Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области




НазваниеУрок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области
страница1/3
Дата публикации01.11.2014
Размер0.5 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Мастер-класс «Учим писать эссе»

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна , учитель МБОУ Красноватрасская СОШ Спасского района Нижегородской области
Этапы подготовки учащихся к созданию эссе
на уроках русской словесности в 7 классе
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я чрезвычайно польщена вашим

вниманием к моему опыту работы и рада приветствовать вас здесь на

форуме. Давайте вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Воздушный

корабль».
Чтение стихотворения руководителем Мастер-класса вслух.
^ По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,

На них флюгера не шумят,

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят.
Не слышно на нем капитана,

Не видно матросов на нем;

Но скалы, и тайные мели,

И бури ему нипочем.
Есть остров на том океане -

Пустынный и мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт.
Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нем камень тяжелый,

Чтоб встать он из гроба не мог.
И в час его грустной кончины,

В полночь, как свершается год,

К высокому берегу тихо

Воздушный корабль пристает.
Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук.
Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идет и к рулю он садится

И быстро пускается в путь.
Несется он к Франции милой,

Где славу оставил и трон,

Оставил наследника-сына

И старую гвардию он.
И только что землю родную

Завидит во мраке ночном,

Опять его сердце трепещет

И очи пылают огнем.
На берег большими шагами

Он смело и прямо идет,

Соратников громко он кличет

И маршалов грозно зовет.
Но спят усачи-гренадеры -

В равнине, где Эльба шумит,

Под снегом холодным России,

Под знойным песком пирамид.
И маршалы зова не слышат:

Иные погибли в бою,

Другие ему изменили

И продали шпагу свою.
И, топнув о землю ногою,

Сердито он взад и вперед

По тихому берегу ходит,

И снова он громко зовет:
Зовет он любезного сына,

Опору в превратной судьбе;

Ему обещает полмира,

А Францию только себе.
Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,
2

И долго, его поджидая,

Стоит император один -
Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок,
Потом на корабль свой волшебный,

Главу опустивши на грудь,

Идет и, махнувши рукою,

В обратный пускается путь.
– А теперь, пожалуйста, буквально в нескольких фразах зафиксируйте

на бумаге (или устно) свой «поток мыслей» об этом произведении, о его

герое либо о чувствах, которые вы испытали, читая и слушая его, об

ассоциациях, которые у вас возникли в процессе его чтения. Словом,

зафиксируйте свои мысли не о стихотворении, а по поводу стихотворения.

– Прочтите, пожалуйста, что у вас получилось.


(Слушая лермонтовское стихотворение,

невольно вспоминаешь


Пушкина:

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой, с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Эта статуэтка Наполеона реалия большинства кабинетов


интеллигентного

человека

пушкинской

поры



присутствует

и

у


Лермонтова. Но не куклу же видит он своим поэтическим взором! И не

живого императора. Тогда кого? Тень? Призрак узника острова Святой

Елены?

Не названный по имени, Наполеон угадывается сразу. И одним из

опознавательных признаков, если так можно выразиться применительно к

художественному образу, является фраза «Скрестивши могучие руки…» –

реминисценция из пушкинского «Онегина».)

– Как вы думаете, к какому жанру можно отнести ваше высказывание?

– Несомненно, это эссе. Или нечто, близкое к жанру эссе.
Современные условия развития образования поставили учителя-

словесника перед необходимостью вести планомерную и систематическую

работу по обучению учащихся написанию сочинений в жанре эссе, потому

что эссе активно вторгается в школьную жизнь. Очень часто во время

проведения олимпиад, туров интеллектуального марафона этот жанр

предлагается участникам в качестве конкурсной работы, причём не только

там, где предметная область – литература и русский язык, но и история,

иностранные языки, экономика, география. Да и уровень «С» КИМов ЕГЭ по

русскому языку предполагает написание сочинения-рассуждения в жанре,
3


близком к рецензии, отзыву или эссе. Всё это свидетельствует о том, что

учителю следует более пристальное внимание уделять самому интересному,

но наименее популярному в школе жанру – жанру эссе и что учащихся

необходимо обучать подобному виду творческой работы.

Общеизвестно, что активная работа по формированию понятия «эссе»

большинством педагогов ведётся лишь в старших классах, хотя знакомить

учащихся с жанром эссе, на мой взгляд, следует начинать уже в 7-ом классе.

Что я, собственно, и делаю. Сегодня я поделюсь опытом работы, которую

провожу с семиклассниками на уроках русской словесности в рамках уроков

родного (русского) языка.

Программой курса Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к

словесности», как известно, предусматривается написание учащимися

сочинения-эссе, раскрывающего личное впечатление о стихотворении, об

использовании специфических средств изображения и выражения, присущих

лирическому произведению. Но чтобы учащиеся смогли написать его, их

следует подготовить к этому виду работы.

Итак, первый этап обучения учащихся технологии написания эссе. Он

предполагает знакомство с определением жанра эссе как литературного

произведения. Я отвожу этому специальный урок, который можно проводить

либо при изучении темы «Публицистический стиль литературного языка» (§

16), либо сразу же после изучения темы «Лирические произведения, их

своеобразие и виды» (§ 88 – 96).

На уроке, тема которого «Эссе как жанр литературного произведения»,

учитель рассказывает учащимся, что эссе появляется в эпоху Возрождения,

когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность,

достоинство человека. Родоначальником эссе стал французский философ

Мишель Монтень (1533 – 1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в

словесной европейской культуре бытует этот жанр.


Далее

учитель

даёт

учащимся

распечатку

(либо

учащиеся


самостоятельно

находят

в

словаре

литературоведческих

терминов)


определения жанра эссе как литературного произведения: «Эссе (с франц.


еssai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium –

взвешивание, exigo –


взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной

композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по

конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определен-

ную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполага-

ет новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. Эссеистический стиль

отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную ин-

тонацию и лексику. Эссе может быть посвящено философским и

историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам. В

зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические,

литературно-критические, исторические, философские и др.»

Затем учащиеся на основании словарной статьи выделяют основные

признаки эссе: небольшой объём, конкретную тему, открытое личностное


её

осмысление,

свободную

композицию,

парадоксальность

и



4


афористичность, разговорную интонацию и лексику.

Важно, чтобы в процессе работы учащиеся поняли, что эссе – это


размышление

по

поводу

(по

поводу

услышанного,

прочитанного,


просмотренного).


Цель следующего этапа –

на конкретных примерах научить


семиклассников определять признаки жанра, выявлять способы постижения

действительности и средства художественной выразительности, которые

выбирают те или иные авторы эссе, научить видеть оригинальность замысла

автора.

Для реализации этой цели можно обратиться к лирической зарисовке

Дмитрия Шеварова.
– Как вы думаете, – спрашивает учитель учащихся, – о чем можно

написать в небольшом произведении, если оно называется «Зелёный чай»?

– О плантациях зелёного чая, растущих где-нибудь в Китае или Индии,

о преимуществах зелёного чая перед чёрным чаем, о лечебных свойствах

этого напитка, о чайном дереве, наконец, – высказывают предположения

ребята.

– А вот что написал в своём произведении писатель и журналист

Дмитрий Шеваров. – И далее учитель выразительно читает эссе Д. Шеварова

«Зелёный чай».
Чем же все-таки пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают

думать совсем над другим. Они думают: «Чем грозит эта осень Они

наворачивают на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, выборах,

конфликтах.

Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь

сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу

искусственных запахов. Они слышат миллион придуманных ими звуков. Есть

взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму

двигателя тип самолета. Есть даже люди, которые гордятся тем, что у

них есть политическое чутье.

Но все эти люди не знают, чем пахнет осень... («Зеленый чай»)
– Докажите, пожалуйста, что это эссе, то есть определите его жанровые

признаки.

– Данный текст является эссе, так как для него присущи следующие

признаки жанра:

1) Небольшой объём.

2) Конкретная тема. («Чем пахнет осень?». Запахи осени.)

3) Открытое личностное её осмысление, подчёркнуто выраженный

индивидуальный взгляд на объект речи. («Чем же все-таки пахнет эта осень?

Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: «Чем

грозит эта осень?»)


5


4) Вместе с тем, тема осени и её запахов не получает в данном эссе


исчерпывающей трактовки.

Писатель характеризует такое природное


явление, как осень, с разных сторон, не охватывая его полностью.

5) Таким образом, вопрос «Чем же все-таки пахнет эта осень?» служит

лишь побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит

кругами» вокруг конкретной темы: «Каковы запахи осени», словно «плетёт

кружево» (или «паутину») повествования. Это качество эссе определяется


как свободное владение темой.

Об этом свидетельствует и название


«Зеленый чай». Заглавие, как видим, вообще не связано напрямую с

тематикой эссе, и по нему нельзя заранее судить о содержании работы.

6) Это эссе имеет достаточно свободную композицию. Вначале автор

задаётся вопросом: «Чем же все-таки пахнет эта осень?» Затем следует

парадоксальный ответ: «Взрослые невольно начинают думать совсем над

другим. Они думают: «Чем грозит эта осень?» Они наворачивают на этот

вопрос свои невеселые мысли о ценах, выборах, конфликтах». И снова о

запахах: «Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь

сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу

искусственных запахов». Потом вдруг о звуках, которые слышат взрослые:

«Они слышат миллион придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по

свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя — тип самолета».


И вдруг

совершенно парадоксальное утверждение: «Есть даже люди,


которые гордятся тем, что у них есть политическое чутье». Концовка же

вновь возвращает нас к началу. Но… ответа на поставленный вопрос она не

даёт, ибо «…все эти люди не знают, чем пахнет осень…».

7) Особенностью данного эссе является художественный способ

освоения мира, который воплощается в публицистической миниатюре.


8)

В качестве способа такого освоения мира автор использует


ассоциации («Зеленый чай» и «… чем пахнет осень…»), проводит параллели

(«Нюх на осень у взрослых отбит... Они чувствуют тысячу искусственных

запахов. Они слышат миллион придуманных ими звуков»). Для данного эссе

характерна разговорная интонация и лексика: «чем же все-таки пахнет

осень?», «невольно начинают думать», «наворачивают», «нюх на осень». Из


многочисленного

арсенала

художественных

средств

автор

выбирает


сравнение, метафору, гиперболу: «Нюх на осень у взрослых отбит, как у

собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они


чувствуют

тысячу

искусственных

запахов.

Они

слышат

миллион


придуманных ими звуков».

– И всё-таки зададимся вопросом: какой из признаков для данного эссе

является ведущим?

– Данное эссе – это прежде всего диалог, полемика автора с самим

собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, замысловатыми

узорами его рассуждений, пытается разгадать загадку эссе.

– Какова же его оригинальная идея?

– Она, видимо, выражена в заключительной фразе: «Но все эти люди не

знают, чем пахнет осень...», которая, конечно же, ассоциируется с заголовком
6


«Зелёный чай», и читатель неизбежно задумывается: «А может быть, осень

пахнет зелёным чаем?».

Подводя итоги анализа, в своём обобщающем слове учитель выделяет

следующие моменты:

1.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconКонспект открытого урока по русскому языку Подготовила Малинина Валентина...
Подготовила Малинина Валентина Анатольевна, учитель мбоу «Средняя школа №4 им. А. А. Леонова»

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconМбоу бучальская сош кимовского района Тульской области Никитина Елена...
Классный Послушайте стихи поэтессы Л. Сусеовой о сердечном тепле близких людей (читает ученица)

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconАвтор: Соловьёва Елена Анатольевна, учитель начальных классов Место работы
...

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconАдминистрация Шатковского муниципального района Нижегородской области постановление
«Зачисление в образовательные учреждения, расположенные на территории Шатковского муниципального района Нижегородской области», утверждённый...

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconУрок-игра «Счастливый случай»
Учитель математики мбоу полурядинской сош озерского района Московской области: Беляева Татьяна Витальевна

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconУрок обучения грамоте в 1 классе. Урок – деловая игра
Автор: Таланова Елена Александровна, учитель начальных классов, мбоу г. Владимира «сош №44»

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconУрок Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу" Автор: Киреева Елена...
Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №90»

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconВнеклассное мероприятие по английскому языку (начальная школа) Подготовила...
Подготовка к вечеру предусматривает также изготовление костюмов, декораций, оформление зала, написание пригласительных билетов для...

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconН аш 11 б хотел бы посветить стихи
Мой учитель учил меня 4 года, а я все время ее слушал и хорошо учился. А учителя зовут Елена Анатольевна. Она учила нас почти всем...

Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна, учитель мбоу красноватрасская сош спасского района Нижегородской области iconЛискова Елена Анатольевна моу сош №61 Мое видение того к чему должен стремиться каждый учитель



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница