Антон павлович чехов




Скачать 313.72 Kb.
НазваниеАнтон павлович чехов
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер313.72 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3

М.С. Андреева,

М.П. Короткова

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860—1904) - ДЕТЯМ.


(Материал для беседы по рассказам
А.П. Чехова с учащимися младших классов)


Жил на свете обыкновенный доктор. Он
очень много помогал людям. Помогал не
только микстурами, пилюлями, мазями, но
самое главное — словами. Помогал и боль-
ным, и здоровым. Потому что был не только
доктор, но и замечательный писатель. Зва-
ли его Антон Павлович Чехов.

В 1884 году, окончив медицинский фа-
культет Московского университета, Чехов
ещё не знал, кем он станет — доктором или
писателем. На двери его квартиры висела
табличка «Доктор Чехов». А в газетах и
журналах один за другим появлялись его
рассказы, подписанные смешными имена-
ми: «Человек без селезёнки», «Брат моего
брата», «Врач без пациентов», «Антоша Че-
хонте»...

Вскоре, однако, Антон Павлович решил,
что, скорее всего, он будет заниматься лите-
ратурой, то есть станет писателем. Такое ре-
шение ему подсказала и его работа врача.
Среди больных, приходивших к доктору,
были самые разные люди, взрослые и дети,
часто очень бедные. Многие из них потом
стали героями его рассказов.

Таков, например, маленький мальчик
Пашка из рассказа «Беглец». Доброе слово
и тарелка обыкновенных щей с мясом выле-
чили его. Нелёгкой была жизнь этого маль-
чишки, трудна была жизнь и многих дру-
гих. Что мог сделать для этих детей доктор
Чехов? Конечно, он их лечил и помогал
чем мог. А писатель Чехов рассказал о них в
своих рассказах и показал многим, что так
жить нельзя и надо что-то менять в жизни
этих ребят.

Много добрых дел было сделано самим
доктором и писателем Антоном Павлови-
чем Чеховым: он хлопотал о постройке и от-
крытии школ для детей. Такие школы были
открыты в деревнях Новосёлки, Мелихово,
Талеж и в Крыму, где несколько лет жил
писатель.

^ 2

Антон Павлович Чехов родился в городе
Таганроге на юге России 29 января 1860 го-

да. Отец его владел небольшой лавкой, и
здесь, в этой лавке, Антону и его старшим
братьям приходилось торговать, помогая
отцу. Уроки тоже готовили в лавке. Зимой
там было так холодно, что чернила замерза-
ли в чернильнице, а пальцы синели и не
слушались. В гимназии учитель за плохо
написанное задание ставил единицу, а отец
за единицу порол детей.

В появившихся позже рассказах Чехов
расскажет о детях, жизнь которых проходила
в такой же лавке, как И у самого Антоши. Это
рассказы «Ванька», «Спать хочется» и др.

С детьми Антона Павловича связывала
глубокая и постоянная дружба, он писал им
письма, рисовал смешные картинки, посы-
лал подарки. Вот какое письмо послал од-
нажды Антон Павлович девочке Саше, до-
чери своей приятельницы М.В. Киселёвой.
Он написал его детским смешным почер-
ком, делая смешные ошибки: «Милостивая
Государыня Василиса Пантелеевна. Посы-
лаю Вам из глубины души следующие по-
дарки:

  1. Два пера для писания стихов: одно для
    плохих стихов, а другое для хороших.

  2. Рамку для портрета какой-нибудь хари.

3) Висюльку из чистого серебра, полу-
ченную мною в подарок от знаменитой дет-
ской писательницы (от матери Саши).

...С истинным почтением имею честь
быть Вашим покорнейшим Слугой. Васи-
лий Макарыч.

Простите, что письмо написано так не-
брежно. Это от волнения».

Забавное письмо, вероятно, доставило
адресатке не меньше радости, чем прислан-
ные к именинам подарки.

Антон Павлович с детства любил живот-
ных. В его доме постоянно жили разные
«звери». В Таганроге у него были голуби.
Из своей поездки на остров Сахалин он при-
вёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во
дворе его дома в Ялте разгуливал ручной
журавль. А в московском доме всегда жили
собаки.


Одно время — сразу две таксы — Бром и
Хина. Они получили свои клички по назва-
ниям двух самых популярных в то время
лекарств. Во многих рассказах, таких как
«Каштанка», «Белолобый» и другие, Чехов
показал, что доброе отношение к животным
важно не только для животного — оно го-
раздо важнее для самого человека.

За сорок четыре года своей жизни А.П.
Чехов написал множество рассказов и пьес.
Его пьесы до сих пор идут на сценах разных
театров в нашей стране и за рубежом.

А начинал он с небольших весёлых рас-
сказов. В то время в России издавалось не-
сколько юмористических журналов с забав-
ными названиями: «Стрекоза», «Сверчок»,
«Будильник», «Осколки».

Постепенно журналы и газеты стали пе-
чатать на своих страницах его произведе-
ния. Так появился писатель Антон Павло-
вич Чехов. Сегодня его рассказы и пьесы
знают, читают и любят во многих странах
мира и в нашей стране. Любят их не только
потому, что их интересно читать, но и пото-
му, что, читая их, люди становятся благо-
роднее, красивей и добрей.

^ Вопросы викторины по рассказу
А.П. Чехова «КАШТАНКА»:


1.Как звали хозяина Каштанки и кем он
был? Как звали его сына? (Лука Алексан-
дрович, столяр, сын Федюшка).


2.Как случилось, что Каштанка потеря-
лась? (Шёл полк солдат, громко играла
музыка. Каштанка залаяла, испугав-
шись музыки, перебежала на другую сто-
рону улицы).


  1. Почему Каштанка не смогла найти хозяи-
    на по запаху его следов? (Пахло новыми
    резиновыми калошами).


  2. На какие две части делила Каштанка всё
    человечество? (На хозяев и заказчиков).

  3. Чехов пишет, что Каштанка «стала горь-
    ко плакать». А как плачет собака? (Воет,
    скулит).


  4. Какие фокусы проделывал с Каштанкой
    Федюшка, сын столяра? (Таскал за зад-
    ние лапы; давал кусочек мяса на ниточ-
    ке, а потом вытаскивал его; заставлял



3

ходить на задних лапах; дёргал за
хвост; давал нюхать табак).


  1. Как встретили Каштанку её новые сосе-
    ди? (Гусь зашипел на неё и клюнул в спи-
    ну, а кот выгнул спину, взъерошил
    шерсть и ударил лапой по голове).


  2. Кто такие Фёдор Тимофеевич, Иван Иваныч
    и Хавронья Ивановна? (Кот, гусь, свинья).

  3. Какое новое имя получила Каштанка?
    (Тётка).




  1. Чему научил собаку новый хозяин?
    (Стоять и ходить на задних лапах, пля-
    сать, бегать на корде, звонить, участво-
    вать в пирамиде).


  2. Кто был новый хозяин Каштанки?(Дрес-
    сировщик и клоун).


  1. Вспомните его сценическое имя. (Жорж).

  1. Почему в одну из ночей выла Тётка?
    (Умер Иван Иванович гусь).

  2. Отчего заболел и умер гусь? (На него на-
    ступила цирковая лошадь).


  3. Как Тётка-Каштанка вернулась к своим
    прежним хозяевам? (Во время её выступ-
    ления в цирке Федюшка узнал Каштанку
    и прежние хозяева её позвали по имени).


  4. Что почувствовала Каштанка, когда
    вернулась домой? Обрадовалась ли она?
    Обрадовались ли хозяева?

СЛОВАРИК к рассказу «Каштанка»

КОННО-ЖЕЛЕЗКА, или КОНКА — конная
железная дорога (лошади возили по рель-
сам вагоны с пассажирами), конка суще-
ствовала в городе до появления электри-
ческих трамваев.

ТИРАДА — длинная торжественно произ-
носимая фраза.

МОНОЛОГ — довольно длинная речь одного
человека, обращенная к себе или слуша-
телю.

КОРДА — верёвка, «бегать на корде» — бе-
гать по кругу цирковой арены.

ДЕБЮТ — первое выступление на сцене.

ПИРАМИДА — звери или люди-акробаты
встают друг на друга.

МЕТАМОРФОЗА — превращение.

ТРЕТИРОВАТЬ — обращаться с кем-то пре-
зрительно, с пренебрежением.

Кроссворд
«КАШТАНКА»








1

К

0

т




2

И

В

А

Н




Ф Е

Д

Ю

Ш

К

А




4

Т

Ё

Т

К

А







5

X

А

В

Р

0

Н

Ь Я

6

М

0

Н

0

Л

0

Г







7

К

0

Р

Д

А




8 Т И Р

А

д

А










  1. Кто такой Фёдор Тимофеевич? (Кот).

  2. Имя гуся (Иван).

  3. Как звали мальчика? (Федюшка).

  4. Какое новое имя дали собаке? (Тётка).

  5. Имя свиньи (Хавронья).

  6. Речь, обращенная к себе или к слушате-
    лям — такие речи любил произносить
    гусь. (Монолог).

  7. Каким французским словом называли в
    цирке верёвку? (Корда).

  8. Длинная, торжественно произнесённая фра-
    за — такие фразы говорил гусь. (Тирада).

В выделенных клетках должно сложить-
ся слово «Каштанка».


Вопросы викторины по рассказу
А.П.Чехова «БЕЛОЛОБЫЙ»:


1. Назовите главных героев рассказа. (Бе-
лолобый и волчиха).


  1. В какое время года происходит действие
    рассказа и как оно описано в рассказе?
    (Был уже март, но «по ночам деревья
    трещали от холода, как в декабре, и едва
    высунешь язык, как его начинало сильно
    щипать» ).


  2. Чем питалась волчиха? (Она уже не охо-
    тилась на телят и крупных баранов, да-
    леко обходила лошадей с жеребятами, а
    питалась одной падалью).


4. Кого хотела волчиха украсть из хлева?
(Ягнёнка ).


  1. А кого она схватила? (Щенка).

  1. Как вёл себя щенок в логове волчицы?
    (Махал хвостом, лаял на волчицу).

  2. Как вели себя волчата со своим гостем?
    (Они стали с ним играть и кусать его не
    больно, а в шутку).


  3. Кто спас ягнят от волчихи во второй раз?
    (Щенок Белолобый, он залаял и разбу-
    дил большую собаку Арапку и сторожа
    Игната).


9. Почему же сторож Игнат наказал Бело-
лобого? (Он подумал, что глупый щенок
повадился ходить в хлев, да не через
дверь, а в дыру крыши).


КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?

  • «Громадная чёрная собака неизвестной
    породы». (Арапка).

  • «... С большой головой и на высоких но-
    гах, крупной породы, с таким же белым
    пятном во весь лоб, как у Арапки». (Бело-
    лобый).


  • «Солома была гнилая и рыхлая, так что
    волчиха едва не провалилась; на неё вдруг
    прямо в морду пахнуло тёплым паром и за-
    пахом навоза и овечьего молока». (Хлев).

  • «Она была уже не молода, чутьё у неё
    ослабело, так что случалось, лисий след она
    принимала за собачий...». (Волчиха).

  • «... Года три назад, во время сильной
    бури вывернуло с корнем высокую старую
    сосну, отчего и образовалась эта яма. Те-
    перь на дне её были старые листья и мох,
    тут же валялись кости и бычьи рога...». (Ло-
    гово волчицы и волчат).


  • «... Старик лет семидесяти, который всё
    кашлял и разговаривал сам с собой. Обык-
    новенно ночью он спал, а днём бродил по ле-
    су с ружьём-одностволкой и посвистывал на
    зайцев». (Сторож Игнат).

^ 4

СЛОВАРИК к рассказу «Белолобый».

ЗИМОВЬЕ — место, где зимуют животные
или люди.

МНИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, видя-
щий во всём для себя опасность.

ЛОГОВО — место, где обитает зверь, нора,
яма.

СЛЕГИ — жерди.

ХЛЕВ — сарай, где содержат животных,
помещение для скота.

ЯГНЯТА — детёныши овцы.

ЯРКА (ярочка) — молодая овца.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антон павлович чехов iconУрок внеклассного чтения.
Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве...

Антон павлович чехов iconТаньков Антон Хрисанфович
Ходары Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинский район Чувашской Республики). Рос в многодетной...

Антон павлович чехов iconДайджест Автографы заговорили… Виктор Павлович Толокнов
...

Антон павлович чехов iconАвтор: Полхов Александр Павлович
Автор: Полхов Александр Павлович – кандидат географических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры географии и экологии

Антон павлович чехов iconПрограмма «Земляки» Классный час по теме: «Поэт земли Николаевской Белянский Николай Павлович»
Родился Николай Павлович Белянский в 1943 году в старинной слободе Николаевской на Волге, которая стала замечательным городком –...

Антон павлович чехов iconЗаведующие школьным краеведческим музеем
Победу над фашистской Германией Николай Павлович встретил в Чехословакии — далеко от родного дома. Это был самый радостный, самый...

Антон павлович чехов iconОсвоение Дальнего Востока -4) (скачать) Николай Павлович Задорнов...
Война за океан 2M (Освоение Дальнего Востока-4) (скачать) Николай Павлович Задорнов

Антон павлович чехов iconАнтон Попов Маркетинговые игры Развлекай и властвуй Издательство...
П58 Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй / Антон Попов; [под ред. С. Н. Хромова-Борисова]. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 320...

Антон павлович чехов iconАвтор: Сельцов Вячеслав Павлович

Антон павлович чехов iconКонкурс чтецов о маме прошел среди учащихся 5-11 классов. Авторские...
Эля из 8А класса и Самойлова Настя из 5А класса -1место, Коржова Касиния – 8А класс и Дубасюк Павел из 5А класса – 2 место, Головин...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница