Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования»




Скачать 102.93 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования»
Дата публикации01.11.2014
Размер102.93 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок




УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

«Изобразительные возможности русского словообразования»

ЦЕЛИ: 1. Расширить знания учащихся по разделу «Словообразование», показав изобразительные ресурсы его на примере произведений русской литературы.

2. Развитие языкового чутья, творческих способностей.

3. Воспитание познавательного интереса, любви к родному языку, родной природе, наблюдательности.

Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли.

В. А. Жуковский
I Организационный момент (постановка цели, чтение эпиграфа)
- Как вы понимаете значение слова «изображать»?

(создавать образ, картину)

- Какое отношение это имеет к русскому языку?

- Прочитайте тему урока и ответьте на два вопроса:

- что нового мы узнаем на уроке?

-чему научимся? (использовать словообразовательные возможности русского языка в своей речи)

Мы постараемся, проанализировав художественные произведения, узнать изобразительные возможности русского словообразования и попробуем создать свои языковые зарисовки, применив полученные знания на практике.
II Слово учителя
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и своеобразием. По подсчетам современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов образованы при помощи различных словообразовательных морфем.

Так, 60 000 слов из 17-титомного словаря русского языка конструируются с помощью 4,5 тысяч корней, 500 суффиксов и 100 приставок.

Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение слова и формирует его значение.

Сегодня мы убедимся в этом.

III Повторение
- Что такое словообразовательная модель? (схема морфемного состава слова без указания корня).

- Образуйте слова по данной модели:

(аистенок, верблюжонок, барсучонок, волчонок, галчонок, голубенок, ежонок, кротенок, лисенок, т. д.)

- Каково лексическое значение всех слов ( детеныши животных).

- Почему по одной модели образовано столько слов? (не указан корень)

- Что за морфема корень? ( содержит основное лексическое значение)

Не зря в русском языке есть выражение: «Смотри в корень»!

- Какое орфографическое правило можно проиллюстрировать этими словами? (правописание о и е в суффиксах существительных после шипящих)

-Какие ещё морфемы вы знаете?

- Способы словообразования?

Количественный состав морфем, их семантика, разнообразие способов образования слов определяют лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества. Все это находит выражение в творчестве русских писателей, создающих удивительные художественные произведения.
IV Работа с художественным текстом (в парах, по карточкам, со словарем)


  1. ^ Прием семантизации морфем.

- Как вы можете объяснить его, исходя из значения слова сема? (выявление смысла, значения языковой единицы: уехал – приехал)

Пользуясь этим приемом, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая внимание к лексическому значению слова, к тому, как ощутимо меняется оно при добавлении или изъятии морфемы.

Один из вариантов – многоприставочные глаголы.

(Работа по карточке, задание №1)

-Русские поэты активно используют выразительность многоприставочных глаголов. Найдите их, объясните роль в тексте.

( Двуприставочные глаголы мягко уменьшают значение интенсивности действия)

  1. ^ Морфемный (словообразовательный) повтор

- а) повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели

(задание №2а)

Тексты былин становятся напевнее, а в стихах – мгновенность действия: гроза, буря, эхо – раскаты, т. д..

Основная смысловая нагрузка падает на ключевые слова. Которые образованы по одной словообразовательной модели.

- б) скопление однокоренных слов

заставляет вдуматься в смысловую близость и различие, искать причину неожиданного сопоставления однокоренных слов

(задание № 2б)

  1. ^ Этимологизация (этимологическое разъяснение слова)

- Как вы понимаете выражение «дремучие леса»?

- А теперь сравним наши рассуждения с мнением ученых (инд. работа со словарем русского языка С. И. Ожегова и Этимологическим словарем Шанского) и известного любителя русской природы и русского языка К. Г. Паустовского.

(работа с миниатюрой)

Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые озера, и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слезы. В народе их звали «дремой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слез сонно висели, согнувшись до самой земли.

Иногда писатели используют этимологизацию как игру слов, мы с удовольствием её принимаем.

Вспомните известную сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», найдите примеры шуточного объяснения слов.
- Он утверждал, что хочет взглянуть на гиппопотама, - объяснила Белая Королева. – Увы, гиппопотам тут не бывает.

- А где же он бывает? – заинтересовалась Алиса.

- Там, конечно, - ответила Белая Королева. – Бывал бы он тут, его называли бы гиппопотут.


  1. Сейчас мы поработаем с «Бестолковым словарем», где слова объяснены на основе внешних ассоциаций со случайными словами.

- Прочитайте «бестолковое толкование», попытайтесь объяснить, как возникло оно, сравните с настоящим толкованием в словаре С. И. Ожегова.

(задание №4)

^ ПОДВЕДЕМ ИТОГ

- Что нового узнали мы сегодня? (Изобразительные возможности русского словообразования: употребление многоприставочных глаголов, словообразовательный повтор, этимологизация морфем).

V Cамостоятельная работа.
А теперь проверим, чему научились. Наша школа находится в прекрасном месте, окружена лесом. Конечно, вы любуетесь березками, засыпанными снегом, сверкающими от инея, переливающимися на солнце. Опишите их, иней, снег, узоры на стекле, используя полученные на уроке знания.

(Желающие могут воспользоваться карточками-подсказками)

VI Чтение сочинений учеников, обсуждение

VII Сегодня на уроке мы говорили о словообразовании и искусстве слова. Поэт и писатель рисует словом. Чтобы понять его произведение, нужно внимательно вглядываться в слово, раскрывая его тайны. Закончить наш разговор мне хотелось удивительным стихотворением Н. Флерова «Щедрость языка»

Как безгранична щедрость языка!

