Разработка урока по русскому языку на тему




Скачать 85.74 Kb.
НазваниеРазработка урока по русскому языку на тему
Дата публикации14.10.2014
Размер85.74 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > Литература > Разработка урока
Министерство образования

Республики Башкортостан


Конкурсная разработка урока по русскому языку на тему:





учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Павловой А.А.


2013 год

Учебная игра для 5 класса
Цель игры: обобщение сведений по теме «Лексика», активизация учебной

деятельности учащихся, развитие речи и орфографической

зоркости
Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Кто не любит путешествовать? Наверное, нет такого человека, ведь путешествие – всегда радость, открытие для себя чего-то нового, интересного. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, в страну, которую называют Лексика.

В ней нет границ, не нужно плыть,

Бежать или лететь.

Попасть туда не сложно,

Никому не запрещается.

В ней можно оказаться, стоит только захотеть.

А что это? Я вижу девочку, которая скучает?

Алиса: Я страшно скучаю,

Я просто без сил.

И мысли приходят – маня, беспокоя,

Чтоб кто-то, куда-то меня пригласил

И там я увидела что-то такое…

Но что именно – право не знаю.

Все советуют наперебой:

Почитай, я сажусь и читаю.

Поиграй, ну я с кошкой играю.

Все равно я ужасно скучаю.

Сэр, возьмите Алису с собой.

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне

Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дому –

И вдруг оказаться вверху, в глубине,

Внутри и снаружи, где все по – другому.

Пусть дома поднимется переполох,

Пусть наказание грозит, я согласна;

Глаза закрываю, считаю до трех,

Что будет, что будет…

волнуюсь ужасно.

Возьмите Алису с собой.

Учитель: Бедная Алиса, ей скучно. Возьмем её в наше путешествие?

А теперь, Алиса, представляю тебе команды. Это не просто путешественники, а ещё и знатоки русского языка.

^ Представление жюри и команд.

Команды работают под девизом «Надо в наш научный век все на свете знать».

I. Чтобы вы могли попасть в Лексику, путешественникам необходимо получить визу, а для этого команды должны решить кроссворд, в котором зашифровано кодовое слово. Оно поможет нам открыть волшебную дверь в эту страну.





А

Н

Т

О

Н

И

М

Ы




С

Л

О

В

А







С

И

Н

О

Н

И

М

Ы




Л

Е

К

С

И

К

О

Н




М

Е

Т

А

Ф

О

Р

А





Путешественникам предлагается ответить на следующие вопросы.

По горизонтали:

  1. Слова с противоположным лексическим значением.

  2. Жители страны Лесика.

  3. Слова, сходные по лексическому значению.

  4. Словарный запас языка.

  5. Перенос значения по сходству.

Алиса. Какое же слово ключевое? (ответ игроков – «Алиса»).

Слово найдено!

Учитель: Визы получены, наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Лексику.

Лексика – Страна Чудес. Здесь живут Слова. Они дружат друг с другом, и, когда приходят друг к другу в гости, составляют предложения. А если вместе собирается много слов, то тогда складывается интересный рассказ.

Жители страны берегут друг друга, т.к. из слов состоит наша речь, язык.

Жители Лексики хорошо знают историю языка, знают, как относились к языку в древности.

Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

Инсценировка.

  • Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?

  • Вот, мой господин. Это – язык!

  • Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

  • Да, мой господин. Разве может быть в мире что-то дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «Мама», «солнце», «цветок». Язык дает возможность понимать друг друга. Язык это целый мир.

  • Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

  • Вот она, мой господин.

  • Снова язык?!

  • Да. Язык – это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть оружием клеветы.

  • Пожалуй, ты прав, Эзоп. А согласятся ли с тобой люди?

Учитель: Ребята, согласны вы с Эзопом?

Да, возможности языка безграничны. А что делает наш язык богатым?

(синонимы, антонимы, омонимы, употребление слов в переносном значении)

II. Наша остановка, привал, около речки Метафоры.

  • А почему жители страны дали ей такое название? Как образовалось это слово?

  • А что такое олицетворение?

^ За игровой стол приглашаются 5 учеников, остальные работают на своих местах.

Запишите столбиком прилагательные.

Задание. К данному прилагательному нужно подобрать два таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное.

Тяжелый (камень, характер)

Острый (нож, язык)

Сладкий (чай, сон)

Твердый (земля, характер)

Золотые (украшения, руки)

Передаем листочки жюри.

В этой стране есть поэт, который написал стихи.

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

  • Как мы можем назвать эти стихи?

На каком явлении построено стихотворение?

Где прямое значение? Переносное?

  • Слово жюри. Оценки.

III. Мы подъезжаем к следующему городу. На городских воротах слова:

«Различиен смысл в словах. И что же?

Как близнецы они похожи.

