Скачать 68.84 Kb.
|
Управление образования Александровского района Владимирской области Долматовская основная общеобразовательная школа №16. Учитель: Майер Екатерина Геннадьевна Предмет: литературное чтение. Класс: 2. Тема урока: Родные поэты. Сергей Есенин. «В ней есть душа…». Цели урока: развивать речь учащихся, внимание к поэтическому слову, обдумывающие восприятие стихов С. А. Есенина через звук и цвет. Оборудование: портрет С. А. Есенина, выставка книг, карточки с стихами, цветы, рисунки детей, ромашка, открытки «На родине поэта». Ход урока:
- Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская. Он посвящён творчеству русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? - Каким он был? - О чём писал свои стихи? III. Биографические сведения. - В 170 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля – «страна берёзового ситца». Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки. Ученик: Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски. - В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин. 1 ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. 2 ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по материнской линии, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. 3 ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. 4 ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками… 5 ученик. После, лет восьми, другому дяде, я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. 6 ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало.всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. 1 ученик: Пахнет рыхлыми драченами, У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. 1914 2 ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. 1910 3 ученик. В эти годы я поступил в университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений, - они в моих стихах…»
Ученик. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. - Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам Сергей Есенин так писал о родных местах: Рязанские поля, Где мужики косили, Где сеяли свой хлеб, Была моя страна. - Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. 1 ученик. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. 2 ученик. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. - Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звёздам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого «выплеснул душу в слова». Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово Родина? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия…) - Какой же видел и какой любил свою Родину Сергей Есенин? В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами, созданные поэтом. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи Есенина. (выставка рисунков). - Подберите строки, созвучные рисункам.
- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то наверное, заметили, что они наполнены удивительными красками. Поговорим с ромашкой. Докажем строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина. - А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно (карточки). (Синее) небо, (цветная) радуга, Тихо степные бегут берега, Тянется дым у (малиновых) сёл, Свадьба ворон облегла частокол. Снова я вижу знакомый обрыв С (красною) глиной и сучьями ив, Грезит над озером (рыжий) овёс, Пахнет ромашкой и мёдом от ос. Закружилась листва (золотая) В (розоватой) воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. (Синий) май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в (белой) накидке. (Синий) туман. Снеговое раздолье, Тонкий (лимонный) лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет. Гаснут (красные) крылья заката, Тихо дремлют в тумане плетни. Не тоскуй, моя (белая) хата, Что опять мы остались одни. - Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки. Какими же звуками наполнена поэзия Есенина? Докажите стихотворными строчками. (звон ручья, шелест листьев, шёпот трав, звуки песен, звуки тишины) - Стихи С. Есенина наполнены особым ароматом. Букеты из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите стихотворными строчками. (черёмуха, ромашка, мак, василёк, ландыш, яблоня, колокольчик) - Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений С. А. Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
- А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Все свои мысли выскажите, пожалуйста, в творческой работе «Я и стихи Есенина». Не забудьте про ключевые слова.
Дети пишут работу, а потом зачитывают.
Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете и прочтёте любимые стихи С. А. Есенина. |
![]() | Есенин слышал с детства и которые были главным родником его творчества. Он говорил и пел теми словами, которыми говорил и пел народ.... | ![]() | ... |
![]() | Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда | ![]() | Писать стихи я начала сравнительно недавно, примерно год назад. До этого я участвовала в конкурсах чтецов и занимала призовые места... |
![]() | В 1918 году в Москве было организовано издательство "Трудовая Артель Художников Слова". Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин,... | ![]() | Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев, Алексей Кольцов, Аполлон Майков, Николай Некрасов, Алексей Плещеев, Афанасий Фет, Константин Бальмонт,... |
![]() | ![]() | ||
![]() | Родные поэты (стихи поэтов – классиков 19 – начала 20 века для детей о природе: Бунина, Плещеева, Фета, Грекова, Жуковского, Пушкина,... | ![]() | Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Здравствуйте, Сергей Есенин!» |