Скачать 63.09 Kb.
|
Содержание Ты – женщина, и этим ты права. |
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А.И. Солженицына, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина). Цель: 1) проследить, как современные писатели раскрывают образ русской женщины, уяснить, какую роль играет женщина в сохранении и продолжении традиций и нравственных канонов национальной культуры; 2) увидеть женщину, хранительницу домашнего очага, берегиню нравственности, почувствовать красоту ее души, силу характера. ^ От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века! – на тебя! В. Брюсов 1. Звучит тихая музыка. Учитель: Девочка, девушка, женщины! Сколько в тебе перемешано – Все и не выскажешь враз, В ранний ли, поздний ли час, В шелке ли ходишь, иль в рубище – Вьется судьбы твоей нить. Будь, заклинаю я, любящей! Коли уж выпало быть. - Тема нашего урока семинара «Образ женщины в современной русской литературе» по произведениям А.И. Солженицына, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина. - Цель нашего сегодняшнего урока - проследить, как современные писатели раскрывают образ русской женщины, уяснить, какую роль играет женщина в сохранении и продолжении традиций и нравственных канонов национальной культуры. Сегодня на уроке мы должны с вами увидеть женщину-хранительницу домашнего очага, берегиню нравственности, почувствовать красоту ее души, силу характера, мудрость ее поступков и поговорим о судьбах женщин, образы которых ярко и прочно вошли в русскую литературу. - Обратите внимание на эпиграф к нашему разговору, это отрывок из стихотворения В.Я. Брюсова, задумайтесь над его словами (чтение). - Для начала давайте вспомним нашу классическую литературу и наиболее яркие женские образы из нее; вы должны узнать героинь по их речи. Викторина: - Отчего люди не летают. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела бы… - Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать… - Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - ведь такой эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… - Нет, погодите. Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви – я согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью согласна идти к черту на кулички… - Долинька, я так, так несчастна! У меня нет никакого горя, но ты можешь ли понять, что мне все стало гадко, противно, грубо, и прежде всего я сама. Ты не можешь себе представить, какие у меня гадкие мысли обо всем. 2. Итак, мы начинаем работу нашего семинара. План:
а) Сходство судеб, характеров, жизненных позиций героинь изучаемых произведений. (Обсуждение тезисного плана по теме, работа с текстом). б) Всегда ли произведениях данных авторов женщина – это нравственный идеал? (Дискуссия). Тема семинара и проблемный вопрос на сегодняшний день очень актуальны, т.к. образовавшийся дефицит духовности, атрофия нравственного выбора стали страшнейшей угрозой в нашей жизни. Человек теряется, оказавшись перед ценностным выбором: «духовное – материальное», «высокое – низкое». И литература в заполнении духовного вакуума играет очень важную роль, потому что в произведениях современных авторов мы находим и причины появления бездуховности и пути выхода из сложнейшей ситуации. 3. Чтение докладов с ведением тезисного плана в рабочих тетрадях учащихся. 4. Следующий этап нашего занятия – это работа над проблемным вопросом нашего урока «Какую роль в сохранении и продолжении традиций и нравственных канонов играет женщина?» - Мы должны ответить на вопрос: все ли женщины, которых мы встретили в произведениях авторов одинаковы, т.е. одну ли концепцию женского образа они представляют. Но сначала мы поговорим о сходстве в изображении главных героинь, в чем похожи эти женщины, о которых мы послушали доклады, что объединяет эти образы, что роднит, какой единый жизненный мотив присутствует в них. - Война. Голод, годы послевоенной разрухи, непомерные налоги в восстановительный период. - Похожа речь Дарьи и Матрёны - обе они носительницы живой народной речи, которая насыщена просторечиями и диалектами. - Матрёна и Лиза – судьба распорядилась так, что они всю жизнь одиноки. - Все три женщины – труженицы, они живут на земле, живут в ладу с нею, трудятся и радуются тому, что имеют такую возможность. - Дарья и Лиза притягивают к себе людей: у них всегда полно народу. - Всем героиням выпало на их долю тяжелая участь – хоронить своих детей. - Как они относятся к смерти? Боятся ли они ее? Как говорят об умерших? - Что для них совесть? - Дарья и Лиза – отношение к дому? (Лиза гибнет из-за дома, Дарья обряжает дом в последний путь). 5. Итак, давайте сделаем вывод: в чем же сходство в изображении женщины в произведениях А. Солженицына, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина? 6. А теперь мы переходим к дискуссии. Тема нашего разговора: Всегда ли в произведениях данных авторов женщина – это нравственный идеал? То есть всех ли женщин авторы представили нам носительницами тех духовных ценностей, о которых мы сегодня говорим? Вывод: В современной русской литературе наряду с образами женщин-хранительниц национальных традиций и духовной культуры авторы показывают нам образы женщин, которые забыли свое высокое предназначение, которые не смогли выстоять в борьбе с жизненными сложностями. Но авторы все же их показывают, чтобы на их фоне показать наиболее ярко и глубоко красоту и силу духа женщин-берегинь. - Какой же вывод по проблемному вопросу мы можем сегодня сделать? - Один из учащихся делает вывод, его записывают в тетрадь. - Учитель: жизнь многогранна, непроста. В течение жизни человек попадает в различные ситуации, проходят разные испытания судьбы. И все-таки жизнь прекрасна несмотря ни на что. И не могут все люди быть одинаковыми. И пусть в нашей жизни есть такие, как Клавка Стригунова и Нюрка Яковлева, но современные авторы заостряют наше внимание на образах Матрёны, Лизы, Дарьи, потому что именно они своей жизнью, всей своей судьбой, доказывают, что жизнь-то держится на них, именно они несут в себе жизненное начало, именно к ним мы с полным правом можем обратиться со словами: (чтение эпиграфа к уроку). Работа нашего семинара подходит к концу. Сегодня мы рассмотрели образ женщины в современной русской литературе – это литература 2-й половины 20 века. А какой вы, люди 21 века представляете современную женщину? При подготовке к семинару я предложила вам подумать над этим вопросом, подойти творчески и выразить свои представления в той форме, которая вам ближе. Защита творческих работ учащихся. - Мы послушали сейчас девочек, и, я думаю, можно сделать вывод, что их выступления только подтвердили наши мысли, высказанные в ходе семинара. - Оценки за урок. Домашнее задание: сочинение по теме урока. - Итак, уважаемые участники семинара, я надеюсь и верю, что сегодняшнее наше занятие стало для вас не просто уроком литературы, не просто уроком творчества, но и уроком жизни. Я надеюсь, что наш разговор стал очередной ступенькой на пути вашего взросления, на пути становления вас как личностей, на пути вашего духовного роста, потому что прикоснувшись к судьбам таких женщин как Матрёна Васильевна, как Лиза Пряслина, как Дарья Пинегина невозможно остаться равнодушными, как невозможно остаться равнодушными, увидев красоту, нельзя ничего не почувствовать, прикоснувшись к вечным святыням. - Поклоняемся вечным святыням, и любовь наша к миру чиста. Сердце русское верит и ныне – мир жестокий спасет красота. Но наивными все же не будем, используя истину ту. Мир спасет красота, если люди, если люди спасут красоту. - Урок окончен. Оформление: портреты писателей, выставка книг по теме урока, выставка книг изучаемых авторов, рисунки учащихся, репродукции картин, коллаж. |
![]() | Именно поэтому с образом женщины тесно связана одна из «сквозных тем» в русской литературе – тема дома и семьи. Вот почему так важен... | ![]() | Создать обобщенный образ русской женщины, воплотившей в себе все лучшие черты русского народа |
![]() | Нравственные искания нашего современника в прозе (поэзии, драматургии) последних десятилетий | ![]() | Оборудование: выставка книг «Литература по профессии», «Художественная литература», плакат «Чтение – труд души», конкурс рисунков... |
![]() | Игра «Послушай и назови» дети слушают отрывки из прочитанных произведений на тему «Семья» и называют его, стараясь вспомнить автора... | ![]() | Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
![]() | Рабочая программа по русской литературе в 5 классе построена на основе программы по русской литературе для 5 – 11 классов татарской... | ![]() | Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа) |
![]() | Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И.... | ![]() | Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и... |