Скачать 50 Kb.
|
Содержание 1. Организация класса.3. Знакомство с новым звуком ж и буквами, обозначающими этот звук. Г) работа с текстом. |
Тема урока. Звук ж , буквы Ж ж. Цели. 1. Познакомить с новым согласным звуком ж и буквами Ж ж, обозначающими этот звук. 2. Совершенствовать умение выделять звук в слове. 3. Формировать умение читать слоги, слова с изучаемой буквой. 4. Формировать навык правильного, выразительного, сознательного чтения. 5. Совершенствовать знания о родственных (однокоренных) словах. 6. Формировать знание об однокоренных словах с чередующимися согласными в корне. 7. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, любознательность. Оборудование. Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука»; карточки со звуками ш, ж ; картинка- лыжи; карточки со словами; модели звуков. Х О Д У Р О К А ^ 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО. - Чем занимаемся на уроках обучения грамоте? - Сегодня на уроке мы - Послушайте стихотворение В.Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется. Чтение стихотворения учителем. Шорох, шептанье, Шумок под окном, Шлепанье легкое… Кто это – гном? Ш-ш-ш ! там, за шторами, Возле окна, Шустрым мышонком Шуршит тишина. - Какой звук повторяется? (звук ш ) - Послушайте еще раз стихотворение и запомните в каких словах встречается звук ш . Повторное чтение стихотворения. - В каких словах встречается этот звук? Где? - Дайте характеристику звуку ш . (вывешивается плакат) 1. Есть преграда во рту – звук согласный - Какая преграда? (язык поднимается к небу) 2. Звук твердый, так как одна преграда. 3. Звук глухой, потому что произносим без голоса. - Обозначим этот звук. ( К доске вызывается один ученик и находит правильное обозначение звука.) - Что интересного в этом звуке? - Кто же шуршал за шторами?( тишина) Вывешивается плакат ТИШ . НА - Как вы понимаете, что такое тишина? - Когда бывает тишина? (ночью, рано утром) - Кто может разбудить тишину? - Откройте Азбуку на стр. 147. Что будем читать? (текст) - Как догадались? (есть заголовок) - Подготовьте текст для чтения и прочитайте его. Дети самостоятельно готовят текст и читают его. - Прочитаем. - Как вы думаете, когда разбудили тишину? - Почему утром? - Какой звук чаще встречается в словах? - Какой буквой обозначается? ( Шш – вывешивается плакат) ^ А) Выделение звука. - Знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сегодня я приготовила трудную загадку. Внимательно слушайте, посовещайтесь между собой. На прогулке бегуны Одинаковой длины Через лес бегут к березке, Тянут две полоски. ( Лыжи) Картинка вывешивается на доску. - Выполним разбор этого слова. С чего начнем? ( разделим слова на части для разбора, сначала в воздухе, потом в тетради.) - Дальше? ( Обозначим звуки по порядку ) - Выполним частичный разбор, работаем над вторым сочетанием. Произнесите звук (ж ) Какой он?( Плакат) 1. он согласный, так как во рту есть преграда. - Какая? ( Кончик языка поднимается к небу) - При произношении какого звука встречалась эта же преграда? ( звук ш ) - Сколько преград? ( 1) Какой вывод сделаем? 2. твердый. - Чем отличаются звуки ш и ж ? Какой вывод сделаем? 3. звонкий, так как произношу с голосом. - Обозначьте звук у себя в тетради. - Обозначим на доске. (один ученик ) - Проверим. ( Самоконтроль) - Звук ж , как и звук ш всегда твердый. - На письме звук ж обозначим буквами Жж. (на плакат) Почему двумя буквами? ( С заглавной буквы пишутся имена собственные, начинается предложение) Итог: - С каким звуком познакомились? Какой он? Какой буквой обозначается? Б) Чтение слогов. - Сейчас будем учиться читать слоги с буквой ж. На доске написаны слоги: жа жо Жу Же жи жё - Прочитаем. - С какими гласными нет слогов? ( с Ы, Э, Я, Ю) - Буквы Ы, Э, Я, Ю – никогда не пишутся после буквы Ж ( кроме жюри- это французское слово, читаем как мягкий согласный) - Какую же букву мы напишем в слове лыжи? (букву и) - Почему у меня некоторые слоги напечатаны с большой буквы? - Приведите пример имени собственного на данный слог.(Же) - Откроем Азбуку на стр. 149. Еще раз прочитаем слоги. В) Чтение слов, работа над словообразованием. - Найдите на странице Азбуки слова. Прочитайте их самостоятельно. - Прочитайте в первом столбике первые два слова. Что вы можете о них сказать?( Они родственные) - Докажите. ( Дружок- это друг, только может быть младший по возрасту. Значит слово дружок образовано от слова друг) - Что еще знаем о родственных словах? ( Они имеют общую часть – корень) - Посмотрите на слова. В слове друг на конце пишется буква Г, а в слове дружок она меняется на Ж..Это называется чередование. Какой корень выделим в слове друг? В слове дружок? - Прочитайте следующие два слова. Что можно сказать об этих словах? - Что наблюдаем в этих словах? ( чередование в корне) - Найдите во втором столбике слова с чередованием, подчеркните их. Прочитайте. - Подберите к слову жук родственное слово с чередованием. (жучок) - Почему слово Жучка написано с заглавной буквы? - Какое еще слово может быть кличкой? - Оцените сами выполнение этого задания. ( Самоконтроль) ^ - Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что дети делают? Кто знает, как называется эта игра? - Ниже дан текст. Подготовьте его для чтения и прочитайте. - В каждой игре есть свои правила. Сейчас мы прочитаем текст вслух, а вы по ходу чтения найдите предложение – правило игры. - Какие же правила в этой игре? - Как можно озаглавить текст? - 1 вариант подчеркните слова, где буква ж стоит в начале слова, 2 вариант - в середине. - Проверяем. Оцените свою работу. ( Самоконтроль) - Найдите и прочитайте предложение, как кричат дети. - Что можем сказать о детях? (Они друзья, дружат) - О дружбе много пословиц. Посмотрите на стр.148. 1 вариант читает первую пословицу, 2 вариант- вторую. - Читаем вслух. - Как вы понимаете вторую пословицу? - Дорожите школьной дружбой. - Какой звук часто встречается в словах? - Какими буквами обозначается? - Почему некоторые слова будем писать с заглавной буквы Ж? Д) - Давайте вернемся к слогам. В одном из литературных жанров очень часто встречается слово, которое начинается на слог ЖИ. Мало того, эти произведения начинаются с этого слова. Кто догадался, какое это слово? (жили-были) - А что за жанр? (сказка) - Вот и мы сегодня попробуем сочинить сказку. Я начну, а вы мне будите помогать. Начинаю рассказывать сказку, в помощь детям указываю на слог, с которого начинается слово. -Итак, как начинается сказка? ( Жили-были) Жила-была девочка по имени ЖЕНЯ. У нее была собачка по кличке ЖУЧКА. Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом ЖЁЛУДИ, Жучка гонялась за летающим маленьким ЖУКОМ. Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего ЁЖИКА с маленькими ЕЖАТАМИ. Женя отозвала Жучку, а ёжик и ежата убежали под ёлку. - Хорошая получилась сказка? Вам понравилась? - Кто запомнил, какие слова со звуком ж мы назвали? Дети называют слова, я открываю карточки. - Давайте еще раз скажем, какой это звук. - Какой буквой обозначаем? - Может, кто-нибудь захочет сочинить свою сказку. А наш урок закончен. Спасибо. |
![]() | Произнесите слово – отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. ([Й’]). Что вы про него знаете? Какими буквами... | ![]() | Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ж] и буквами ж ж, обозначающими этот звук |
![]() | Цели: Познакомить с особенностью произношения и написания звуков [к], [к']. Буквы «К, к» | ![]() | Сколько раз первый звук слова стихи встречается во фразе Перестаньте сидеть у окна, дайте ветру степному согреть Вас… Перепишите... |
![]() | Сколько раз в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе встречается звук[ з]? Подтвердите свой ответ, подчеркнув буквы, обозначающие... | ![]() | Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают.... |
![]() | Формировать представление у обучающихся о том, что буква “Ё” в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, о], а... | ![]() | |
![]() | ... | ![]() | Логопед уточняет понятие «звук» ( все, что мы, слышим и говорим) и показывает букву У, уточняет особенности этой буквы, объясняет,... |