Скачать 77.68 Kb.
|
Повторение по теме "Имя прилагательное". Цели:
Оборудование:
ХОД УРОКА
2. Сообщение преподавателем темы урока. Формулирование воспитанниками целей урока. Сегодня на уроке мы должны:
Для этого нам необходимо знать:
Уметь:
Для этого у нас есть все условия, даже погода создаёт отличное настроение. Все успели заметить, как красиво кругом?! Зима вступила в свои права. Теперь она – полновластная хозяйка. Глядя на эту картину, вспоминаются строки о зиме… ^ 1) На слайде № 2 стихотворение. Один из воспитанников читает его, затем ребята объясняют орфограммы. ![]() Февраль..ий выписал мороз Сплетенье трав молочно(белых) И серебристо(синих) роз. Пейзаж тр..пическ.. лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно, это Зима тоскует о весне. Д. Кедрин 2) Беседа с классом.
(Воспитанники выписывают в тетради слова с этими орфограммами и графически объясняют условия их выбора.)
Зима – красивое время года, хотя и очень холодное. - Какой цвет преобладает зимой? (белый) - Какие оттенки имеет белый цвет?(грязно-белый, нежно-белый, серо-белый…) - Какие прилагательные вы сейчас называли? К названным вами цветам я бы ещё добавила такие, как изумрудный, бирюзовый, индиговый, стальной. К данным прилагательным подберите и запишите синонимичные сложные прилагательные. (Слайд № 3) Изумрудный – прозрачно зелёный, бирюзовый – зеленовато-голубой, индиговый – тёмно-синий, стальной – серебристо-серый. - А что у нас зимой бывает в таких цветах? (Слайд № 4) (Изумрудные ветви деревьев, бирюзовое небо, индиговые тени деревьев, стальная корка снега.) ^ Заметьте, что каждый зимний месяц оригинален. - А знаете ли вы, как и откуда произошли их названия? Сообщение заранее подготовленного кадета. Названия месяцев “декабрь”, “январь” и “февраль”, - латинские по происхождению. Декабрь название своё получил от латинского слова «децем», что означает «десять». В календаре древних римлян он был последним, десятым месяцем года. Когда месяцев у них стало двенадцать, название его не изменилось. Январь – самый первый месяц года был назван так в честь древнеримского бога Януса, имевшего две головы: одна была повёрнута в прошлое, а другая в будущее. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. - Как вы думаете, почему? (В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.) С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму. - Какие ещё знаете названия у февраля? (Лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.) (Слайд № 5) - Попробуйте образовать свои названия. (Злючень, трескучень.) - Какое слово, на ваш взгляд, в большей степени характеризует февраль? Почему? - Кто из вас сделал для себя открытие? Кто раньше не слышал, какие названия имеет ещё февраль? Где слышали? Молодцы, ребята! Возможно, ваши слова тоже войдут в историю и получат распространение. - Знаете ли вы приметы, связанные с февралём? В феврале сильные морозы – короткая зима. Тёплый февраль приносит холодную весну. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. ^ 1) Писатель Николай Сладков посвятил февралю небольшой рассказ, отрывок из которого я вам сейчас прочту. (На фоне музыки Вивальди преподаватель читает. У каждого воспитанника на парте лежит текст.) (Слайд № 6) Февральский мороз Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен воздушные водопады. Скользит по дорогам злая позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся снежные вихри за санями и машинами, кружат весёлые хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в ослепительных волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белоснежные флаги. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба! (Н. Сладков) 2) Задания к тексту. 1. Какие художественные приёмы используются в тексте? Примеры. 2. Назовите прилагательные из текста. 3. Давайте выпишем прилагательные, распределив их по разрядам. (Какие разряды вы знаете?) 4. Прилагательные какого разряда здесь отсутствуют? 5. От каких прилагательных образуются степени сравнения? 6. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от качественных прилагательных (письменно). 3) Морфологический разбор. (Слайд № 7) Февральский (мороз). (1 кадет выполняет разбор на доске, остальные записывают в тетради.) ^ Какая же зима может быть без снеговика?! Давайте сейчас мы все вместе его и «слепим». ![]() 4 группа - вы «лепите» голову снеговика. Для этого вам необходимо выполнить задание: разработать памятку «Как оставаться зимой здоровым?» 2-3 группы – «лепите» второй ком. Для этого вам необходимо составить и записать 5-7 предложений о зиме. 1 группа - вы отвечаете за основание – самый большой ком. Вам надо написать мини-сочинение о зиме. При выполнении задания используйте качественные и относительные прилагательные, а также сложные прилагательные, образованные вами в качестве синонимов к словам бирюзовый, стальной и т.д. ^ 1 – 2 представителя каждой группы зачитывают свои работы. ^ - Какие зимние игры вы знаете? Давайте мы с вами поиграем в снежки. Я вам «бросаю» существительные, вы образуете от них прилагательные, называете суффиксы, объясняя их правописание, и приводите свои аналогичные примеры.
Лёд – ледяной. Туман – туманный. Стекло – стеклянный. Дерево – деревянный. Восторг – восторженный. Часто зимой нам не хочется ничего делать. Большую роль в нашей жизни играет отрицательная частица не. Давайте вспомним, как пишется НЕ с прилагательными. (Слайд № 8) (Воспитанники объясняют и приводят свои примеры.)
(Не)устойчивая погода. (Не)глубокие сугробы. (Не)морозный, а тёплый день. Ничуть (не)холодный ветер.
(Слайд № 8 гиперссылка.) А теперь ещё раз вспомним, чему мы научились, изучая тему «Имя прилагательное».
Отечественый, ледяной, песчаный
1о. Подведение итогов урока. - Что мы сегодня повторили? Комментированное выставление оценок. ![]() 1 группа – упр. 340 (п.) 2 группа – упр. 342 (п.) 3, 4 группы – упр. 339 (п.) |
![]() | Оборудование: компьютер, текст рассказа, иллюстрации к художественной литературе, презентация | ![]() | Валентина Александровна Осеева – детям: урок доброты и милосердия. Сценарий, презентация, текст рассказа В. Осеевой «Бабка»/Н. Г.... |
![]() | Текст «Афганских рассказов» А. Костюнина, рисунки детей, фотографии, презентация «Географическое положение Афганистана», презентация... | ![]() | Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию... |
![]() | Данная презентация может быть использована в рамках месячника военно-патриотического воспитания обучающихся в 2013 году | ![]() | Презентация «Текст как форма представления информации», раздаточный материал в виде конспекта |
![]() | Средства: тексты о природе, кроссворды, маски животных, презентация «Красная книга Алтая», презентация «Звуки в лесу», презентация... | ![]() | Заработала данная программа только в феврале 2011 года. До этого времени в течение более девяти лет работала ее предшественница,... |
![]() | Задание Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца | ![]() | ... |