Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие




Скачать 125.53 Kb.
НазваниеМкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие
Дата публикации06.10.2014
Размер125.53 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
МКОУ Новоспасская СОШ
Открытое внеклассное занятие

«Путешествие с русской печкой»

Учителя начальных классов

I кв. категории

Кравченко Н.А.


( НОЯБРЬ 2011 г.)
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями питания славян.

  2. Развивать у детей интерес к истории родной страны.

  3. Расширять кругозор и словарный запас учащихся.


Действующие лица:

Русская печка (записанная фонограмма)

Учительница

Учащиеся

Оборудование:

  • Фонограмма голоса Русской Печки,

  • Изображение печи,

  • Таблица «Что славяне готовили из зерновых»

  • Ребусы «Дары леса»,

  • Кроссворд «Овощи»,

  • Карточки с зашифрованным советом Печки.

Для дегустации:

  • Кувшины с морсами из черники, ежевики, голубики, земляники, малины,

  • Одноразовые стаканы,

  • Салфетки.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Внимание. Тихо сели. Сегодня у нас необычное внеклассное мероприятие, тему узнаете чуть позднее. Начинаем……..

Егор: - Интересно, чем питались наши предки славяне?

Вика: - Наверное, тем же, чем и мы. Ели картофель, лапшу, киви, бананы.

^ Данил: - Не может быть! Картофель в Древней Руси не ели, его позже из-за границы привезли.

Учитель: - А вы, ребята, как думаете? (ответы)

Учитель: - Не спорьте! Кто поможет нам разобраться с этой проблемой, вы узнаете, отгадав загадку.

Стоит мать толста,

У ней дочь красна,

Сын синь под небеса ушел.

Егор: - Это печка. Мы на уроке по программе «Разговор о правильном питании» о русской печки уже говорили.

Учитель: - Верно. Совершить путешествие в древние времена нам поможет Русская Печь, которая пришла сегодня в гости. Давайте ее послушаем.

(Смотрим на макет изображения русской печи.)

Печка

Русскую печь всегда уважали,

Родной матерью называли.

Печь в избе – хозяйка главная!

Теплая, чистая, славная.

Уж ее и белили, и мыли,

В ней хлеб пекли,

Щи да кашу варили.

Даже мылись в печи,

Чтобы хворь-болезнь излечить.

На печи спали,

Стариков согревали.

Если гость промок, устал,

Тоже на печь попадал.

Учитель: - Догадайтесь, какая первая остановка в нашем путешествии?

Из края в край далёко,

Раскинулось широко,

Бескрайнее, как море,

В колосьях золотых…(поле).

Молодцы, ребята!

^ Наша первая остановка – «ПОЛЕВАЯ».

Печка: - Ваши предки, славяне, занимались хлебопашеством. Отгадайте, что они выращивали на полях, добавляя слова в стихотворение.

На поле колосится

Золотистая … (пшеница)

А рядом поле темнее –

Там … (рожь) зреет.

На желтых кисточках осы,

Это цветет … (просо).
На землю ложится тень –

Стеною ложится … (ячмень).
Корм для лошади рос

Это зерно - … (овес).

Учитель: - Очень хорошо. Теперь, правильно соединив ответы из правого столбика с высказываниями из левого, вы узнали, что готовили славяне из зерновых.


  • На чужой …(каравай) рот не разевай. пирог

  • Первый …(блин) всегда комом. лепешка

  • Гости на порог – на столе …(пирог) торт

  • Из горячей печи хороши … (калачи) каравай

  • Щи да … (каша ) пища наша. коврига

  • (пряник)… медовый – разговор шелковый. пряник

  • (кулебяки)… выпекали, особых гостей звали. каша

  • На горячей печи их пекли, курабье

Вертели корж снова и снова – блин

И … (лепёшка) готова. кулебяки

  • (коврига)… пышная да сладкая – пахлава

Значит, хозяйка аккуратная. калачи


^ Каравай – большой круглый хлеб.

Коврига – тоже, что и каравай.

Кулебяка – большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты.

^ Курабье – (азербайд.) сладкое рассыпчатое печенье из песочного теста.

Калачи – пшеничный хлеб, по форме напоминает замок сдушкой.

Пахлава´ – пирог с ореховой начинкой, популярное кондитерское изделие из слоёного теста с орехами в сиропе (восточная сладость).
Учитель: - Давайте проверим, нашли ли вы лишние слова в левом столбике.

Обнаружить, что не могли готовить славяне из зерновых, вам поможет стихотворение:

Бабушка внуков в гости ждала,

Тесто месила, в печи пекла:

Лепешку – Алешке,

Ковригу – Сережке,

Кулебяку – для Прошки.

Пряники медовые и калачи

Вынимала из печи.

Блины на стол подавала

И с караваем встречала.

Хороши были пироги да каша!

Ай, да бабушка наша!

Какие блюда, приготовляемые при помощи зерновых, вы здесь не обнаружили? ^ Ответы детей.

Учитель: - Верно, ребята, курабье и пахлаву наши предки не делали. Это кондитерские изделия азербайджанской кухни. Торты стали выпекать уже значительно позже.

Вика: - Интересно, как готовили кашу?

Печка

Муку мололи,

Молоком заливали,

Меду добавляли,

Кашей называли.

Бывало, готовили на воде.

Любили кашу

Всегда и везде.

Данил: - Зачем мед добавляли в кашу?

Печка

Добавляли для сладости,

Для вкуса и радости,

Мед силу давал,

Усталость снимал.

Егор: - Интересно, а мясо и рыбу наши предки ели?
Учитель: - Конечно, ели. ^ Вторая остановка в путешествии –

« МЯСОРЫБНАЯ».

На широких просторах Руси жило мало людей, дичи, рыбы хватало на всех. Добывалось все легко: рыба – сетями, дичь – силками в лесу или даже в собственном огороде. Ребенок 11-12 лет мог за полчаса набить птицы на ужин для 12-15 человек, т.к. семьи у наших предков славян были большие. Ели говядину, свинину, баранину, медвежатину, зайчатину. К столу подавались тетерева, гуси, журавли, голуби, куры и мн.др.

Как славяне готовили мясо, нам расскажет наша уважаемая Печка.

Печка.

На углях мясо пекли,

Варили, жарили в печи.

Кусками большими

На столы носили.

Князь Святослав

В походы ходил.

Мясо жарить на углях

Очень любил.

Вика: - А первые блюда – супы – наши предки умели готовить?

Учитель: - Умели, только супы называли «варево». К варевам относилась уха, или «навар», «похлебка».

Печка

Славяне рыбу ловили,

Варево варили.

Если в печи жар,

Был с похлебки

Большой навар.

В каждой печи

Стояли щи.

Говорили: щи да каша –

Пища наша.

Учитель: - Интересно была организована подача блюд у наших предков. В начале обеда или ужина ели жаркое (современное второе блюдо), затем первые блюда, последним на очереди был десерт, или, как тогда говорили, «заедки».

Послушаем Печку, сравним правила поведения за столом славян и современных людей.

Печка: - На Руси не разрешалось бранить съестное. Ваши предки считали, что достоинства пищи зависят не только от стряпухи, но и от поведения участников застолья. Если едят спокойно, не торопятся, не ругаются за столом, то еда и питье в сладость, ну а если станут ругать блюда, то кушанья от этого станут отбросами.

По народным поверьям, прием пищи происходит в присутствии злых и добрых духов. Вначале людей охраняют добрые духи. Если обедающие начинают вести себя плохо, они в огорчении отходят от стола, и к нему прорываются демоны. Они пакостят людям, подбрасывают в пищу всякую гадость. Обжорство не одобрялось, но объединялось тем, что с невоспитанным человеком в поглощении пищи участвует всякая нечисть, которая ест вместе с ним.

Учитель: Вам предлагается прочитать правила поведения за столом в древности и в настоящее время, и исправить ошибки. ( Парная работа)

^ Дети сравнивают правила поведения за столом в древности и в настоящее время. (Приложение № 1.)

Егор: - Я думаю, что правила поведения за столом современных людей и наших предков очень похожи. Только мы считаем, что плохое поведение за столом зависит от самого человека, а не от злых духов.

Учитель: - Молодцы, ребят а, верно рассудили. Древние славяне любили молоко и молочные продукты – сметану, сливки, ряженку, кислое молоко, простоквашу, творог. Сыр славяне не готовили, и на Руси словом «сыр» называли творог.

Вика: - Интересно, какие напитки они пили?

Учитель: Послушайте Печку и перечислите их.

Печка

Сок березовый пили,

Пиво, квас заводили.

Под сладкий мед

Разговор затевали,

Под пиво, квас

Песни громко запевали,

Запивали калачи молоком,

Да в поле на работу бегом.

А после бани морс да квас

Были в самый раз.

Учитель: -

Остановка «ЛЕСНАЯ».

Ребята, разгадав ребусы, вы узнаете, какими дарами леса пользовались наши предки в далеком прошлом. (Приложение № 2.)

Ответы детей.

Учитель: - Попробуйте напитки и определите, из каких ягод их приготовили.

^ Детям разливаются в одноразовые стаканчики морсы из черники, ежевики, голубики, земляники, малины. Учащиеся пробуют и говорят, из какой ягоды сделан напиток.

Учитель: - Остановка «ОГОРОДНАЯ»

Печка: - На Руси занимались возделыванием огородных культур. Отгадав и заполнив кроссворд, вы узнаете их названия и разгадаете ключевое слово.

^ 1. Круглая да гладкая, 2. На грядке длинный и зелёный,

Откусишь – очень сладкая, А на кадке жёлтый и солёный.

Я не репа и не клюква, (Огурец)

Догадайтесь, кто я? … (Брюква)
3. Лоскуток на лоскутке – 4. Вросла в землю крепко

Зеленые заплатки, Сочная чёрная…… (Редька)

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

5. Расту в земле на грядке я, 6. Круглый бок, желтый бок,

Красная, длинная, сладкая. Сидит на грядке колобок.

Мой нос в землю врос, Врос в землю крепко.

Снаружи только длинный хвост. Что же это? (Репка)

(Морковь)


Учитель: - Как вы думаете, почему ключевое слово – АПТЕКА?

Ответы детей.

Учитель: - Вспомните, ребята, использовали ли родители, когда вы болели, для лечения вышеперечисленные овощи. ^ Ответы детей.

Учитель: - Отвар корнеплода и кипяченый сок репы рекомендуют при простудном кашле, простудной потере голоса и даже бессоннице.

Для приготовления отвара 2 столовые ложки измельченного корнеплода варят 15 минут в стакане кипятка, и пьют по четверть стакана в день или по одному стакану на ночь. Теплым отваром репы полощут рот при зубной боли.

Печка: - Сок капусты с сахаром пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях дыхательных путей и голосовых связок. Листья, отваренные в молоке, прикладывают к пораженным местам кожи при некоторых заболеваниях.

Сок из корнеплодов брюквы хорошо помогает при плохо заживающих ранах и язвах. Витамины в брюкве сохраняются до весны.

Примочки из сока и компресс из тертой редьки оказывают действие при ревматизме и невритах. Известно противовоспалительное и возбуждающее аппетит действие редьки.

Учитель: - Употребление в пищу тертой моркови и морковного сока уменьшает восприимчивость к инфекционным заболеваниям.

Свежую или вареную морковь рекомендуют при общем упадке сил и многих других заболеваниях.

Свежие огурцы и огуречный сок применяют при желудочных болях и туберкулезе легких.

Егор: - А славяне знали о лечебных свойствах овощей?

Печка: - Таблеток люди в древности делать не умели, приходилось использовать целебные свойства овощей, ягод. Но вам, ребята, я хочу дать один совет, который вы прочитаете, разложив буквы в нужном порядке.


3

1

2




3

1

5

2

4

6

9

7

8

Е

В

С




К

Л

Р

Е

А

С

А

Т

В




2

5

7

3

1

6

4

9

8

10




2

1

Р

Е

Я

И

П

Н

М

Т

Й

Е




О

П




2

4

6

5

1

3




4

1

3

2

5

О

Е

У

Т

С

В




Ч

В

А

Р

А


^ Все лекарства применяйте по совету врача.

Учитель: - Как вы думаете, почему Печка дала нам такой совет?

Ответы детей.

Учитель: - Организм каждого человека индивидуален, поэтому со всеми лечебными средствами, даже из овощей и ягод, нужно быть внимательным и осторожными. Врач может дать вам квалифицированный совет.

Печка: - Ребята, это была наша последняя остановка, и, к сожалению, мне пора с вами прощаться.

Егор: - Как жаль, что кончилось наше путешествие.

Учитель: - А мы с Печкой и не расстаемся. На следующих занятиях Разговора о правильном питании она поможет нам узнать, как изменялись вкусовые пристрастия наших предков со временем. Так что мы не прощаемся с нашей помощницей, а говорим ей: «До свидания!»

Приложение № 1.

Приготовлением пищи в крестьянской семье занимался обычно отец. Определённого времени для трапезы не было. Все ели, когда хотели. Если вся семья собиралась за столом, то садились на любые места. Во главе стола сидела мать, она же первая садилась за стол, за ней все остальные домочадцы. Мытьё рук перед обедом было не обязательно. Перед каждым обедающим клали ложку, вилку и салфетку. Жидкие горячие блюда обычно подавали в отдельных мисках. Все быстро ели, вприхлёбку, обгоняя других, торопились по делам. Старались на одной ложке брать по два куска мяса, а то не достанется. Правила поведения за столом не были строгими: можно было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать и смеяться.


На чужой … рот не разевай.

Первый … всегда комом.

Гости на порог – на столе …

Из горячей печи хороши …

Щи да … пища наша.

… медовый – разговор шелковый.

… выпекали, особых гостей звали.
На горячей печи их пекли,

Вертели корж снова и снова –

И … готова.
… пышная да сладкая –

Значит, хозяйка аккуратная.

пирог

лепёшка

торт

каравай

коврига

пряник

каша

курабье

блин

кулебяки

пахлава

калачи

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconСош №236 г. Знаменск
Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 4-x классов включает занимательный материал. Внеклассное занятие активизирует...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014)...
...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014)...
Название работы: Открытое внеклассное занятие «В мире профессий» Автор: Юрьева Людмила Викторовна, вос питатель

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconКирсанова Татьяна Ивановна Образовательное учреждение: мкоу «Суйгинская...
Т. Н. Зенина «Экологические праздники для старших дошкольников» Учебно-методическое пособие Педагогическое общество России Москва...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconПубличный доклад директора мкоу сош п. Пиляндыш по итогам работы...
Образовательное учреждение мкоу сош п. Пиляндыш в своей деятельности реализует права обучающихся на получение бесплатного качественного...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconОткрытое внеклассное мероприятие совместно с родителями
Учитель: Добрый день! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Посмотрите перед вами – необычная призма, проходя которую человеческая...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВ: Сегодня мы проводим открытое занятие, к нам пришли гости, давайте...
В: Сегодня мы проводим открытое занятие, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВнеклассное занятие по русскому языку в 3 классе
Составила и провела учитель начальных классов моу сош №3 Смагина Татьяна Николаевна

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВнеклассное мероприятие. Тема. «Весна красна»
...

Мкоу новоспасская сош открытое внеклассное занятие iconВоронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская...
Воронина Наталья Николаевна, учитель начальных классов мкоу «Песчано-Колединская сош» Далматовского района



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница