Тема учебного занятия




Скачать 84.59 Kb.
НазваниеТема учебного занятия
Дата публикации15.10.2014
Размер84.59 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
Урок литературного чтения в 3 классе по программе Н.А.Чураковой в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Тема учебного занятия: Особый взгляд поэта на мир.

Сергей Есенин. «С добрым утром!»

Тип урока: комбинированный.

Цель: ознакомить с произведением Сергея Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы.

Задачи:

предметные

- развивать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста;

- формировать представления об особенностях поэтического взгляда на мир, о смысле изображения окружающего мира в поэзии, умения находить в тексте стихотворения такие языковые средства художественной выразительности как эпитеты, олицетворения, сравнения.

метапредметные

- создавать учебные ситуации, которые позволяют овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу;

- овладевать качественным чтением вслух и про себя, элементарным приемам интерпретации, анализа поэтического текста с использованием литературоведческих понятий;

- развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авторы В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова);

- карточки, которые прикрепляются к доске в ходе анализа стихотворения; («Волшебство поэта» - олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, аллитерация; «Волшебство природы» - звезды, речная заводь, сетка небосклона, заря, берёзки, роса, крапива.)

- персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- видеосюжет, презентация в порграмме notebook, интерактивная доска.
^ Необходимые навыки владения ИКТ:

- умение работать с интерактивным ресурсом.

Место учебного занятия в изучаемой теме:

- данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в изучении новой главы «Такой незнакомый знакомый мир».

^ Методические рекомендации к организации обучения.

В основе курса «Литературное чтение» по системе РО Занкова лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Образность всех видов искусства – в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы.

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, выработку умений работать со стихотворением, анализировать свою деятельность.

Ход учебного занятия

  1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Она – обычной жизни украшенье.

Она – поэтов гордое творенье.

И было б очень пусто,

Когда б она ушла.

Она – не только рифма,

Она – сама душа!
- О чем эти слова?

/ стихотворение так и называется «Поэзия»/

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром лирической поэзии.

Тема урока: Особый взгляд поэта на мир.
2.Актуализация знаний.

- Что же такое поэзия? Сколько значений этого слова мы знаем?

(Ответы детей)

Н/д. 1. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами.

2. Поэзия – красота и прелесть чего – либо, возбуждающая чувство очарования.

- Кого называют поэтом?

(Ответы детей)

Заглянем в толковый словарь В.И.Даля и прочитаем толкование слова «поэт».

«Поэт – человек, одаренный природною способностью чувствовать, сознавать поэзию и представлять ее словами, творить изящество». (Читает ученик)

- А в чем вы видите красоту? Что для вас красиво?

3. Проверка домашнего задания.

Дети читают хокку о красоте.
Вы были правы, размышляя о красоте. Она вокруг нас, надо только уметь её видеть. Красота природы побуждает людей творить. Художник это делает с помощью кисти и красок, композитор с помощью звуков. А писатель, поэт, «рисует» картины словами.

Кто же настоящий волшебник: ПРИРОДА или ПОЭТ?

(Проблемный вопрос урока. Записать на доске)

4. Работа по теме урока. СЛАЙД 1.

Сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть красоты есенинского слова.

- Прочитайте название стихотворения.

«С добрым утром!»

- Когда так говорят?

- Как вы думаете, к кому может быть обращено приветствие «С добрым утром!»

(Ответы детей)

(Так ли это на самом деле, нам предстоит узнать)

Поэзия Сергея Есенина музыкальна и мелодична. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

  • Первичное восприятие текста

Видеозапись

-Красивое стихотворение? - Поделитесь своими мыслями.

-Какие чувства вы испытали, слушая литературное произведение?

  • Самостоятельная работа с текстом стихотворения

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Зачитайте строчки, которые понравились вам больше всего?

- Что тебя в них удивило?

- Все ли слова понятны?

(Словарная работа).

- Почему стихотворение называется «С добрым утром», а начинается словом «задремали»?

-Красоту, какого момента в жизни летней природы переживает поэт?

(Красоту пробуждения природы, раннего утра).

-Как можно назвать природу, создающую такую красоту?

(Волшебница. Обращаемся к проблемному вопросу.)

-Посмотрим, как поэту удается передать это переходное состояние, когда природа еще не совсем проснулась, когда очертания еще смутны и неясны?

^ 5.Анализ произведения.

- Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

Работают по учебнику.

Чтение 1 строфы.

(После чтения каждой строфы дети называют образы, которые видит поэт. Данные слова нужно поместить под проблемным вопросом. Это волшебство природы)

^ Звезды

Речную заводь

Сетку небосклона

Зарю

- Что значить глагол «брезжить»? (Рассветать, чуть светиться)

- Почему сравнивает небо с сеткой? (Звезды еще видны, и небо похоже на сеточку)

^ Чтение 2 строфы.

Березки

/взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит»/

Росу

- Что значит выражение, горят росы?

- С чем сравнивает росу поэт?

Чтение 3 строфы.

/Около ног «у плетня», поэт видит/

Крапиву

Плетень – изгородь из плетенных прутьев и ветвей.

Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской.

ВЫВОД. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до заросшей крапивы, которая путается под ногами, но везде от звездного неба до шалуньи крапивы мир наполнен гармонией и красотой.

- Как поэт изображает эти явления природы?

( Интерактивная доска СЛАЙД 2.)

(По ходу анализа дети отвечают на вопросы. На доске, под проблемным вопросом, к слову поэт помещаются названия языковых средств)

-С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Звезды задремали Олицетворение

- Почему говорит, задремали, а не уснули?

Речная заводь задрожало зеркало затона Олицетворение

- С чем сравнивает поэт гладь затона? Почему? Метафора

- От чего оно задрожало?

^ Берёзки улыбнулись,

растрепали шелковые косы Эпитет

- Кого березки напоминают автору?

- Почему называет косы шелковыми?

-Какие чувства он при этом испытывает?
^ Крапива обрядилась

шепчет шаловливо

- Почему Есенин называет крапиву шалуньей?

- Кого напоминает вам крапива? /кокетливая красавица маленькая девочка/

-Обратите внимание, что автор употребляет слово «обрядилась». Почему?

(Надела на себя лишние украшения – бусы)

-Зачем же она так нарядилась?

- Как называется прием, который так умело использует Есенин, для оживления образов?

- Какие слова и выражения помогают представить краски раннего утра?

^ И.Д. СЛАЙД 3.

Звезды золотые Эпитет

Румянит сетку небосклона Метафора

/покрывать розовым цветом/

Зеленые сережки

Серебряные росы Эпитет

- С чем сравнивает росу Есенин?

- Какие слова помогают нам понять, что даже крапива готовиться к встрече с солнцем?

^ Яркий перламутр

(цвет белый с переливом желтого, голубого, розового).

- Какие отметины волшебного мира присутствуют в описании?

(Золото, серебро)

ВЫВОД. Использует яркие краски, делает картину не просто цветной, а какой – то драгоценной. С наступлением утра все становиться ярким и сияющим, как золото, серебро и перламутр.

-Как называются эти выразительные средства языка, которые опять так умело, использует Сергей Есенин?

(Ответы детей с опорой на слова, помещенные на доске)

- Как поэту удалось изобразить звуки летнего утреннего ветерка?

Работа по тексту учебника в парах.

-Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится об утреннем ветерке?

Выделяют слова:

Задрожало

Растрепали

Шелестят

Качаясь

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись.

Произносят слово - шелестят

- Выделите звуки, создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

[ Ш ], [ С ]

Выбрать слова из текста, в которых образ легкого ветерка слышим с помощью этих звуков.

Прием звуковых повторов называется - аллитерация. Н/Д

- Зачем нужно было Есенину использовать так много различных средств выразительности речи? (Передать красоту).

-С помощью чего передал красоту природы С. Есенин? (Слово)

- Можно Есенина назвать волшебником?

-Так кто же настоящий волшебник: ПРИРОДА или ПОЭТ?

(Ответы детей)

Природа, конечно, выдающийся волшебник: она все время творит, фантазирует.

Поэт от неё не отстает. Именно поэт способен разглядеть все её чудеса и не просто о них рассказать, но выразить их в художественном образе. Природа и Поэт не просто развешивают перед нами свои чудеса, они зарывают клады: их еще надо обнаружить, откопать. Равнодушному взгляду, холодному сердцу они не открываются.

(Можно добавить к определению понятия слова)

Поэзия – это еще одно открытие мира.

^ И.Д. СЛАЙД 4.

6.Выразительное чтение стихотворения.

-Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

(Любовь к родной природе)

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?

Оно обозначает только те слова, которые шепчет крапива, или что – то еще?

(Общее настроение восхищение красотой пробуждающейся природы. Вся природа говорит человеку «С добрым утром!»

-Какие чувства испытали вы?

7.Рефлексия.

Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…..
-убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

- увидеть красоту в самых обычных предметах;

-получить наслаждение от урока;

-почувствовать, что я люблю природу;

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. Рисунок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учебного занятия iconКонспект учебного занятия с использованием цор. Город: Полевской....
Тема учебного занятия: Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне слова

Тема учебного занятия iconКонспект учебного занятия по истории России XIX века с использованием икт. Район
Тема учебного занятия: Общественное движение в России во второй половине XIX века

Тема учебного занятия iconПрезентация учебного занятия, оценочные листы. Диск цор «Открытая физик 1»
Разработка плана – конспекта учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Тема учебного занятия iconМетодическая разработка учебного занятия час общения Класс 1 Тема занятия: «Давайте жить дружно»
...

Тема учебного занятия iconМетодическая разработка учебного занятия
Тема урока – The best from the best. Лучшие из лучших. Степени сравнения прилагательных

Тема учебного занятия iconУчебного занятия на тему: «Красная книга Прикамья» Автор: педагог...
Цель: формирование условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к природе родного края

Тема учебного занятия iconАвтор и название учебной программы -б. М. Неменский., Изобразительное...
Художественно-педагогическая идея урока у красы-Хохломы сарафан парчовый, и горда Россия ремеслом точеным

Тема учебного занятия iconУрок развития умений диалогической речи по теме «Im Geschäft»
Тема учебного занятия: «Obst und Gemüse. Im Geschäft» («Фрукты и овощи. В магазине»)

Тема учебного занятия iconСамоанализ учебного занятия с использованием икт (цор) и компетентностно-ориентированных...
Тема урока: С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» Тип урока: урок – учебное мероприятие

Тема учебного занятия iconКонспект занятия театрального объединения «забава» тема занятия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница