Скачать 85.74 Kb.
|
Содержание Представление жюри и команд.За игровой стол приглашаются 5 учеников, остальные работают на своих местах. Задание классу. Работы (по одной из команды) – жюри. Слово жюри. |
Министерство образования Республики Башкортостан Конкурсная разработка урока по русскому языку на тему: ![]() ![]() учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Павловой А.А. 2013 год Учебная игра для 5 класса Цель игры: обобщение сведений по теме «Лексика», активизация учебной деятельности учащихся, развитие речи и орфографической зоркости Ход урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Кто не любит путешествовать? Наверное, нет такого человека, ведь путешествие – всегда радость, открытие для себя чего-то нового, интересного. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие, в страну, которую называют Лексика. ![]() В ней нет границ, не нужно плыть, Бежать или лететь. Попасть туда не сложно, Никому не запрещается. В ней можно оказаться, стоит только захотеть. А что это? Я вижу девочку, которая скучает? Алиса: Я страшно скучаю, Я просто без сил. И мысли приходят – маня, беспокоя, Чтоб кто-то, куда-то меня пригласил И там я увидела что-то такое… Но что именно – право не знаю. Все советуют наперебой: Почитай, я сажусь и читаю. Поиграй, ну я с кошкой играю. Все равно я ужасно скучаю. Сэр, возьмите Алису с собой. Мне так бы хотелось, хотелось бы мне Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дому – И вдруг оказаться вверху, в глубине, Внутри и снаружи, где все по – другому. Пусть дома поднимется переполох, Пусть наказание грозит, я согласна; Глаза закрываю, считаю до трех, Что будет, что будет… волнуюсь ужасно. Возьмите Алису с собой. Учитель: Бедная Алиса, ей скучно. Возьмем её в наше путешествие? А теперь, Алиса, представляю тебе команды. Это не просто путешественники, а ещё и знатоки русского языка. ^ Команды работают под девизом «Надо в наш научный век все на свете знать». I. Чтобы вы могли попасть в Лексику, путешественникам необходимо получить визу, а для этого команды должны решить кроссворд, в котором зашифровано кодовое слово. Оно поможет нам открыть волшебную дверь в эту страну.
Путешественникам предлагается ответить на следующие вопросы. По горизонтали:
Алиса. Какое же слово ключевое? (ответ игроков – «Алиса»). Слово найдено! Учитель: Визы получены, наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в Лексику. Лексика – Страна Чудес. Здесь живут Слова. Они дружат друг с другом, и, когда приходят друг к другу в гости, составляют предложения. А если вместе собирается много слов, то тогда складывается интересный рассказ. Жители страны берегут друг друга, т.к. из слов состоит наша речь, язык. Жители Лексики хорошо знают историю языка, знают, как относились к языку в древности. Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа. Инсценировка.
Учитель: Ребята, согласны вы с Эзопом? Да, возможности языка безграничны. А что делает наш язык богатым? (синонимы, антонимы, омонимы, употребление слов в переносном значении) II. Наша остановка, привал, около речки Метафоры.
^ Запишите столбиком прилагательные. Задание. К данному прилагательному нужно подобрать два таких существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым – переносное. Тяжелый (камень, характер) Острый (нож, язык) Сладкий (чай, сон) Твердый (земля, характер) Золотые (украшения, руки) Передаем листочки жюри. В этой стране есть поэт, который написал стихи. Встало солнце кислое, Смотрит – небо скисло, В кислом небе кислое Облако повисло… И спешат несчастные Кислые прохожие И едят ужасное Кислое мороженое… Даже сахар кислый! Скисло все варенье! Потому что кислое Было настроение.
На каком явлении построено стихотворение? Где прямое значение? Переносное?
III. Мы подъезжаем к следующему городу. На городских воротах слова: «Различиен смысл в словах. И что же? Как близнецы они похожи. Груз подает подъемный кран, И воду льет в квартире кран».
А что такое омонимы? Дайте определение. За игровой стол приглашаются по 1 участнику из команд. Задание. Определи, какие слова омонимы, а какие нет. Омонимы подчеркни. Вода стекла – вода из стекла. Ключ от замка – скрипичный ключ. Косить косой – косой взгляд. Пчелиный рой – рой землю. Прибрежная коса – коса у девочки. Работы – жюри. Проверим их, объясним свой выбор. IV. Следующая остановка в лесу Синонимов. Синонимы как члены одной семьи, они похожи друг на друга при всей своей непохожести. За игровым столом – капитаны. Задание. Найди в тексте синонимы, подчеркни их. «Дракон» в дверь диетической столовой вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И улыбаясь, заказал:
Пожалуйста, халвы. Для этой пасти Прочие сласти. Для этой головы – перловки. Для этой – селедки. Для этой башки – пирожки. Для этой рожи – то же. Для этого личика – Два сдобных куличика. Что еще? Лимонада бутылку, Семь салфеток. Ножик и вилку. Время! ^
Постройте синонимические ряды со словами: большой маленький. Слово жюри. V. Добро и зло в Стране Чудес – Как и везде встречаются, Но только здесь они живут на разных берегах. Здесь по дорогам разные истории скитаются И бегают фантазии на тоненьких ногах. В какой город мы попали? Правильно, мы в городе Антоним. Ах, какие здесь контрасты! Дома огромные и маленькие, люди добрые и злые, улицы очень широкие и очень узкие. Знатоки, проявите свою фантазию. Нам встретились два юных жителя города – Знайка и Незнайка. Как они не похожи! Дайте им характеристику: их внешность, характеры, привычки. В работе употребить как можно больше антонимов. Подчеркнуть их. ^ Много в стране Лексика чудесного, интересного, загадочного. Мы сюда еще обязательно вернемся. А пока попрощаемся с гостеприимными жителями Лексики и вернемся в класс. Когда мы общались с жителями Лексики, со Словами, они передали ребятам такое пожелание: учитесь писать и говорить грамотно, правильно, ведь словам очень обидно, когда в них допускают ошибки. А что надо делать, чтобы наш лексикон стал богаче, чтобы мы стали грамотнее? Давайте проверим, умеете ли вы замечать и исправлять чужие ошибки? Определите, правильно ли звучит фраза? (ответы на карточках) Да +, Нет -
Ключ - на доске. Проверьте себя! Если нет ошибок – «5», 1–2 ошибки «4», 3-5 – «3». ^ Какая же группа путешественников оказалась ближе всех к нашему девизу? Подведение итогов. Учитель: Ну что, Алиса, тебе все еще скучно? Тебе все еще хочется читать грустные стихи? Алиса: Мне было очень интересно! Лексика – чудесная страна! Учитель: Как только ты начнешь скучать, приходи к нам. Мы возьмем тебя с собой в новое путешествие. Жители страны Лексика подарили нам чудесную песню о том, как важны знания. Звучит песня из мультфильма «Незнайка и его друзья». («Надо в наш научный век все на свете знать»). |
![]() | Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения | ![]() | Разработка открытого урока по русскому языку на районный конкурс: «Учитель русского языка и литературы –2013» |
![]() | Хаффазова Мадина Тимергалиевна работает в данной школе с 2006 года. За время работы она показала себя трудолюбивым, инициативным,... | ![]() | Воспитательные: прививать любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку |
![]() | Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными | ![]() | |
![]() | Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), история ( эпоха правления Ивана... | ![]() | Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2 |
![]() | Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе | ![]() | Желтый, лагерь, заяц, машина, завтрак, лопата, молоко, морковь, класс, корабль, мороз, завод |