Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика
Название работы: Литературная викторина «По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева» для учащихся 7-11 классов
Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т.В., учитель русского языка и литературы Кусмарцева Л.Ю.
Место выполнения работы: ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ № 3 II вида г. Энгельса»
Литературная викторина
«По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева»
^ – развивать познавательный интерес к творчеству писателя.
Задачи:
1) образовательная – обобщить и закрепить сведения учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева; активизировать интеллектуальную деятельность школьников с нарушением слуха через чтение его произведений;
2) развивающая – содействовать личностному развитию участников викторины; развивать коммуникативные умения и навыки работы в группе;
3) коррекционная – развивать слуховое восприятие, осуществлять контроль за звукопроизношением слабослышащих и глухих учащихся;
4) воспитательная – способствовать формированию личностных качеств учащихся с ОВЗ: любознательности, инициативы, настойчивости, самостоятельности; повышать престиж книги и чтения в коррекционном общеобразовательном учреждении.
^ : 26 ноября 2013 г.
Материалы и оборудование: Интернет-ресурсы, компьютер, видеопроектор, электронная презентация, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» / Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.- М.: Просвещение,2013; пособие Е.Ю. Липиной «Тесты по литературе для 5-9 классов», музыкальный центр, выставка книг из школьной библиотеки.
^ : интерактивный метод викторины, демонстрация слайдов, тестирование, словарная работа, восприятие на слух стихотворения в прозе и музыкального произведения (романса), игровая технология развития критического мышления (синквейн).
| ^
| Содержание этапов урока
| Слайд
| I
| Организационный момент
| Участники викторины, члены жюри, учащиеся и учителя школы входят и садятся на свои места. Звучит классическая музыка в аудиозаписи.
Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Дорогие ребята и уважаемые учителя! Неделя русского языка продолжается.
|
| II
| Проектирование темы мероприятия (стадия вызова)
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Перед вами иллюстрации различных художников к произведениям писателя. Назовите произведение по иллюстрации. (Слайд №1. На слайде – иллюстрации к повести «Муму», к рассказу «Бежин луг», к рассказу «Бирюк»).
Учащиеся называют произведения писателя по иллюстрации.
– А кто является автором этих произведений? О ком сегодня пойдёт речь? (Слайд №2. Портрет И.С.Тургенева.)
– В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения писателя. Вот почему мы сегодня собрались здесь. Творчество Тургенева всем нам знакомо с детства. Все когда-то читали повесть «Муму», рассказ «Бежин луг» из сборника «Записки охотника», рассказ «Бирюк» и другие произведения писателя. Окунуться в прекрасный мир тургеневских героев, вспомнить знакомые страницы его незабываемых произведений нам поможет (слайд №3) литературная викторина «По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева».
| Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
| III
| Словарная работа
| Словарная работа (слайд №4):
Викторина – игра в ответы на вопросы.
| Слайд №4
| IV
| Знакомство с правилами проведения викторины
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– В литературной викторине примут участие ученики 7-ого, 8-ых, 9-ого, 10-ых и 11-ого класса. Поприветствуем участников викторины. Каждому классу было дано домашнее задание подготовиться к викторине по одному из прочитанных произведений. 7-ой класс готовился по рассказу «Муму», 8-ые классы – по рассказу «Бежин луг», 9-ый класс – по стихотворениям в прозе, 10-ые классы – по рассказу «Бирюк», 11-ый класс повторял материал биографии писателя. Вопросы викторины представлены в виде тестовых заданий. За каждый правильный ответ участник или участница викторины получает жетон (показывает жетон). Победителями викторины будут те ребята, которые наберут наибольшее количество жетонов в каждой группе (классе). Победителей викторины определит жюри. (Ведущая представляет членов жюри: директор школы-интерната, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, председатель методического объединения учителей по развитию слухового восприятия и формированию произношения, библиотекарь школы.) Вспомним о правилах культуры поведения в ходе проведения викторины. Следует внимательно слушать ведущую и товарищей, чётко и внятно отвечать на вопросы, не перебивать говорящего.
|
| V
| Стадия
осмысления.
Работа с тестами по биографии И.С.Турге-нева
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– А теперь пришло время показать, насколько хорошо вы знаете биографию писателя. Викторину начинает 11-ый класс. Учащиеся из других классов тоже активно участвуют и получают жетоны за правильные ответы.
Задание 1. (Слайд №5.) Ведущая читает задание и варианты ответов.
– Выберите правильный ответ.
Иван Сергеевич Тургенев родился:
А) в Москве;
Б) В Орле;
В) в Петербурге.
Правильный ответ: город Орёл в 1830-ые годы. (Слайд №6.)
Задание 2. (Слайд №7.)
Детство писателя прошло:
А) в имении Тарханы;
Б) в имении Михайловское;
В) в имении Спасское-Лутовиново.
Правильный ответ: репродукция картины Я.П. Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева. Спасское-Лутовиново» (Слайд №8.)
Задание 3. (Слайд №9.)
В каком возрасте Тургенев поступил учиться в Московский университет:
А) в 15 лет;
Б) в 18 лет;
В) в 20 лет.
Правильный ответ: в 15 лет.
Задание 4. (Слайд №10.)
Какое литературное произведение писателя принесло ему известность:
А) стихотворения в прозе;
Б) повесть «Муму»;
В) сборник рассказов «Записки охотника».
Правильный ответ: (Слайд №11.)
Обложка книги И.С.Тургенева «Записки охотника».
Задание 5. (Слайд №12.)
В течение 15 лет Иван Сергеевич Тургенев сотрудничал в журнале:
А) «Вестник Европы»;
Б) «Современник»;
В) «Русское слово».
Правильный ответ: титульный лист журнала «Современник» (слайд №13).
Задание 6. (Слайд №14.)
Назовите имя женщины, любовь к которой Тургенев пронёс через всю жизнь:
А) Наталья Гончарова;
Б) Анна Керн;
В) Полина Виардо.
Правильный ответ: портрет Полины Виардо (слайд №15)
| Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
| VI
| Работа с тестами по изученным произведениям И.С.Турге-нева.
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– В работу включаются ученики 7-ого класса, которые перечитали повесть «Муму» и готовы отвечать на вопросы викторины. (Слайд №16: тестовые задания по повести «Муму».)
Задание 1. (Слайд №17.)
Действие повести «Муму» происходит:
А) в Петербурге;
Б) в Москве;
В) в дальней деревне.
Правильный ответ: в Москве.
Задание 2. (Слайд №18.)
Благодаря Муму Герасим:
А) стал злым и жестоким;
Б) стал одиноким;
В) перестал быть одиноким.
Правильный ответ: перестал быть одиноким.
Задание 3. (Слайд №19.)
Описание каморки (комнаты) Герасима говорит о том, что он:
А) неаккуратный человек;
Б) богатырь (большой и сильный человек);
В) богатый человек.
Правильный ответ: богатырь.
Задание 4. (Слайд №20.)
Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А) потерял единственного друга (Муму);
Б) устал от жизни в городе;
В) купил дом в деревне.
Правильный ответ: потерял единственного друга (Муму).
Задание 5. (Слайд №21.)
Тема повести:
А) осуждение крепостного права;
Б) дружба помещиков и крепостных крестьян;
В) жизнь в деревне.
Правильный ответ: осуждение крепостного права.
Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Переходим к рассказу «Бежин луг» из сборника «Записки охотника». (Слайд №22.)
Ученики 8 «А» и 8 «Б» классов приготовились отвечать. Им помогают все желающие.
Задание 1. (Слайд №23.)
События в рассказе «Бежин луг» происходили:
А) в мае;
Б) в августе;
В) в июле.
Правильный ответ: в июле.
Задание 2. (Слайд №24.)
Автор оказался в лесу ночью, потому что:
А) совершал прогулку;
Б) заблудился;
В) пошёл на рыбалку.
Правильный ответ: заблудился.
Задание 3. (Слайд №25.)
Охотник (автор) встретил у костра:
А) пятерых мальчиков;
Б) четверых мальчиков;
В) шестерых мальчиков.
Правильный ответ: пятерых мальчиков.
Задание 4. (Слайд №26.)
Охотник (автор):
А) принимает участие в разговоре мальчиков;
Б) засыпает у костра, сквозь сон слышит рассказы ребят;
В) внимательно слушает рассказы ребят и наблюдает за ними.
Правильный ответ: внимательно слушает рассказы ребят и наблюдает за ними.
Задание 5. (Слайд №27.)
Тема произведений сборника «Записки охотника»:
А) воспитание детей в дворянской семье;
Б) жизнь русской деревни, её быт и нравы;
В) история охоты в России.
Правильный ответ: жизнь русской деревни, её быт и нравы.
Ведущая поощряет ответы ребят.
Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Тестовые задания к рассказу «Бирюк». (Слайд №28.) Активно отвечают ученики 10 «А» и 10 «Б» классов, к ним могут присоединиться одиннадцатиклассники. Остальные участники викторины внимательно слушают, потому что им только ещё предстоит прочитать этот рассказ на уроке литературы.
Задание 1. (Слайд №29.)
Встреча автора и Бирюка произошла:
А) в ясный солнечный день;
Б) во время грозы;
В) на охоте.
Правильный ответ: во время грозы.
Задание 2. (Слайд №30.)
Описание избы Бирюка необходимо автору для того, чтобы:
А) показать нищету лесника, бедность его семьи;
Б) представить лесника в самом неприглядном виде;
В) рассказать о детях лесника.
Правильный ответ: показать нищету лесника, бедность его семьи.
Задание 3. (Слайд №31.)
Суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни объясняются:
А) несправедливым отношением к нему деревенских жителей;
Б) его недоверчивостью, высокомерием;
В) непростой судьбой героя.
Правильный ответ: непростой судьбой героя.
Задание 4. (Слайд №32.)
Бирюк серьёзно относится к работе, так как:
А) хочет выбиться в люди;
Б) он видит в этом свой долг;
В) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе.
Правильный ответ: он видит в этом свой долг.
Задание 5. (Слайд №33.)
Бирюк отпустил мужика, воровавшего лес, так как:
А) пожалел его;
Б) испугался мести крестьян;
В) ему было неловко перед барином.
Правильный ответ: пожалел его.
Задание 6. (Слайд №34.)
Настоящий нравственный подвиг совершает в рассказе:
А) автор;
Б) мужик;
В) Бирюк.
В ходе викторины каждый правильно ответивший участник или участница получают от ведущей жетон.
| Слайд №16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
Слайд №20
Слайд №21
Слайд №22
Слайд №23
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26
Слайд №27
Слайд №28
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
| VII
| Работа со стихотворением в прозе «Русский язык». Прослушивание аудиозаписи из фонохрестоматии к учебнику литературы для 7 класса. Выполнение письменного задания к стихотворению «Русский язык»
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит самое знаменитое русское стихотворение в прозе – «Русский язык». Оно написано в Буживале, во Франции, в 1882-ом году. «Русский язык» – самое короткое произведение русской классической литературы, так как состоит всего из трёх предложений. (Слайд №35.) Вы видите на экране беловой автограф стихотворения. (Слайд №36.) Стихотворение написано рукой самого Ивана Сергеевича Тургенева. Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнении мастера художественного слова Елены Габец. На ваших столах лежат тексты стихотворения «Русский язык». Эти тексты помогут вам лучше услышать и понять, о чём говорится в стихотворении.
После первого прослушивания ведущая обращается с вопросом к участникам викторины: - О величии какого языка и какого народа говорится в стихотворении?
- Послушайте стихотворение ещё раз.
Вопросы к участникам викторины после второго прослушивания:
- Какое чувство стремится передать автор в этом стихотворении?
(Чувство любви и восхищения.)
- А какие слова использовал автор для этого? (Ответы участников викторины.)
- Сейчас ученики 9 класса начнут выполнять задание к тексту стихотворения в прозе «Русский язык», которое находится у них на столе. А мы с вами продолжим наш разговор о писателе.
– В последние годы жизни тяжело заболевший И.С. Тургенев часто размышлял о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Писатель по-своему переосмысливал свои произведения, и результатом этого переосмысления явились «Стихотворения в прозе», которые стали своеобразным итогом жизни И.С. Тургенева и его последними произведениями. (Слайд №37.) Писатель умер в Буживале, 22 августа (3 сентября) 1883 года. Тело Тургенева было, согласно его желанию, перевезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище. На экране вы видите Петербург. Прощание с И.С.Тургеневым. Могила И.С. Тургенева.
| Слайд №35
Слайд №36
Слайд №37
| VIII
| Стадия рефлексии. Составление синквейна
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Подведём итог нашей викторины. Попробуем не только обобщить то, что вы сегодня услышали, но и ваши мысли и чувства передать в краткой записи. Предлагаю вам составить синквейн. Что такое синквейн? Словарная работа (слайд № 38.):
Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам. (Слайд №39.) Вы видите на экране первую строку. Это тема синквейна ( имя существительное) – 1. Иван Сергеевич Тургенев. Для второй строки подберите два прилагательных. (Ответы участников викторины.) (Слайд №40.): 2. Известный, любимый. Третья строка состоит из трёх глаголов. (Ответы участников викторины.) (Слайд №41.): 3. Сочинял, писал, творил. В четвёртой строке приводится фраза, которая выражает ваше отношение к писателю (к теме нашего синквейна). (Ответы участников викторины.) (Слайд №42.): 4. Тургенев любил свою Родину, свой народ, его культуру, его язык. В пятой строке – синоним, который обобщает смысл темы. (Ответы участников викторины.) (Слайд №43.): 5. Великий русский писатель. (Участники викторины читают составленный синквейн.)
| Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
| IX
| Выступление библиотекаря школы. Презентация книг из школьной библиотеки
| – Ребята, сегодня на литературном мероприятии, посвящённом творчеству великого русского писателя, вы показали, на мой взгляд, хорошие знания биографии И.С. Тургенева и изученных вами на уроках литературы его произведений. Очень приятно, что в эти ноябрьские дни, когда исполнилось 195 лет со дня рождения писателя, вы вновь перелистали странички его книг, перечитали повесть «Муму», рассказы из цикла «Записки охотника», «Стихотворения в прозе». Перед вами выставка книг Ивана Сергеевича Тургенева. Я вас приглашаю в школьную библиотеку, где вы можете взять для чтения и другие произведения писателя.
|
| X
| Прослушивание в аудиозаписи романса
| Ведущая (учитель русского языка и литературы):
– Пока жюри подводит итоги, определяет победителей викторины, мы с вами послушаем романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» (Слайд №44.): Валентина Пономарёва – известная исполнительница русских романсов. (Звучит романс.)
| Слайд №44
| XI
| Подведение итогов викторины
| Подведение итогов викторины членами жюри. Награждение победителей викторины сертификатами, а каждого участника – памятными подарками.
|
| Пояснительная записка Литературная викторина прошла в рамках Недели русского языка и литературы в школе-интернате № 3 для слабослышащих и позднооглохших детей г.Энгельса Саратовской области. Дата проведения викторины – 26.11.13г. Место проведения – школьный кабинет информатики. Участники викторины – учащиеся 7 – 11-ых классов (всего 20 участников). Авторы методической разработки мероприятия – учителя русского языка и литературы Гура Т.В. и Кусмарцева Л.Ю. Материалы и оборудование – Интернет-ресурсы, компьютер, видеопроектор, электронная презентация, музыкальный центр, диски с аудиозаписями.
Литературная викторина была приурочена к юбилейной дате – 195-летию со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева. Цель данного мероприятия – развитие познавательного интереса к творчеству писателя. Задачи – обобщить и закрепить сведения учащихся о жизни и творчестве Тургенева, активизировать интеллектуальную деятельность через чтение его произведений, содействовать личностному развитию участников викторины, дать возможность каждому участнику проявить себя, развивать коммуникативные умения и навыки работы в группе, повышение престижа книги и чтения.
Подготовка к викторине – предварительная работа с предлагаемой литературой,
организация книжной выставки в школьной библиотеке, заранее вывешенные вопросы, сбор материала для презентации. Были подобраны занимательные вопросы по фактам биографии писателя, по содержанию изученных на уроках литературы и внеклассного чтения произведений Тургенева (повесть «Муму», рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» из цикла «Записки охотника», а также стихотворения в прозе). Вопросы были представлены в виде тестовых заданий. Каждое задание сопровождалось иллюстрацией к изученному произведению. Речевой материал тестовых заданий был подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, а также их речевых умений и навыков. За каждый правильный ответ участник викторины получал жетон. Победителями викторины стали учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов. Использование ИКТ (электронной презентации) способствовало активизации познавательной деятельности слабослышащих и глухих школьников. В сценарий мероприятия была включена и поэзия, и музыка. Тщательно подобранный музыкальный материал (романс «Утро туманное» композитора Ю. Абаза на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» в исполнении Валентины Пономарёвой), а также прозвучавшее в аудиозаписи в исполнении мастера художественного слова Елены Габец стихотворение в прозе «Русский язык» значительно оживили викторину, наполнили её лирическим содержанием. На этапе подведения итогов викторины (стадия рефлексии) была использована современная игровая технология развития критического мышления «Синквейн», что дало возможность детям с нарушением слуха быстро резюмировать информацию, изложить свои чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Начало викторины (стадия вызова) тоже было нетрадиционным. Ведущая и участники викторины совместно спроектировали тему викторины, назвав по предложенным иллюстрациям изученные произведения и их автора.
В ходе проведения викторины были созданы условия для самореализации личности каждого её участника – школьника с ограниченными возможностями здоровья, для развития его социальной и общественной активности. Проведённое мероприятие способствовало формированию коммуникативных умений и навыков ребят с нарушением слуха (умений работы в группах), а также личностных качеств неслышащих детей: любознательности, инициативы, настойчивости, самостоятельности. |