Груз подает подъемный кран,

И воду льет в квартире кран».

  • Догадайтесь, какой это, город. Кто в нем живет?

А что такое омонимы? Дайте определение.

За игровой стол приглашаются по 1 участнику из команд.

Задание. Определи, какие слова омонимы, а какие нет. Омонимы подчеркни.

Вода стекла – вода из стекла.

Ключ от замка – скрипичный ключ.

Косить косой – косой взгляд.

Пчелиный рой – рой землю.

Прибрежная коса – коса у девочки.

Работы – жюри. Проверим их, объясним свой выбор.

IV. Следующая остановка в лесу Синонимов.

Синонимы как члены одной семьи, они похожи друг на друга при всей своей непохожести.

За игровым столом – капитаны.

Задание. Найди в тексте синонимы, подчеркни их.

«Дракон»

в дверь диетической столовой

вошел дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И улыбаясь, заказал:

  • Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти

Прочие сласти.

Для этой головы – перловки.

Для этой – селедки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – то же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что еще? Лимонада бутылку,

Семь салфеток. Ножик и вилку.

Время!

^ Задание классу.

  • А что такое синонимический ряд?

Постройте синонимические ряды со словами:

большой

маленький.

Слово жюри.

V. Добро и зло в Стране Чудес –

Как и везде встречаются,

Но только здесь они живут

на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории

скитаются

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

В какой город мы попали?

Правильно, мы в городе Антоним. Ах, какие здесь контрасты! Дома огромные и маленькие, люди добрые и злые, улицы очень широкие и очень узкие.

Знатоки, проявите свою фантазию. Нам встретились два юных жителя города – Знайка и Незнайка. Как они не похожи!

Дайте им характеристику: их внешность, характеры, привычки.

В работе употребить как можно больше антонимов. Подчеркнуть их.

^ Работы (по одной из команды) – жюри.

Много в стране Лексика чудесного, интересного, загадочного. Мы сюда еще обязательно вернемся. А пока попрощаемся с гостеприимными жителями Лексики и вернемся в класс.

Когда мы общались с жителями Лексики, со Словами, они передали ребятам такое пожелание: учитесь писать и говорить грамотно, правильно, ведь словам очень обидно, когда в них допускают ошибки.

А что надо делать, чтобы наш лексикон стал богаче, чтобы мы стали грамотнее?

Давайте проверим, умеете ли вы замечать и исправлять чужие ошибки?

Определите, правильно ли звучит фраза? (ответы на карточках)

Да +, Нет -

  1. Лексика – словарный запас языка.

  2. Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.

  3. Слово кисть – однозначное.

  4. Чтобы узнать, что обозначает слово, надо обратиться к орфографическому словарю.

  5. Заимствованные слова пришли к нам из других языков.

  6. Слова галстук, кухня, ефрейтор заимствованные.

  7. Кочет, бурак – общеупотребительные слова.

  8. Слова большой и огромный – антонимы.

  9. Слова замок и замок – омонимы.

  10. Диалектические слова употребляются в определенной местности.

Ключ - на доске.

Проверьте себя! Если нет ошибок – «5», 1–2 ошибки «4», 3-5 – «3».

^ Слово жюри.

Какая же группа путешественников оказалась ближе всех к нашему девизу?

Подведение итогов.

Учитель: Ну что, Алиса, тебе все еще скучно? Тебе все еще хочется читать

грустные стихи?

Алиса: Мне было очень интересно! Лексика – чудесная страна!

Учитель: Как только ты начнешь скучать, приходи к нам. Мы возьмем тебя с собой в новое путешествие.

Жители страны Лексика подарили нам чудесную песню о том, как важны знания.

Звучит песня из мультфильма «Незнайка и его друзья». («Надо в наш научный век все на свете знать»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по русскому языку на тему iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Разработка урока по русскому языку на тему iconУрока: повторительно-обобщающий Вид урока
Разработка открытого урока по русскому языку на районный конкурс: «Учитель русского языка и литературы –2013»

Разработка урока по русскому языку на тему iconРазработка урока по русскому языку в 9 классе. Тема : Сочинение рассуждение...
Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным,...

Разработка урока по русскому языку на тему iconУрок-практикум по русскому языку в 5 классе на тему «Лексика»
Воспитательные: прививать любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку

Разработка урока по русскому языку на тему iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 6-м классе
Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными

Разработка урока по русскому языку на тему iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные...

Разработка урока по русскому языку на тему iconРазработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Второстепенный...
Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), история ( эпоха правления Ивана...

Разработка урока по русскому языку на тему iconОбобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2

Разработка урока по русскому языку на тему iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе

Разработка урока по русскому языку на тему iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе «общее понятие о местоимении»
Желтый, лагерь, заяц, машина, завтрак, лопата, молоко, морковь, класс, корабль, мороз, завод



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница