Наедине с памятью




Скачать 77.28 Kb.
НазваниеНаедине с памятью
Дата публикации25.10.2014
Размер77.28 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
МБОУ «Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»

НАЕДИНЕ С ПАМЯТЬЮ

(Фёдоровские чтения – литературный праздник, посвящённый творчеству В.Д. Фёдорова)

Автор-составитель: Долматова Т.Л.

Прокопьевский район

2012

ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА

Цель: воспитание у школьников патриотических чувств, гражданской позиции, уважительного отношения к людям, прославившим родной край.

Слайд 1

Вступительное слово учителя (на фоне музыки)

Промчится время – много, много лет.

Посмотрят люди, спросят мимоходом:

-Откуда он?

И скажут им в ответ:

-Он - Марьевский и поступью и родом.

С такой гордостью и теплотой о своей Родине говорит наш поэт-земляк Василий Фёдоров.

23 февраля 2012 года ему исполнилось бы 94 года. Имя Фёдорова для Кузбасса – как имя Пушкина для России. Сегодня наша первая встреча посвящена биографии и творчеству поэта, по стихам которого мы учимся жить, любить, видеть и беречь красоту природы, любить Родину, родную землю и людей, живущих на ней.

Ведущий 1:

Слайд 2, 3 (Семья). Василий Дмитриевич Федоров родился в 1918 году в Кемерове, в многодетной семье. Вскоре после его рождения семья переехала на жительство в небольшое село Марьевка Яйского района. Деревня ничем не примечательная. Однако годы, прожитые Василием Федоровым здесь среди простых людей, среди щедрой на красоту и доброту сибирской природы, формировали будущего поэта. Вот как пишет сам поэт в автобиографии:

Ведущий 2: «Рожденный в городе, считаю себя целиком деревенским. Мне и года не было, когда семья, в которой я был девятым ребенком, переехала в деревню. Прокормить такую ораву в городе рабочему-каменщику в то время не было никакой возможности. Почти ничего не строили, только разрушали. А в деревне и у отца, и у матери были родственники. Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. (Слайд 4 «Вид с Назаркиной горы») Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею - озеро, за озером - заливные луга, да лугами - быстрая пескаревая река, за рекой - лес и далекий туман... »

^ Чтение стихотворений

Слайд 5(Цветы), 6 (Вид с Назаркиной горы) «Цветы и травы пахнут так…»

Слайд 7 (Ромашки) «В край родимый…»

Слайд 8 (Семья)

«Отца, Дмитрия Харитоновича, помню смутно. Через несколько лет после переезда в Марьевку, успев дать мне еще двух братьев, отец умер от тифа. По рассказам старших, он был веселым человеком. Любил азартные игры, кулачные бои и красивые слова. Мать с умилением рассказывала, как при переезде в деревню он, неграмотный, по верстовым столбам таежного тракта ухитрялся узнавать, сколько проехали. Сама она не умела и этого, тем не менее, ее влияние на меня в смысле поэзии было большим. У нее был хороший голос, а память хранила множество народных песен, даже таких, которых не смог потом найти ни в одном из песенников, ни в одном из фольклорных сборников.

К моему сочинительству она относилась терпимо, даже потом, когда оно отрицательно сказывалось на нашем материальном благополучии. Никаких выгод от моего писания она и не ждала. Помню, в новосибирской квартире, где мы долго жили, был закуток, нечто вроде ванной, где ванны, однако, не было, а стояла деревянная бочка. В ней хранился мой литературный архив. Ко времени отъезда в Литературный институт имени Горького она была полной. Однажды, по приезде домой, мама повела меня к этой бочке.

- Тут у тебя какие-то бумаги. Может, что не нужно, так отбери на растопку.

Бочка была большая. Запустил в нее руку, взял первое попавшееся. Посмотрел. Разбираться в хаосе бумаг не захотелось. Сказал:

- Да бери все, только вот, где будут короткие строчки,- это стихи, ты их оставляй.

Мама даже обиделась:

- Ну, разве я не понимаю. Где стихи, я вижу…

В первом томе два первых раздела и часть третьего составлены из стихов, оставшихся на дне той бочки».

Слайд 9 (Река, даль). Стихотворения «Иду, в молву стоустую…»,

^ Слайд 10 (Картина Марьевки) «Марьевская летопись»

Ведущий 1. Читать будущий поэт научился до школы, а писать - до того, как прикоснулся к чистой бумаге. Случилось это от большой нужды. Из воспоминаний Василия Фёдорова:

Ведущий 2. Слайд 11 (Дети) «У меня не было своих валенок. Мне приходилось сидеть на полатях, смотреть сверху и слушать, как старшие братишки торопливо готовили уроки, чтобы убежать на улицу. А писал я пальцем по воздуху, чаще всего в темноте или полумраке. Слово, написанное таким способом, долго светилось перед глазами. Тогда же я написал первое стихотворение. Оно было о поморах. Многие, более поздние, забыл, а начало первого помню:

^ Плывет моряк по морю,

И станет он тужить:

Неужто на той льдине

Ему придется жить?

Ведущий 1. Слайд 12 (Парни на лавочке) Желание сочинять стихи пришло не случайно. Их сочинял двадцатилетний брат Петр, организатор и первый секретарь комсомольской ячейки. Стихи и частушки были его оружием. В деревне молодежные гуляния назывались "улицей". Идет группа ребят, девчат и под гармошку горланят частушки. С другого края вторая группа - и тоже со своими частушками. Сходились у казенных амбаров. Начинался настоящий частушечный бой.

Удивительно, но факт: деревенские ребята с двумя-тремя классами образования выпускали рукописный сатирический журнал. Принять в нем участие был приглашен и Петр.

Ведущий 2. Из автобиографии: «Может, об этом не стоило бы писать. Но в данном случае мне хотелось дать ту атмосферу, в которой проходило мое детство. Все новые стихи брат прочитывал в семейном кругу, а уж потом уходил с ними к своим товарищам.

^ Слайды 13,14,15 (Река Яя) Стихотворение «Я не люблю немые реки»

Слайд 16 (Парни на лавочке). Братьям же, Петру и Андрею, я обязан ранним знакомством с настоящей литературой: с Пушкиным, Лермонтовым, Байроном, Купером, Лонгфелло. Ставшие вскоре комсомольскими, а потом партийными работниками, призванными в города, они торопились восполнить недостаток образования. Если в разговоре с ними какой-нибудь эрудит называл неизвестного писателя, поэта, они по-крестьянски старались не подать вида, что не знают их, зато в тот же вечер шли в библиотеку. В отпуск братья приезжали с тюками разнообразных книг, которые потом оседали в нашем доме.

^ Слайд17 (Дети) Напомню: в семье я был девятым ребенком. Для биографии моей души это имело большое значение. Однажды, просматривая очередной привоз Петра, я натолкнулся на какой-то "ученый" труд, в котором говорилось, что талантливыми бывают только первые дети. Это меня уязвило. Я не мог признать своей обреченности и повел многолетний тайный спор с этой теорией».

^ Слайд 18 (Ученики) Стихотворение

Вспоминается:

В книге я вычитал

Очень горькие строки о том,

Что в семье только старшие дети

Обладают богатым умом.

Говорил я с обидой ребятам:

Вот настанут большие дела.

Разве я виноват, что девятым

Мать на поле меня родила.

Ведущий 1. Слайд 19 (В молодости). Учился Василий Фёдоров в Новосибирском авиатехникуме, тогда же сделал первую попытку издать свои стихотворения, отправив их в газету «Большевистская смена», под псевдонимом Василий Лехин. Однако их сочли «упадочными» и не напечатали. Из воспоминаний поэта:

Ведущий 2. «Разнос в "Большевистской смене" так на меня подействовал, что и теперь вхожу в редакции с тайным страхом. Если же стихи принимают хорошо, я начинаю относиться к ним подозрительно. По-моему, и то и другое - от застарелого самолюбия. Чувство собственного достоинства родилось во мне раньше самого достоинства».

Ведущий 1. Слайд 20 (Авиазавод). В 1938 году, окончив авиатехникум, Фёдоров был направлен на авиационный завод в Иркутске. Слайд 21 (Бригада ). С 1938 по 1947 год работал на авиационных заводах Сибири в качестве технолога, мастера и старшего мастера. Одновременно писал стихи. В 1939 году в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение в областной комсомольской газете. Слайд 22 (Сборочный цех). А в годы войны ему довелось строить истребители и бомбардировщики, хоты постоянно стремился на фронт, однако с завода не отпускали. Война отразилась и в творчестве поэта.

^ Слайд 23 (Война). Стихотворение «Гремела битва…»

Ведущий 2. Слайд 24 (Литинститут). Затем стихотворения Фёдорова появились в журнале «Сибирские огни». Небольшой цикл стихов вошел в коллективный сборник «Родина», изданный в Новосибирске в 1944 году. В это же время поступил на заочное отделение Литературного института. В 1947 году, почти в тридцатилетнем возрасте, поэт выпустит свою первую небольшую книжечку стихов «Лирическая трилогия». Знакомство с Александром Твардовским и положительная оценка последним его поэмы «Марьевская летопись» помогло Фёдорову перевестись с заочного на очное отделение.

Ведущий 1. Слайд 25 (Книги). В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В свет вышло несколько книг, которые сразу выдвинули имя В. Федорова в первый ряд советской поэзии. Яркие стихи В. Фёдорова нашли своего читателя, гражданская лирика поэта широко известна в России и за рубежом. В стихах поэта отразились пройденный им жизненный путь, судьбы людей, которых он встретил в родном краю.

^ Слайды 26, 27, 28 (Кони). Стихотворение «Очень часто…»

Ведущий 2. Тема Родины будет углубляться поэтом от книги к книге. Вдохновенно, с высокой душевной проникновенностью прозвучит она в фундаментальной поэме «Седьмое небо», за которую В.Федоров будет удостоен звания лауреата Государственной премии России. Слайд 29 (Вручение премии). В 1979 году Фёдоров удостоен Государственной премии СССР за лирические стихи и поэмы. Василий Фёдоров награжден тремя орденами: двумя – Трудового Красного Знамени и орденом Октябрьской революции.

^ Слайды 30, 31, 32, 33. Стихотворение «На Родине моей…»

Ведущий 1. Поэт В. Федоров на протяжении всего своего творчества ведет целеустремленный поиск красоты. Он ищет ее в людских буднях и праздниках, ищет ее в живой природе, в грозовом посвисте ветра, в трепете былинки, в загадочном и холодном дыхании космоса.

Слайды 34, 35. Стихотворение «Я гляжу на родные места… »

Слайды 36, 37. Стихотворение «Лес. Полянка. ...»

Ведущий 2. О чём бы ни писал Василий Фёдоров – это всегда о любви: о любви к женщине к Родине, о любви к своему делу и ко времени, в котором довелось жить.

Слайды 38, 39. «Ты шепчешь…»

Слайд 40. «Когда судьба с тобой свела…»

Слайды 41-44. «Любовь мне – как…», «Я жил – не заметил…», и др. читают учителя, почитатели таланта Фёдорова.

Слайд 45. (Марьевка. Музей). Ежегодно в Марьевке, на родине поэта, проходят встречи с поэтами и писателями Кузбасса, гостями из разных уголков России. Это говорит о том, что интерес к творчеству Василия Дмитриевича не угасает.

^ Слайды 46, 47, 48. Музей поэта Василия Дмитриевича Федорова - лауреата двух Государственных премий: РСФСР (1968 г.) и СССР (1979 г.) - широко известен всем любителям русской поэзии. Его творчество продолжает жить большой интересной жизнью благодаря слаженной работе сотрудников музея.

Каждый год проводятся районные конкурсы чтецов и самодеятельных поэтов в честь памяти поэта-земляка. Также проводятся литературные гостиные и викторины по его творчеству. Большой интерес у посетителей вызывает дом-усадьба В. Федорова и его окрестности - озеро, луг, родник, река. Здесь ежегодно собираются почитатели его таланта на литературный праздник "Федоровские чтения", чтобы соприкоснуться с тем миром, в котором жил поэт. В этом году музей посетили и ученики нашей школы. (Слайды 49-53).

^ Заключительное слово учителя. Василий Дмитриевич за свою не очень долгую жизнь напишет много прекрасных книг. И в каждой из них – великолепные творения о Родине, о величии и красоте души человеческой. Сегодня мы лишь приоткрыли завесу биографии В.Д. Фёдорова, прикоснулись к его творчеству. Наши встречи продолжатся, чтобы не угасала память о наших поэтах-земляках. Слайд 54 (Свеча).

Пояснение к презентации: слайды 11, 12, 16, 17, 18, 21 взяты автором из Интернета с целью воссоздания эпохи начала XX века и непосредственного отношения к биографии В.Д. Фёдорова не имеют.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наедине с памятью iconИгорь Анатольевич Корсаков Наталья Константиновна Корсакова Наедине с памятью
Существуют ли специальные методы для тренировки и развития памяти? Что даёт знание особенностей своей собственной памяти? Обо всем...

Наедине с памятью iconИ вариации. Читает М. Козаков
Наедине с тобою, брат. Моноспектакль по лирике М. Ю. Лермонтова в исполнении О. Даля

Наедине с памятью iconНаедине с мечтой
И предназначен лишь для личного чтения. Копирование, использование и распространение без разрешения автора запрещается!

Наедине с памятью icon9 декабря День Героя Российской Федерации. В школе прошел торжественный...
Российской Федерации. В школе прошел торжественный общешкольный классный час «Я зарастаю памятью…». Ученики 10 класса рассказали...

Наедине с памятью iconКнига «Наедине с вами»
Обычные пятна зелени на зеркальной глади. Негде и взгляд свой остановить. Но приходит заветный день, и на поверхности воды появляются...

Наедине с памятью iconЛев Иванович Филатов Наедине с футболом
В выборе материалов и в оценках автор руководствуется личными взглядами и симпатиями, право на которые ему дает тридцатилетняя работа...

Наедине с памятью iconПавлово Проект «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников»
Можно включить классическую музыку или музыку из серии «Волшебные голоса природы», «Наедине с природой», «The sounds of nature» и...

Наедине с памятью iconПрограмма обсуждена
Параллельное программирование многопоточных систем с разделяемой памятью (базовый)

Наедине с памятью iconНаедине с осенью
Константина Георгиевича Паустовского. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром...

Наедине с памятью iconКак учить стихи
Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница