, падеж. в) одинаково изменяются (по падежам и числам).

Принято говорить, что имена существительные обозначают «предмет» в широком смысле слова.

6-й участник («купец – существительное»):

Хожу я по базару,

Ищу себе я пару.

Помогите мне, друзья!

Ведь без пары мне нельзя!

«Купец» диктует существительные, ученики записывают их и к каждому подбирают

подходящее прилагательное. Существительные: дело, мир, дружба, родина, хлеб, война, звено, ярмарка, мама, жизнь, школа, земля, страна.

При проверке отмечаются удачные словосочетания, с которыми участники составляют и записывают предложения.

Ведущая. Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

А начнём мы со всеми любимых загадок. Попробуйте угадать, кто это?

  1. То рыжая, то серая, а прозванием белая (белка).

  2. Клубок, да не пушистый,

Колючий, да ершистый.

Когда дотронешься – поймёшь,

Что это не клубок, а … (ёж).

Справились! Какая часть речи помогла вам найти отгадку? (имя прилагательное)

Почему? Потому что имена прилагательных обозначают признак, а в этих загадках предмет узнают по признакам (приложен слайд).

7-й участник («купец – прилагательное»):

Подходи, честной народ,

Знатоков тут бой идёт.

Кто трудиться не ленится,

Тут в бою он отличится.

Выходят по желанию два участника, и «купец» предлагает им задание: сначала один участник должен назвать существительное, а второй – подобрать к нему как можно больше прилагательных. Например: дерево – высокое, стройное, большое, красивое, хвойное. Потом второй участник называет прилагательное, а первый подбирает к нему различные существительные. Например: круглый (круглая, круглое) – мяч, розетка, арбуз, яблоко, солнце.

В «бою» побеждает тот, кто подберёт больше слов к предложенному слову. (Победителя определяет вся группа.)

Следующее задание «купец» предлагает всем участникам:

- Найдите существительные, которые подходят сразу к трём прилагательным: белый, мягкий, съедобный. (Это могут быть хлеб, творог, сметана, масло). Победитель тот, кто назовёт больше всех слов.

После выполнения этого задания проводится физкультминутка под сопровождение русской народной мелодии. Затем продолжается «ярмарка».

Ведущая. Ребята! Послушайте стихотворение. Понятно ли о чём идёт речь в нём?

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам её, она нам их,

Вы им. Обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас.

Нельзя понять, о чём идёт речь в этих стихах, поскольку вместо существительных употребляются местоимения.

Что такое местоимение?

8-й участник (заранее подготовленный):

Местоимение – это часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак или количество, но не называет их.

Местоимения помогают избежать повторов, делают нашу речь более разнообразной, кроме того, они связывают предложения в тексте, выступая в роли средства связи (приложен слайд).

Ведущая. В начале мероприятия мы с вами выяснили, что ни одна ярмарка не проходит без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не обойтись без них. Свои шутки вам прислали ребята из разных стран. Получив их, вы должны будете выполнить следующее задание: так выразительно прочесть шутку, чтобы мы все смеялись, а потом найти в тексте местоимения, указать, какими членами предложения они являются.

Вызываются четверо участника, им раздаются карточки.

Карточка №1

Сын говорит матери:

- Знаешь, мамочка, учительница просила меня разборчивее писать буквы, и я не знаю, что мне теперь делать.

- То есть, как не знаешь? Надо писать разборчивее!

- Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки…

(Куба)

Карточка №2

- Мама! Вчера учитель отослал домой Марко, потому что он пришёл неумытый…

- Так ему и надо, вашему Марко.

- А сегодня все пришли неумытыми!

(Югославия)

Карточка №3

В замке – музее Ганс нечаянно опрокинул и разбил вазу.

- Ах! – громко воскликнула смотрительница. – Ведь это была такая старая ваза!

- Значит, мне повезло, - облегчённо вздохнул Ганс. – Я боялся, что она новая.

(ГДР)

Карточка №4

Учительница ученику:

- Назови, пожалуйста, четыре основных элемента природы.

- Огонь, воздух, земля…

- А ещё? Вспомни-ка, что ты употребляешь для мытья рук?

- Мыло!

(Польша)

Пока эти участники готовятся к ответу, с остальными проводятся две игры: «Отгадай-ка» и «Аукцион».

Ведущая и несколько заранее подготовившихся учеников загадывают загадки. Загадки могут быть самые разнообразные, их количество устанавливает сам учитель. При отгадывании ученик произносит слово – отгадку и определяет, какой частью речи оно является. За правильный ответ выдаётся фишка (заранее изготовленные из картона цветные кружочки). Победителем в этой игре будет тот, кто наберёт больше всех фишек, он и получает высшую оценку. Затем – игра «Аукцион».

Ведущая:

Здесь у нас аукцион –

Подведёт итоги он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот награду получает.

Завершается мероприятие «Ярмарка частей речи» получением маленьких подарков и благодарственных писем за участие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconЧасти речи. Повторение (3 часа)
Актуализировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и словах-омонимах

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconПлан Понятие об орфоэпии и орфоэпических нормах. Акцентологические...
Особенности ударения в разных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие)

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconПрезентация. Текст о феврале
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное”. Закрепление изученных орфограмм

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconУрока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение...
Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе»

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» icon«Обобщение знаний по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол»»
С самого утра в Школе Смешариков творится что-то странное. Вместо того, чтобы тихо сидеть, ученики скачут по полянке и ищут ответы...

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconТема. Имя существительное
Существительное говорит: «Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить». Прилагательное на это...

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconУрок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном

Тема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение)» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница