Звук ж, буквы ж ж




НазваниеЗвук ж, буквы ж ж
Дата публикации06.10.2014
Размер50 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема урока. Звук ж , буквы Ж ж.
Цели. 1. Познакомить с новым согласным звуком ж и буквами Ж ж, обозначающими этот звук.

2. Совершенствовать умение выделять звук в слове.

3. Формировать умение читать слоги, слова с изучаемой буквой.

4. Формировать навык правильного, выразительного, сознательного чтения.

5. Совершенствовать знания о родственных (однокоренных) словах.

6. Формировать знание об однокоренных словах с чередующимися согласными в корне.

7. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, любознательность.

Оборудование.

Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука»; карточки со звуками ш, ж ; картинка- лыжи; карточки со словами; модели звуков.


Х О Д У Р О К А
^ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО.
- Чем занимаемся на уроках обучения грамоте?

- Сегодня на уроке мы

- Послушайте стихотворение В.Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется.

Чтение стихотворения учителем.

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое…

Кто это – гном?

Ш-ш-ш ! там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

- Какой звук повторяется? (звук ш )

- Послушайте еще раз стихотворение и запомните в каких словах встречается звук ш .

Повторное чтение стихотворения.

- В каких словах встречается этот звук? Где?

- Дайте характеристику звуку ш . (вывешивается плакат)

1. Есть преграда во рту – звук согласный

- Какая преграда? (язык поднимается к небу)

2. Звук твердый, так как одна преграда.

3. Звук глухой, потому что произносим без голоса.

- Обозначим этот звук. ( К доске вызывается один ученик и находит правильное обозначение звука.)

- Что интересного в этом звуке?

- Кто же шуршал за шторами?( тишина)

Вывешивается плакат ТИШ . НА

- Как вы понимаете, что такое тишина?

- Когда бывает тишина? (ночью, рано утром)

- Кто может разбудить тишину?

- Откройте Азбуку на стр. 147. Что будем читать? (текст)

- Как догадались? (есть заголовок)

- Подготовьте текст для чтения и прочитайте его.

Дети самостоятельно готовят текст и читают его.

- Прочитаем.

- Как вы думаете, когда разбудили тишину?

- Почему утром?

- Какой звук чаще встречается в словах?

- Какой буквой обозначается? ( Шш – вывешивается плакат)
^ 3. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ЗВУКОМ Ж И БУКВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ЭТОТ ЗВУК.

А) Выделение звука.

- Знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сегодня я приготовила трудную загадку. Внимательно слушайте, посовещайтесь между собой.

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через лес бегут к березке,

Тянут две полоски.

( Лыжи)

Картинка вывешивается на доску.

- Выполним разбор этого слова. С чего начнем? ( разделим слова на части для разбора, сначала в воздухе, потом в тетради.)

- Дальше? ( Обозначим звуки по порядку )

- Выполним частичный разбор, работаем над вторым сочетанием. Произнесите звук (ж ) Какой он?( Плакат)

1. он согласный, так как во рту есть преграда.

- Какая? ( Кончик языка поднимается к небу)

- При произношении какого звука встречалась эта же преграда? ( звук ш )

- Сколько преград? ( 1) Какой вывод сделаем?

2. твердый.

- Чем отличаются звуки ш и ж ? Какой вывод сделаем?

3. звонкий, так как произношу с голосом.

- Обозначьте звук у себя в тетради.

- Обозначим на доске. (один ученик )

- Проверим. ( Самоконтроль)

- Звук ж , как и звук ш всегда твердый.

- На письме звук ж обозначим буквами Жж. (на плакат) Почему двумя буквами? ( С заглавной буквы пишутся имена собственные, начинается предложение)

Итог: - С каким звуком познакомились? Какой он? Какой буквой обозначается?
Б) Чтение слогов.

- Сейчас будем учиться читать слоги с буквой ж.

На доске написаны слоги:

жа жо Жу Же жи жё

- Прочитаем.

- С какими гласными нет слогов? ( с Ы, Э, Я, Ю)

- Буквы Ы, Э, Я, Ю – никогда не пишутся после буквы Ж

( кроме жюри- это французское слово, читаем как мягкий согласный)

- Какую же букву мы напишем в слове лыжи? (букву и)

- Почему у меня некоторые слоги напечатаны с большой буквы?

- Приведите пример имени собственного на данный слог.(Же)

- Откроем Азбуку на стр. 149. Еще раз прочитаем слоги.
В) Чтение слов, работа над словообразованием.

- Найдите на странице Азбуки слова. Прочитайте их самостоятельно.

- Прочитайте в первом столбике первые два слова. Что вы можете о них сказать?( Они родственные)

- Докажите. ( Дружок- это друг, только может быть младший по возрасту. Значит слово дружок образовано от слова друг)

- Что еще знаем о родственных словах? ( Они имеют общую часть – корень)

- Посмотрите на слова. В слове друг на конце пишется буква Г, а в слове дружок она меняется на Ж..Это называется чередование. Какой корень выделим в слове друг? В слове дружок?

- Прочитайте следующие два слова. Что можно сказать об этих словах?

- Что наблюдаем в этих словах? ( чередование в корне)

- Найдите во втором столбике слова с чередованием, подчеркните их. Прочитайте.

- Подберите к слову жук родственное слово с чередованием. (жучок)

- Почему слово Жучка написано с заглавной буквы?

- Какое еще слово может быть кличкой?

- Оцените сами выполнение этого задания. ( Самоконтроль)
^ Г) РАБОТА С ТЕКСТОМ.

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что дети делают? Кто знает, как называется эта игра?

- Ниже дан текст. Подготовьте его для чтения и прочитайте.

- В каждой игре есть свои правила. Сейчас мы прочитаем текст вслух, а вы по ходу чтения найдите предложение – правило игры.

- Какие же правила в этой игре?

- Как можно озаглавить текст?

- 1 вариант подчеркните слова, где буква ж стоит в начале слова, 2 вариант - в середине.

- Проверяем. Оцените свою работу. ( Самоконтроль)

- Найдите и прочитайте предложение, как кричат дети.

- Что можем сказать о детях? (Они друзья, дружат)

- О дружбе много пословиц. Посмотрите на стр.148. 1 вариант читает первую пословицу, 2 вариант- вторую.

- Читаем вслух.

- Как вы понимаете вторую пословицу?

- Дорожите школьной дружбой.

- Какой звук часто встречается в словах?

- Какими буквами обозначается?

- Почему некоторые слова будем писать с заглавной буквы Ж?
Д)

- Давайте вернемся к слогам. В одном из литературных жанров очень часто встречается слово, которое начинается на слог ЖИ. Мало того, эти произведения начинаются с этого слова. Кто догадался, какое это слово? (жили-были)

- А что за жанр? (сказка)

- Вот и мы сегодня попробуем сочинить сказку. Я начну, а вы мне будите помогать.

Начинаю рассказывать сказку, в помощь детям указываю на слог, с которого начинается слово.

-Итак, как начинается сказка? ( Жили-были)

Жила-была девочка по имени ЖЕНЯ. У нее была собачка по кличке ЖУЧКА. Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом ЖЁЛУДИ, Жучка гонялась за летающим маленьким ЖУКОМ. Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего ЁЖИКА с маленькими ЕЖАТАМИ. Женя отозвала Жучку, а ёжик и ежата убежали под ёлку.
- Хорошая получилась сказка? Вам понравилась?

- Кто запомнил, какие слова со звуком ж мы назвали?

Дети называют слова, я открываю карточки.

- Давайте еще раз скажем, какой это звук.

- Какой буквой обозначаем?

- Может, кто-нибудь захочет сочинить свою сказку. А наш урок закончен. Спасибо.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звук ж, буквы ж ж iconТема учебного занятия: Звук [й`], буквы Й, й
Произнесите слово – отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. ([Й’]). Что вы про него знаете? Какими буквами...

Звук ж, буквы ж ж iconЗвук [ж], буквы ж ж
Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ж] и буквами ж ж, обозначающими этот звук

Звук ж, буквы ж ж iconУрок обучения грамоте. Чтение в 1а классе По теме «Звук [к], [к'] Буквы «К, к»
Цели: Познакомить с особенностью произношения и написания звуков [к], [к']. Буквы «К, к»

Звук ж, буквы ж ж iconЗадания (9 класс)
Сколько раз первый звук слова стихи встречается во фразе Перестаньте сидеть у окна, дайте ветру степному согреть Вас… Перепишите...

Звук ж, буквы ж ж iconЗина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук[ з]?
Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук[ з]? Подтвердите свой ответ, подчеркнув буквы, обозначающие...

Звук ж, буквы ж ж iconКак помочь ребенку запомнить буквы?
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают....

Звук ж, буквы ж ж iconТема. Буква Ё. Звуки буквы Ё
Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а...

Звук ж, буквы ж ж icon«Согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»

Звук ж, буквы ж ж iconЗадание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е,...
...

Звук ж, буквы ж ж iconКонспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Звук у и буква У
Логопед уточняет понятие «звук» ( все, что мы, слышим и говорим) и показывает букву У, уточняет особенности этой буквы, объясняет,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница