Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна»




Скачать 34.59 Kb.
НазваниеТема: Аполлон Николаевич Майков «Весна»
Дата публикации20.10.2014
Размер34.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 7 классе по технологии анализа лирического произведения.

Тема: Аполлон Николаевич Майков « Весна».

Цель: - научить анализировать лирическое произведение;

- развить умение выразительно читать, определять тему, идею стихотворения;

- определять изобразительно-выразительные средства и высказывать свое мнение о прочитанном( устно и письменно)

- пробудить интерес к поэзии, чтению; привить любовь к литературному слову.

Оборудование: таблица по технологии анализа лирического произведения каждому ученику, диск музыки композитора А.Вивальди « Весна», портрет поэта, сборник его стихов.

Технология анализа лирического произведения:

  1. Найти главный и сопутствующий образы.

  2. Найти слова-ассоциации.

  3. Найти изобразительно- выразительные средства языка.

  4. Рефлексия. Что я об этом думаю?



  1. Орг.часть урока. Ознакомление с темой, целью и задачами урока.

  2. Вступительное слово учителя. Каждый человек наделен чувствами, эмоциями. Человеку свойственно грустить, любить, ненавидеть, радоваться, быть счастливым. Все это отражается в поэзии.

Что такое лирическое произведение? Это произведение, в котором автор выражает свои чувства, мысли, переживания,

Сегодня мы научимся анализировать лирическое произведение, научимся выражать свои чувства на примере стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Весна». Аполлон Николаевич Майков- известный русский поэт 19 века. Автор многих лирических стихов, переложенных на музыку. Его имя Аполлон- греческое имя, бог красоты. Поэт восхищался прекрасным, оставил после себя уникальное литературное наследие. ( показ портрета)

  1. Чтение учащихся, словарная работа.

Саван- белое одеяние для покойников.

Тщедушный- слабый, хилый.

Благовонных- ароматных, душистых.

Определение темы и идеи стихотворения. Тема: красавица – весна. Идея: торжество весны.( ученики сами придумывают варианты и останавливаются на удачных названиях.)

Технология анализа лирического произведения ( пишут на доске столбиком, находят главный и сопутствующий образы стихотворения)

Главный образ. Сопутствующий образ

Зима седая

уходи

Весна тщедушный

Красавица саван белый

Колесница золотая поползла в овраг, в кусты

Царица цветов

Армия воздушная

Благовонных ветерков

Теплые ливни и лучи

Чиликанье

Улыбнулась

Пчел рои шумят

Победным флагом

Пестрых бабочек отряд

Слова – ассоциации к этим образам находят сами ученики, например:

Солнце холодный снег

Радость ветер

Улыбки друзей тьма

Пробуждение природы трескучие морозы

Любовь и т.д. грустные вечера у печки

( могут быть варианты)

Далее находят изобразительно- выразительные средства.

Эпитеты- зима седая, колесница золотая, благовонных ветерков…..

Метафора- царицею цветов, с целой армией воздушной….

Олицетворение- зима улыбнулась, подобрав свой саван белый поползла в овраг….

Риторическое восклицание- уходи, зима седая! Колесница золотая мчится с горной вышины!......

Рефлексия. Что я думаю? (учитель должен следить, чтобы высказались все дети) Например:

Весна ,весною, о весне. Все весны дыханием согрето. Люблю весну. Весной пробуждается земля, природа. Струятся ручейки ,чирикают птицы, светит ласковое солнце, синеет небо, легкий ветер, теплый воздух. В душе поет песня, пробуждается от зимнего сна. Первая зелень, первый подснежник. Все бурлит, кипит, радуется и поет.

  1. Самостоятельная работа учеников. Пишут свои мысли и впечатления.

Сочинение под музыку Вивальди « Весна». Антонио Вивальди (1678-1741)- итальянский композитор, виртуоз. Создал музыкальный цикл « Времена года».

  1. Чтение вслух сочинений.

  2. Обобщение урока. – Чему мы научились? Что узнали интересного на уроке? Что понравилось на уроке? Что еще можно было сделать, чтобы урок запомнился?

Выставление оценок учащимся. Подведение итогов.

Краткое замечание: этот урок эффективен тем, что активно работают все ученики. После каждого высказывания мнения учеников следует похвалить, на уроке надо поддерживать положительную мотивацию.

Проведение таких серий уроков подготавливает учеников к ГИА и ЕГЭ.

Ученики будут знать, как определяются тема и идея произведения, изобразительно- выразительные средства, научатся писать сочинения-рассуждения. И самое главное, научатся быть внимательными к художественному слову, пробуждается интерес к чтению. Мои ученики любят такие уроки, скучающих нет, все заинтересованы, исчезает страх перед выступлением, обогащается словарный запас (учимся в националь ной школе). За последние годы благодаря таким урокам все ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconМайков, аполлон николаевич
Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» icon16 ноября 2013 г
Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев, Алексей Кольцов, Аполлон Майков, Николай Некрасов, Алексей Плещеев, Афанасий Фет, Константин Бальмонт,...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconСценарий литературного вечера, посвящённый творчеству русских поэтов
Он совмещает лето и осень. Эту пору называют ещё – первоосенье. А ещё сентябрь называют «задумчивым», природа как бы затихает накануне...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
После окончания фильма слышится плач ребенка. Выходит Зевс, за ним Аполлон. Аполлон сообщает Зевсу радостную новость: «о зевс, Мнемосима...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconТема : А. Л. Барто «Весна, весна на улице…»
Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconКонспект нод во 2-й младшей группе Тема: «К нам весна шагает»
Развивающие: Расширение лексического запаса по теме «Весна». Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Развивать чувство...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема: Н. Заболоцкий «Весна в лесу»
Цель: познакомить учащихся с лирикой Н. Заболоцкого, оформить коллективную презентацию стихотворения «Весна в лесу»

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconДети: «Весна!» Стихотворение о Весне. Весна
Весна: «Ребята, надо помочь котику. Мы споем тебе песню, а ты слушай и запоминай!»

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconТема: Алексей Толстой «Весна»
Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с рассказом А. Толстого «Весна», выработки навыка осознанного чтения, воспитания...

Тема: Аполлон Николаевич Майков «Весна» iconТема: «Когда придёт весна?»
Цель исследования: Сравнить какие деревья в поселке распускают почки по календарю, а какие нет, всегда ли будет приходить весна в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница