Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»




Скачать 229.56 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература»
Дата публикации07.10.2014
Размер229.56 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2013-2014 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калужской области

«Калужский технологический колледж»

Номинация: «Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование».
Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине «Литература»
Тема урока:

«Литературные течения поэзии

русского модернизма»

Калуга 2012

Разработал: Рассмотрено и одобрено

Ларионова Л.И., на заседании цмк

преподаватель общегуманитарных дисциплин

русского языка и спец. 034702

и литературы 06 декабря 2012 года

протокол № 4

^ Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена для проведения урока по дисциплине «Литература» (тема «Литературные течения поэзии русского модернизма»).

В соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом дисциплины «Литература» для специальностей 080114, 260103, 260107 на изучение раздела «Поэзия начала ХХ века» отведено 10 часов. Урок «Литературные течения поэзии русского модернизма» является первым уроком в данном разделе.

Актуальность данной разработки состоит в том, что поэзия Серебряного века вызывает неугасающий интерес наших современников, а это, в свою очередь, дает дополнительную возможность мотивации деятельности студентов и создания условий для формирования ключевых компетенций на данном уроке.

Цель данной разработки:

  • показать использование нетрадиционной формы проведения занятий (урок в виде литературной гостиной);

  • показать возможность использования самостоятельной работы студентов при подготовке к уроку (опережающие задания) и при изучении нового материала (на уроке);

  • показать организацию коллективной работы студентов при изучении нового материала, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы студентов;

  • показать применение компьютерной поддержки при проведении занятия;

  • показать использование компетентностного подхода в обучении.

Урок проводится в форме литературной гостиной. На столах стоят свечи в подсвечниках, лежат тексты стихов. Опыт проведения уроков в подобной форме позволяет сказать, что такие уроки интересны и студентам, и преподавателям.

При подготовке к уроку с целью показать свое умение самостоятельно искать материал на заданную тему и оформлять презентации студентам предложено опережающее задание: подготовка презентаций «Культура Серебряного века» и «Поэты Серебряного века». Преподаватель предлагает трем студентам роль координаторов. Координаторы должны самостоятельно подобрать себе команду и распределить работу внутри этой команды. Каждая команда получила название по литературным течениям поэзии русского модернизма и задание подготовить свой проект, который на занятии необходимо будет представить и защитить. Кроме того, каждой команде дано задание подготовить презентации о биографиях некоторых поэтов этого периода и выразительное чтение стихотворений этих поэтов. При этом создаются условия для формирования умения осуществлять поиск информации и использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе при подготовке презентаций, умения работать в команде. Для координаторов – ставить цели, мотивировать деятельность членов команды, организовывать и контролировать их работу, брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

На столе каждой команды находится табличка с названием команды (литературными течениями) и папка, которая содержит дидактический материал (задание для групповой работы команды).

На ориенировочно-мотивационном этапе урока проводится актуализация и мотивация учебной деятельности студентов на данном занятии. Выдвигается проблемный вопрос: «Серебряный век – ренессанс или декаданс?»

Цель этого этапа урока: заинтересовать студентов проблемным вопросом, на который они должны будут ответить в конце занятия.

На операционно-деятельностном этапе проводится защита проектов. Реализация проекта создает возможность самовыражения и самореализации (создаются условия для формирования компетентности разрешения проблем – самоменеджмент).

Затем преподаватель предлагает самостоятельную работу с текстом. Студенты, работая в команде, должны:

      • изучить научно-популярный текст о литературном течении, соответствующем названию команды;

      • найти в тексте нужную информацию;

      • заполнить таблицу «Модернистские течения литературы ХХ века», характеризующую данное направление.

Координатор организует работу, и студенты публично озвучивают результаты своей работы. Для проверки правильности выполнения работы и полноты характеристики течений преподаватель выводит на экран слайд с заполненной таблицей. Это дает возможность реализовать саморефлексию каждой команде. Данная работа создает условия для формирования информационной компетенции в аспекте поиска и обработки информации, коллективная работа формирует коммуникативную компетенцию (умение работать в команде, организовывать и контролировать работу членов команды, брать на себя ответственность за результат выполнения задания). Озвучивание результатов работы в публичном выступлении создает условия для самореализации, самоменеджмента студента.

С целью переключения на другие виды деятельности для оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности студентов предлагается релаксационная пятиминутка. Студенты выполняют три упражнения, направленных на дыхательную и мышечную релаксацию (одно из упражнений – релаксация с использованием зрительных образов).

После релаксационной паузы каждая команда представляет презентацию о поэтах своего литературного направления и читает стихотворения этих поэтов или исполняет песни на их стихи, студенты показывают свое умение самостоятельно искать материал на заданную тему и оформлять презентации, умение выразительно читать стихотворения, исполнять песни. При этом формируется умение осуществлять поиск информации и реализовывать информационно-коммуникационные технологии. Эта работа позволяет формировать у студентов умение самовыражения (в художественном чтении, в игре на музыкальных инструментах, в пении).

С целью осмысления и закрепления изученного материала на рефлексивно-оценочном этапе преподаватель предлагает выполнить тест, состоящий из трех заданий на соответствие. Текст проверяется коллективно, тест с правильными ответами выводится на экран. При этом студенты анализируют информацию, полученную на уроке, осуществляют саморефлексию, работают в команде.

В заключение урока преподаватель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока, заслушивает ответы и корректирует высказывания.

Затем преподаватель подводит итоги урока и оценивает работу студентов.

Таким образом, на данном занятии был реализован деятельностный подход к процессу обучения. Использование опережающих заданий (подготовка презентаций), работа с научно-учебным текстом на уроке позволяет создать условия для формирования умения работать с источниками информации, реализовывать информационно-коммуникационные технологии. Коллективная работа формирует коммуникативную компетенцию, предоставляет студентам возможность самореализации, самовыражения, проявления лидерских качеств.
^ План проведения открытого урока

Тема урока: Литературные течения поэзии русского модернизма

Тип урока: урок УЗУНК

Вид занятия: урок – литературная гостиная.

^ Метод обучения: информационно – развивающий, частично – поисковый, самостоятельная работа студентов в группах.

Цель урока:

  • образовательная:

      • познакомить с литературными направлениями начала ХХ века;

      • научить отличать друг от друга разные литературные направления;

      • оценить литературные течения русского модернизма;

      • познакомить обзорно с основными этапами жизненного и творческого пути поэтов этого периода и наиболее известными стихотворениями этих поэтов.

Задачи урока:

  • задача преподавателя:

    • создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции (ОК), для самовыражения, самореализации студентов;

    • организовать коллективную работу по изучению материала;

    • развивать логическое мышление;

    • способствовать развитию литературного вкуса студентов;

    • помочь студентам приобщиться к искусству слова, музыки, живописи, театра;

    • прививать навыки выразительного художественного чтения;

    • развивать речевые способности;

    • развивать дикцию;

    • учить держаться перед аудиторией.

    • воспитывать патриотизм, чувство национальной гордости за свою страну, помогать вырабатывать гражданскую позицию, воспитывать уважение к историческому прошлому, интерес к истории своей страны.

  • задача студентов:

    • знать литературные направления начала ХХ века;

    • основные этапы жизненного и творческого пути поэтов;

    • наиболее известные стихотворения поэтов;

    • уметь выразительно читать выученные наизусть стихотворения;

    • расширять кругозор;

    • уметь работать с информацией, делать презентации;

    • уметь высказывать и формулировать свою точку зрения;

    • уметь работать в команде;

    • уметь организовать коллектив.

Межпредметные связи:

  • обеспечивающие: литература (основная средняя школа).

  • обеспечиваемые: история отечественной и мировой культуры.

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия:

– тексты стихотворений поэтов.

  • раздаточный материал:

– таблица;

– тесты.

  • мультимедийный проектор, ноутбук.

  • оформление кабинета в соответствии с темой урока.


Литература

  1. Н.В.Барковская. Поэзия Серебряного века. – Екатеринбург, 1999.

  2. Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1977.

  3. Александр Блок. Стихотворения и поэмы. – М.: Художественная литература, 1975.

  4. Николай Гумилев. Избранное. – М.: Просвещение, 1990.

  5. В.В.Маяковский. Поэмы, стихотворения. М.: Просвещение, 1974.

  6. Три века русской поэзии. – М.: Просвещение, 1979.


Содержание и ход занятия


Элементы структуры урока, метод обучения, время

Действия студентов

^ Действия преподавателя

Компьютерная поддержка

1

2

3

4

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1.1. Организация группы

1 мин.

Занимают рабочие места

- организует посадку студентов для групповой работы;

- проверяет присутствующих




1.2. Постановка проблемного вопроса, целей, задач и хода урока, мотивация учебной деятельности студентов.

4 мин.

Слушают, воспринимают, уясняют свои задачи, усваивают значимость данного занятия, настраиваются на активную работу

Объясняет тему занятия, выдвигает проблемный вопрос, акцентирует внимание на задачах, стоящих перед студентами, мотивирует студентов на активную коллективную работу

Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4

2. Операционно-деятельностный этап

2.1. Защита проектов. Реализация опережающего задания.
10 мин.

Представители от команд выступают со своими проектами

Корректирует сообщения студентов, делает выводы, обобщает сказанное.

Слайд № 5


2.2. Работа с научно-учебным текстом и заполнение таблицы.

10 мин.

Знакомятся с научно-учебным текстом, коллективно заполняют таблицу под руководством координатора, озвучивают заполненную таблицу

Помогает координаторам организовать работу группы, организует коллективную работу по выполнению задания, оценивает работу студентов

Слайд № 6

Слайд № 7



2.3. Релаксационная пауза
5 мин.

Выполняют упражнения, направленные на дыхательную и мышечную релаксацию под руководством преподавателя


Объясняет и показывает упражнения релаксации

Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11


2.4. Выступления команд с подготовленными в соответствии с литературным направлением презентациями о поэтах Серебряного века, чтение стихов этих поэтов и исполнение песен на их стихи

30 мин.

Два студента от каждой команды выступают со своими презентациями, два студента от команды читают стихи, исполняют песни

Корректирует сообщения студентов, делает выводы, обобщает сказанное, оценивает


Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21


^ 3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1. Осмысление и закрепление материала

10 мин.

Выполняют тест, озвучивают вопросы теста, проверяют правильность выполнения.

Предлагает тест, состоящий из трех заданий, помогает координаторам организовать работу группы, оценивает работу студентов. Оценку проводят коллективно, правильные ответы выводятся на экране

Слайд № 22

Слайд № 23
Слайд № 24

Слайд № 25
Слайд № 26

Слайд № 27


3.2. Решение проблемной ситуации, созданной в начале урока

5 мин.

Высказывают свои мнения по поводу проблемного вопроса, поставленного в начале урока: «Серебряный век – ренессанс или декаданс?»

Предлагает вернуться к началу урока и ответить на проблемный вопрос

Слайд № 28
Слайд № 29
Слайд № 30



^ 3.3. Подведение итогов занятия, оценка преподавателем работы студентов

5 мин.




Сопоставляет цели и задачи с достигнутыми на занятии результатами, оценивает коллективную работу команд, объявляет отметки






^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Модернистские течения литературы ХХ века


ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

1. Определение (происхождение названия) модернистского течения










2. Представители течения











3. Особенности литературного течения











Модернистские течения литературы ХХ века



^ ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ

СИМВОЛИЗМ

АКМЕИЗМ

ФУТУРИЗМ

1. Определение (происхождение названия) модернистского течения

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм – выражение идей посредством символов.

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов.


Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов  XX века.

2. Представители течения



Валерий Брюсов

Константин Бальмонт

Дмитрий Мережковский

3инаида ГиппиусФедор Сологуб, Александр БлокАндрей Белый

Вячеслав Иванов

Николай  Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут, Георгий Иванов

Велимир Хлебников,

Владимир Маяковский,

Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Борис Пастернак, Игорь Северянин, Вадим Шершеневич, Сергей Третьяков

3. Особенности литературного течения

- параллелизм двух миров: реального и духовного, символ – средство связи между мирами;
- многозначность слова;
- культ таинственного.



- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии;
- точность, конкретность значения слова;

- предметность и четкость образов, отточенность деталей;


- отказ от традиционной культуры, анархическое бунтарство;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- отказ от литературных и языковых норм.

Модернистские течения литературы ХХ века



^ ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ


СИМВОЛИЗМ

1. Определение (происхождение названия) модернистского течения




2. Представители течения





3. Особенности литературного течения





Модернистские течения литературы ХХ века



^ ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ


АКМЕИЗМ

1. Определение (происхождение названия) модернистского течения




2. Представители течения





3. Особенности литературного течения





Модернистские течения литературы ХХ века



^ ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАПРАВЛЕНИЙ


ФУТУРИЗМ

1. Определение (происхождение названия) модернистского течения




2. Представители течения





3. Особенности литературного течения





Символизм

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм – это выражение идей посредством символов. Символисты воспринимали мир явлений не в его материальной данности, а в виде идеи. Излюбленный образ символистов – «солнце», а также «заря» как символ будущих светлых перемен.

Можно выделить различные символы в поэзии символистов. Это символы природные (зори, закаты, ночь, туман, рассвет), бытовые (пожары, дым, таинственные встречи), исторические (скифы, монголы, крушение цивилизаций), библейские и культовые (белый и голубой цвет, белые розы, Иисус Христос, чаша бедствий, апокалипсические кони, трубы архангелов).

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (Валерий БрюсовКонстантин БальмонтДмитрий Мережковский3инаида ГиппиусФедор Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (Александр БлокАндрей БелыйВячеслав Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм».

Особенностями символизма были параллелизм двух миров: реального и духовного, символ – средство связи между мирами; многозначность слова; культ таинственного.

Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Главным средством для передачи созерцаемых тайных смыслов и призван был символ.

Акмеизм
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Николай  Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Георгий Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Акмеисты отказывались от туманных намеков и неясностей символизма и провозглашали «возврат к земле», к материальному миру, к точному значению слова.

Особенностями акмеизма были отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии; точность, конкретность значения слова; предметность и четкость образов, отточенность деталей.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением исключительно русским. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме).

Футуризм



Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Велимиром Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Владимиром Маяковским, «эстет-агитатором» Давидом Бурлюком, «заумь-рычалой» Алексеем Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма — Игорь Северянин, Вадим Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга!»

Среди особенностей футуризма можно выделить отказ от традиционной культуры, анархическое бунтарство; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; отказ от литературных и языковых норм.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами.

История футуризма завершается в начале 20-х годов. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами, в частности имажинизмом.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Проверочный тест
Задание 1

В конце XIX — начале XX века в литературе сфор­мировалось три основных модернистских течения. Определите происхождение названия этих течений:

1. символизм.

2. акмеизм;

3.футуризм

□ вершина, процветание □ будущее □ символ
Задание 2

К какому литературному направлению были близки поэты:

  1. Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Ка­менский, Б.Пастернак.

  2. Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брю­сов, А. Блок, А. Белый.

3. А.Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Ман­дельштам, С. Городецкий.

□ символизм □ акмеизм □ футуризм
Задание 3

Определите направления по характерным признакам:

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания ис­кусства, устремленного в будущее.

  1. Модернистское течение, утверждающее индивидуа­лизм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основ­ным принципом эстетики является «искусство для искус­ства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, заме­на образа, символичность.

  2. Модернистское течение, сформировавшееся на прин­ципах отказа от мистической туманности; создание зримо­го, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

□ символизм □ акмеизм □ футуризм

Проверочный тест
Задание 1

В конце XIX — начале XX века в литературе сфор­мировалось три основных модернистских течения. Определите происхождение названия этих течений:

1. символизм.

2. акмеизм;

3.футуризм

2 - вершина, процветание 3 - будущее 1 - символ
Задание 2

К какому литературному направлению были близки поэты:

  1. Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Ка­менский, Б.Пастернак.

  2. Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брю­сов, А. Блок, А. Белый.

3. А.Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Ман­дельштам, С. Городецкий.

2 - символизм 3 - акмеизм 1 - футуризм
Задание 3

Определите направления по характерным признакам:

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания ис­кусства, устремленного в будущее.

2.Модернистское течение, утверждающее индивидуа­лизм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основ­ным принципом эстетики является «искусство для искус­ства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, заме­на образа, символичность.

3. Модернистское течение, сформировавшееся на прин­ципах отказа от мистической туманности; создание зримо­го, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

2 - символизм 3- акмеизм 1 - футуризм

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Релаксационная пауза


  1. Упражнение на дыхательную релаксацию

«Задуть свечу»

  • Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

  • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

  • Повторите упражнение еще 2 раза.




  1. Упражнение на мышечное расслабление.



^

Упражнение «Лимон»


  • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

  • Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

  • Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

  • Выполните это же упражнение левой рукой.

  • Стихотворение-инструкция:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.


  1. Упражнение на мышечную релаксацию с использованием зрительных образов.
^

Упражнение «Раздувающийся шар»


  • Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность.

  • Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь.

  • Вы встаете. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его.

  • Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит.

  • Сядьте, положите руки на колени.

  • Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Иностранный язык»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «брюховецкий аграрный колледж»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка представляет собой подробное описание учебного...
Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка урока по английскому языку "Tea Party"
Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Святого Валентина стр. 5

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка урока с использованием компьютера. Предмет...
По итогам экспертизы уроку присвоена 2 категория эффективности. (Диплом) Урок представлен на 2 региональный конкурс методических...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconОбобщение и систематизация знаний по теме «Русский язык как развивающееся явление»
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для студентов 1-го курса группы 1 бу-2

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Литература» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница