Скачать 34.59 Kb.
|
Урок литературы в 7 классе по технологии анализа лирического произведения. Тема: Аполлон Николаевич Майков « Весна». Цель: - научить анализировать лирическое произведение; - развить умение выразительно читать, определять тему, идею стихотворения; - определять изобразительно-выразительные средства и высказывать свое мнение о прочитанном( устно и письменно) - пробудить интерес к поэзии, чтению; привить любовь к литературному слову. Оборудование: таблица по технологии анализа лирического произведения каждому ученику, диск музыки композитора А.Вивальди « Весна», портрет поэта, сборник его стихов. Технология анализа лирического произведения:
Что такое лирическое произведение? Это произведение, в котором автор выражает свои чувства, мысли, переживания, Сегодня мы научимся анализировать лирическое произведение, научимся выражать свои чувства на примере стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Весна». Аполлон Николаевич Майков- известный русский поэт 19 века. Автор многих лирических стихов, переложенных на музыку. Его имя Аполлон- греческое имя, бог красоты. Поэт восхищался прекрасным, оставил после себя уникальное литературное наследие. ( показ портрета)
Саван- белое одеяние для покойников. Тщедушный- слабый, хилый. Благовонных- ароматных, душистых. Определение темы и идеи стихотворения. Тема: красавица – весна. Идея: торжество весны.( ученики сами придумывают варианты и останавливаются на удачных названиях.) Технология анализа лирического произведения ( пишут на доске столбиком, находят главный и сопутствующий образы стихотворения) Главный образ. Сопутствующий образ Зима седая уходи Весна тщедушный Красавица саван белый Колесница золотая поползла в овраг, в кусты Царица цветов Армия воздушная Благовонных ветерков Теплые ливни и лучи Чиликанье Улыбнулась Пчел рои шумят Победным флагом Пестрых бабочек отряд Слова – ассоциации к этим образам находят сами ученики, например: Солнце холодный снег Радость ветер Улыбки друзей тьма Пробуждение природы трескучие морозы Любовь и т.д. грустные вечера у печки ( могут быть варианты) Далее находят изобразительно- выразительные средства. Эпитеты- зима седая, колесница золотая, благовонных ветерков….. Метафора- царицею цветов, с целой армией воздушной…. Олицетворение- зима улыбнулась, подобрав свой саван белый поползла в овраг…. Риторическое восклицание- уходи, зима седая! Колесница золотая мчится с горной вышины!...... Рефлексия. Что я думаю? (учитель должен следить, чтобы высказались все дети) Например: Весна ,весною, о весне. Все весны дыханием согрето. Люблю весну. Весной пробуждается земля, природа. Струятся ручейки ,чирикают птицы, светит ласковое солнце, синеет небо, легкий ветер, теплый воздух. В душе поет песня, пробуждается от зимнего сна. Первая зелень, первый подснежник. Все бурлит, кипит, радуется и поет.
Сочинение под музыку Вивальди « Весна». Антонио Вивальди (1678-1741)- итальянский композитор, виртуоз. Создал музыкальный цикл « Времена года».
Выставление оценок учащимся. Подведение итогов. Краткое замечание: этот урок эффективен тем, что активно работают все ученики. После каждого высказывания мнения учеников следует похвалить, на уроке надо поддерживать положительную мотивацию. Проведение таких серий уроков подготавливает учеников к ГИА и ЕГЭ. Ученики будут знать, как определяются тема и идея произведения, изобразительно- выразительные средства, научатся писать сочинения-рассуждения. И самое главное, научатся быть внимательными к художественному слову, пробуждается интерес к чтению. Мои ученики любят такие уроки, скучающих нет, все заинтересованы, исчезает страх перед выступлением, обогащается словарный запас (учимся в националь ной школе). За последние годы благодаря таким урокам все ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭ. |
![]() | Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный... | ![]() | Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев, Алексей Кольцов, Аполлон Майков, Николай Некрасов, Алексей Плещеев, Афанасий Фет, Константин Бальмонт,... |
![]() | Он совмещает лето и осень. Эту пору называют ещё – первоосенье. А ещё сентябрь называют «задумчивым», природа как бы затихает накануне... | ![]() | После окончания фильма слышится плач ребенка. Выходит Зевс, за ним Аполлон. Аполлон сообщает Зевсу радостную новость: «о зевс, Мнемосима... |
![]() | Начнем наш урок непременно с улыбки. Пожалуйста, подарите улыбки мне, соседу по парте, гостям | ![]() | Развивающие: Расширение лексического запаса по теме «Весна». Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Развивать чувство... |
![]() | Цель: познакомить учащихся с лирикой Н. Заболоцкого, оформить коллективную презентацию стихотворения «Весна в лесу» | ![]() | Весна: «Ребята, надо помочь котику. Мы споем тебе песню, а ты слушай и запоминай!» |
![]() | Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с рассказом А. Толстого «Весна», выработки навыка осознанного чтения, воспитания... | ![]() | Цель исследования: Сравнить какие деревья в поселке распускают почки по календарю, а какие нет, всегда ли будет приходить весна в... |