Скачать 0.5 Mb.
|
Мастер-класс «Учим писать эссе» Урок подготовила Казянина Елена Анатольевна , учитель МБОУ Красноватрасская СОШ Спасского района Нижегородской области Этапы подготовки учащихся к созданию эссе на уроках русской словесности в 7 классе – Добрый день, уважаемые коллеги! Я чрезвычайно польщена вашим вниманием к моему опыту работы и рада приветствовать вас здесь на форуме. Давайте вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Воздушный корабль». Чтение стихотворения руководителем Мастер-класса вслух. ^ Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки глядят. Не слышно на нем капитана, Не видно матросов на нем; Но скалы, и тайные мели, И бури ему нипочем. Есть остров на том океане - Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт. Зарыт он без почестей бранных Врагами в сыпучий песок, Лежит на нем камень тяжелый, Чтоб встать он из гроба не мог. И в час его грустной кончины, В полночь, как свершается год, К высокому берегу тихо Воздушный корабль пристает. Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук. Скрестивши могучие руки, Главу опустивши на грудь, Идет и к рулю он садится И быстро пускается в путь. Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника-сына И старую гвардию он. И только что землю родную Завидит во мраке ночном, Опять его сердце трепещет И очи пылают огнем. На берег большими шагами Он смело и прямо идет, Соратников громко он кличет И маршалов грозно зовет. Но спят усачи-гренадеры - В равнине, где Эльба шумит, Под снегом холодным России, Под знойным песком пирамид. И маршалы зова не слышат: Иные погибли в бою, Другие ему изменили И продали шпагу свою. И, топнув о землю ногою, Сердито он взад и вперед По тихому берегу ходит, И снова он громко зовет: Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию только себе. Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, 2 И долго, его поджидая, Стоит император один - Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок, Потом на корабль свой волшебный, Главу опустивши на грудь, Идет и, махнувши рукою, В обратный пускается путь. – А теперь, пожалуйста, буквально в нескольких фразах зафиксируйте на бумаге (или устно) свой «поток мыслей» об этом произведении, о его герое либо о чувствах, которые вы испытали, читая и слушая его, об ассоциациях, которые у вас возникли в процессе его чтения. Словом, зафиксируйте свои мысли не о стихотворении, а по поводу стихотворения. – Прочтите, пожалуйста, что у вас получилось. (Слушая лермонтовское стихотворение, невольно вспоминаешь Пушкина: И столбик с куклою чугунной Под шляпой, с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом. Эта статуэтка Наполеона — реалия большинства кабинетов интеллигентного человека пушкинской поры – присутствует и у Лермонтова. Но не куклу же видит он своим поэтическим взором! И не живого императора. Тогда кого? Тень? Призрак узника острова Святой Елены? Не названный по имени, Наполеон угадывается сразу. И одним из опознавательных признаков, если так можно выразиться применительно к художественному образу, является фраза «Скрестивши могучие руки…» – реминисценция из пушкинского «Онегина».) – Как вы думаете, к какому жанру можно отнести ваше высказывание? – Несомненно, это эссе. Или нечто, близкое к жанру эссе. Современные условия развития образования поставили учителя- словесника перед необходимостью вести планомерную и систематическую работу по обучению учащихся написанию сочинений в жанре эссе, потому что эссе активно вторгается в школьную жизнь. Очень часто во время проведения олимпиад, туров интеллектуального марафона этот жанр предлагается участникам в качестве конкурсной работы, причём не только там, где предметная область – литература и русский язык, но и история, иностранные языки, экономика, география. Да и уровень «С» КИМов ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения-рассуждения в жанре, 3 близком к рецензии, отзыву или эссе. Всё это свидетельствует о том, что учителю следует более пристальное внимание уделять самому интересному, но наименее популярному в школе жанру – жанру эссе и что учащихся необходимо обучать подобному виду творческой работы. Общеизвестно, что активная работа по формированию понятия «эссе» большинством педагогов ведётся лишь в старших классах, хотя знакомить учащихся с жанром эссе, на мой взгляд, следует начинать уже в 7-ом классе. Что я, собственно, и делаю. Сегодня я поделюсь опытом работы, которую провожу с семиклассниками на уроках русской словесности в рамках уроков родного (русского) языка. Программой курса Р. И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности», как известно, предусматривается написание учащимися сочинения-эссе, раскрывающего личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению. Но чтобы учащиеся смогли написать его, их следует подготовить к этому виду работы. Итак, первый этап обучения учащихся технологии написания эссе. Он предполагает знакомство с определением жанра эссе как литературного произведения. Я отвожу этому специальный урок, который можно проводить либо при изучении темы «Публицистический стиль литературного языка» (§ 16), либо сразу же после изучения темы «Лирические произведения, их своеобразие и виды» (§ 88 – 96). На уроке, тема которого «Эссе как жанр литературного произведения», учитель рассказывает учащимся, что эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека. Родоначальником эссе стал французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в словесной европейской культуре бытует этот жанр. Далее учитель даёт учащимся распечатку (либо учащиеся самостоятельно находят в словаре литературоведческих терминов) определения жанра эссе как литературного произведения: «Эссе (с франц. еssai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определен- ную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполага- ет новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную ин- тонацию и лексику. Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и др.» Затем учащиеся на основании словарной статьи выделяют основные признаки эссе: небольшой объём, конкретную тему, открытое личностное её осмысление, свободную композицию, парадоксальность и 4 афористичность, разговорную интонацию и лексику. Важно, чтобы в процессе работы учащиеся поняли, что эссе – это размышление по поводу (по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного). Цель следующего этапа – на конкретных примерах научить семиклассников определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, которые выбирают те или иные авторы эссе, научить видеть оригинальность замысла автора. Для реализации этой цели можно обратиться к лирической зарисовке Дмитрия Шеварова. – Как вы думаете, – спрашивает учитель учащихся, – о чем можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Зелёный чай»? – О плантациях зелёного чая, растущих где-нибудь в Китае или Индии, о преимуществах зелёного чая перед чёрным чаем, о лечебных свойствах этого напитка, о чайном дереве, наконец, – высказывают предположения ребята. – А вот что написал в своём произведении писатель и журналист Дмитрий Шеваров. – И далее учитель выразительно читает эссе Д. Шеварова «Зелёный чай». Чем же все-таки пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: «Чем грозит эта осень?» Они наворачивают на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, выборах, конфликтах. Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллион придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя — тип самолета. Есть даже люди, которые гордятся тем, что у них есть политическое чутье. Но все эти люди не знают, чем пахнет осень... («Зеленый чай») – Докажите, пожалуйста, что это эссе, то есть определите его жанровые признаки. – Данный текст является эссе, так как для него присущи следующие признаки жанра: 1) Небольшой объём. 2) Конкретная тема. («Чем пахнет осень?». Запахи осени.) 3) Открытое личностное её осмысление, подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на объект речи. («Чем же все-таки пахнет эта осень? Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: «Чем грозит эта осень?») 5 4) Вместе с тем, тема осени и её запахов не получает в данном эссе исчерпывающей трактовки. Писатель характеризует такое природное явление, как осень, с разных сторон, не охватывая его полностью. 5) Таким образом, вопрос «Чем же все-таки пахнет эта осень?» служит лишь побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы: «Каковы запахи осени», словно «плетёт кружево» (или «паутину») повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Об этом свидетельствует и название «Зеленый чай». Заглавие, как видим, вообще не связано напрямую с тематикой эссе, и по нему нельзя заранее судить о содержании работы. 6) Это эссе имеет достаточно свободную композицию. Вначале автор задаётся вопросом: «Чем же все-таки пахнет эта осень?» Затем следует парадоксальный ответ: «Взрослые невольно начинают думать совсем над другим. Они думают: «Чем грозит эта осень?» Они наворачивают на этот вопрос свои невеселые мысли о ценах, выборах, конфликтах». И снова о запахах: «Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов». Потом вдруг о звуках, которые слышат взрослые: «Они слышат миллион придуманных ими звуков. Есть взрослые, которые по свисту пули определяют ее калибр. Или по шуму двигателя — тип самолета». И вдруг совершенно парадоксальное утверждение: «Есть даже люди, которые гордятся тем, что у них есть политическое чутье». Концовка же вновь возвращает нас к началу. Но… ответа на поставленный вопрос она не даёт, ибо «…все эти люди не знают, чем пахнет осень…». 7) Особенностью данного эссе является художественный способ освоения мира, который воплощается в публицистической миниатюре. 8) В качестве способа такого освоения мира автор использует ассоциации («Зеленый чай» и «… чем пахнет осень…»), проводит параллели («Нюх на осень у взрослых отбит... Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллион придуманных ими звуков»). Для данного эссе характерна разговорная интонация и лексика: «чем же все-таки пахнет осень?», «невольно начинают думать», «наворачивают», «нюх на осень». Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает сравнение, метафору, гиперболу: «Нюх на осень у взрослых отбит, как у собаки, всю жизнь сторожившей проходную парфюмерной фабрики. Они чувствуют тысячу искусственных запахов. Они слышат миллион придуманных ими звуков». – И всё-таки зададимся вопросом: какой из признаков для данного эссе является ведущим? – Данное эссе – это прежде всего диалог, полемика автора с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, замысловатыми узорами его рассуждений, пытается разгадать загадку эссе. – Какова же его оригинальная идея? – Она, видимо, выражена в заключительной фразе: «Но все эти люди не знают, чем пахнет осень...», которая, конечно же, ассоциируется с заголовком 6 «Зелёный чай», и читатель неизбежно задумывается: «А может быть, осень пахнет зелёным чаем?». Подводя итоги анализа, в своём обобщающем слове учитель выделяет следующие моменты: 1. |
![]() | Подготовила Малинина Валентина Анатольевна, учитель мбоу «Средняя школа №4 им. А. А. Леонова» | ![]() | Классный Послушайте стихи поэтессы Л. Сусеовой о сердечном тепле близких людей (читает ученица) |
![]() | ... | ![]() | «Зачисление в образовательные учреждения, расположенные на территории Шатковского муниципального района Нижегородской области», утверждённый... |
![]() | Учитель математики мбоу полурядинской сош озерского района Московской области: Беляева Татьяна Витальевна | ![]() | Автор: Таланова Елена Александровна, учитель начальных классов, мбоу г. Владимира «сош №44» |
![]() | Автор: Киреева Елена Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу «сош №90» | ![]() | Подготовка к вечеру предусматривает также изготовление костюмов, декораций, оформление зала, написание пригласительных билетов для... |
![]() | Мой учитель учил меня 4 года, а я все время ее слушал и хорошо учился. А учителя зовут Елена Анатольевна. Она учила нас почти всем... | ![]() |