Иду проселком к лесу по тропинке

И вижу: за кустами ивняка

Рябинники уселись на рябинке.

У них на грудке капельки рябин,

Как будто рябь в озерной серой глади.

А дерево на солнце, как рубин:

В глазах рябит при тихом листопаде.
Так, повторяя, чувствуешь ее,

Взаимосвязь названий, с детства близких.

И начиналось, видно, все с нее,

С рябины, с красоты краев российских.

И звучность искрометных слов легка,

Они вошли и в песни, и в былины:

Передо мной рябинник, рябь, рябины…

Как безгранична щедрость языка!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1

  1. ^ Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Окропит ее дождь

Чистою слезою,

Принакроет весна

Шелковой травою. И. Никитин

  1. а) Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Какое качество речи придает словообразовательный повтор тексту былин?

Всю они белую рыбицу повыловили,

А мелкую рыбицу повыбросили…

б) Выпишите однокоренные слова:

Не вернусь я в отчий дом,

Вечно странствующий странник,

Об ушедшем над прудом

Пусть толкует конопляник. С. Есенин

  1. ^ Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?

  2. а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование

Мельница – жена мельника. Пасека – место, где пасутся коровы.

Карточка № 2

^ 1.Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Погуляла вода по зеленым лугам,-

Вдоволь бури понаслушалась;

Поломала мостов,-

Вольной жизнью понатешилась. И. Никитин
2 а)^ Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Какое значение придают они тексту?

И огнем заполыхала, Отозвались, зазвенели

И, пройдя через огонь, Балалайки в три струны,

Закричала, завздыхала Заходили, как хотели,

Эта самая гармонь. Заплясали плясуны.

А. Прокофьев
б) Выпишите однокоренные слова:

Горе свое горькое

Я перегорю.

И в борьбе с несчастьями

Счастье завоюю. В. Быков


  1. ^ Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?

  2. а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование
Баранка – овца. Батисфера – сфера вмешательства отца.

Карточка № 3
^ 1.Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, эа песни польются

День-деньской от зари до зари! И. Никитин

  1. а) Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Какое качество речи придает словообразовательный повтор тексту былин?

Тут пехотою никто да не прохаживал.

На добром коне да не проезживал,

Туда серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал!
б) Выпишите однокоренные слова:

И даже ивам у пруда

Не дам я быть плакучими.

Пусть только дождик иногда

Расплачется под тучами. Л. Зубкова
3 ^ Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?
4а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование

Жрец – обжора. Заморыш – иностранец.

Карточка № 4


^ 1.Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой свою грудь муравою.

Как невеста, в цветы нарядись. И. Никитин
2 а)^ Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Какое значение придают они тексту?
Лес зазвенел, застонал, затрещал,

Зиму послушал и вон побежал. Н. Некрасов
б) Выпишите однокоренные слова:

Я строил окопы и доты,

Железо и камни тесал,

И сам я от этой работы

Железным и каменным стал. Я. Смеляков


  1. ^ Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?

4а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование

Безграмотный – окончивший школу без грамоты

Брюква – штанина

Карточка № 5

^ 1.Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело.

Принахмурилась земля. Ф. Тютчев

2 а)^ Найдите слова, образованные по одной словообразовательной модели. Какое значение придают они тексту?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То как путник запоздалый

К нам в окошко застучит. А. С. Пушкин

б) Выпишите однокоренные слова:

Все сказано на свете,

Не сказанного нет.

Но вечно людям светит

Несказанного свет. Н. Матвеева

  1. ^ Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?

4а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование

Вербовать – пороть вербой. Гусар – птичник, работающий на гусиной ферме.

Карточка № 6

^ 1.Найдите многоприставочные глаголы. Какую роль они играют в тексте?

Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною

Затуманился. А. Кольцов

2 а) Одно из значений приставки про- - «законченность действия, связанного с преодолением какого-либо пространства». Покажите это на примере текста А. Фета. Какова роль повтора?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

А. Фет

б) Выпишите однокоренные слова:

Горе свое горькое

Я перегорю

И в борьбе с несчастьями

Счастье завоюю. В. Боков

^ 3Согласны ли вы, что слова дремучий, дремота, дремать, дрёма являются «родственниками»?

4а) Найдите объяснение лексического значения слова в словаре.

б) Попробуйте догадаться, как рассуждал ученик, давая свое толкование

Известняк – популярный певец. Курятник – место для курения.
Литература

  1. С. И. Львова Уроки словесности 5-9 классы М. «Дрофа», 2004 г.

  2. С. И. Львова Многоаспектный анализ слов на основе словообразовательной модели. « Русский язык в школе» № 3, 1996 год, стр.8-15

Смолина Г.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка в 11 классе по теме: «Морфемные языковые средства...
Цели: познакомить учащихся с изобразительными ресурсами русского словообразования

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка (с презентацией) в 6 классе учителя русского...

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка в 9 классе «Виды сложных предложений»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка в 11 классе Дальниченко Р. Н., учитель русского...
...

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconВести методической работы
Мо учителей русского языка и литературы. Лагойская В. К. уже несколько лет работавшая по методике ксо, провела урок русского языка...

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Урок русского языка в 6 классе «Изобразительные возможности русского словообразования» iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница