Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение»




Скачать 295.74 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение»
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер295.74 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей информационных технологий городского округа Самара



Утверждаю

Директор ______/Лебедев Н.И. /

«__»_____________2011 г.

М.П.



Согласовано

«___»________2011 г.

Зам. директора по УВР

_______/Тысченко Я.В./


Программа рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2010г.

Заведующий кафедрой

________________/Кузнецов И.Н./



^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» Лазарева В.А. (УМК «Система Л.В. Занкова»)

^

Класс 1 «А», 1 «Б», 1 «В»



Программу разработали

учителя начальных классов:

Самара, 2011 год

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа предмета «Литературное чтение» для начальной школы разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. При этом литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.

Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».

С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция

эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах.

С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Они должны быть добыты в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

^ Задачи курса:

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками_читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работыс разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста.

Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность.

Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

Реализуя принципы системно_деятельностного подхода к обучению, система нравственного воспитания выстраивается, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения.

^ Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста.

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках и в учебных книгах, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ.

Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др.
^ Содержание курса «Литературное чтение»

1 класс

Курс рассчитан на 40 часов (4 часа в неделю)

Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя авторскую идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника. Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.

В процессе работы над художественными произведениями ученики на практике, без введения сложных литературоведческих терминов (например, «тропы» или «эпитеты»), получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: художественный текст, устное народное творчество, автор, стихотворение, рифма, ритм. Освоение понятий идет на практическом уровне и в занимательной форме, дети сами открывают «секреты» художественного текста в процессе читательской деятельности.

В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.

Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году – 7-10 стихотворений.

Круг детского чтения

1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!»

«Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»;

С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».

^ 2. «Над вымыслом слезами обольюсь»

Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…»,

«Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц_барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

^ 3. «Складно да ладно»

«Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог».

^ 4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...».

^ 5. «Чтение – вот лучшее учение»

Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям».

^ В рубрике «Проверь себя»:

К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
^ Характеристика деятельности учащихся


Пропедевтика.

Основные литературоведческие термины

^ Виды читательской

деятельности


Виды речевой и творческой деятельности


Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа;



– Соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью;

– сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему;

– чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания;

– представление картин, нарисованных автором;

– выявление простейших способов художественного изображения;

– осмысление изображенного в художественном тексте;

– сопереживание изображенному в художественном тексте;

– Рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста;

– сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

– сочинения по картине;

– адекватная передача настроения в выразительном чтении;

– создание классного музея старинных вещей;


проза и поэзия; ритм и рифма;

изобразительно-выразительные

средства: эпитет, сравнение,

олицетворение, гипербола;

– осмысление особой организации поэтического художественного текста;

– анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста,ритмическая основа, наличие рифмы);

– выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста;

– наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

– подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;

– анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста;

– нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения;

– сочинение поэтических текстов с «опорами»;

– сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.;

– заучивание прозаических

и поэтических текстов и их выразительная декламация;

– собирание поэтических строк

мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана...
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., Виноградской Л. А., Горецкого В. Г. М., «Просвещение», 2011...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса разработана на основе: примерной...
О. В. Кубасова «Литературное чтение», утвержденной мо РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями федерального государственного...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса "литературное чтение"
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы, требований Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса литературного чтения для 1-4 классов...
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе...
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) методического комплекта «Школа России» (Концепция и программы для начальных классов...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа учебного курса литературное чтение программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница