Скачать 458.24 Kb.
|
Ларкина Л.Д. «Дидактический материал по русскому языку. 4 класс» ![]() Л.Д.Ларкина ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 класс ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Рецензент: профессор кафедры начального образования Педагогической академии последипломного образования МО Л. Я. Желтовская. Дидактический материал по русскому языку предназначен для учащихся 4-го класса четырехлетней начальной школы. Он охватывает все темы программы 4-го класса, включая повторение изученного во 2-м и 3-м классах. СОДЕРЖАНИЕ I. Повторение пройденного во II и III классах:
П. Однородные члены предложения II. 1-12 III. Части речи:
I. 1. Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три повествовательных предложения. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите слова, связанные между собой по смыслу. ^ Бываю часто синею, А в книгах - очень чёрною. Знакома каждой строчке Узнали, кто я? I. 2. Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Какие слова -«ключики» помогли вам дать правильный ответ? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком. ^ Обо всём я знать хочу, На страницу к вам лечу. И стою себе, стою, Всем вопросы задаю. I. 3. Прочитайте. О каком знаке препинания вы прочитали? Придумайте и запишите три предложения с этим знаком. ^ самый важный я. Я всем и всегда улыбаюсь. Скажите, как я называюсь? I. 4. Прочитайте выразительно. Выпишите восклицательные и вопросительные предложения. Составьте и запишите короткий рассказ о своей любимой игрушке. ^ Вылезай из-под комода... Ты меня не любишь, видно? Это что ещё за мода... Как ты смел удрать без спроса? На кого ты стал похож? На несчастного барбоса, За которым гнался ёж... (С. Чёрный.) I. 5. П ![]() ![]() ^ Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косичку дёрнул иву? ^ Может, нам пойти спросить? ![]() ![]() I. 6. Прочитайте. Подумайте, почему гриб боровик получил такое название. Выпишите восклицательные предложения. Напишите названия грибов, которые вы знаете. Как образованы названия грибов? Произведите морфемный разбор этих слов. ^ ![]() ![]() Маслята Мы ходили за грибами. Я набрал полную корзину и поставил её под дерево. Только наклонился, чтобы срезать гриб, глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, маслёнок схватила - и на дерево! Забралась высоко-высоко, почти на самую макушку. Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга! ^
Прочитайте стихотворение выразительно. О каком чуде говорится в стихотворении? Выпишите предложения, в которых содержится вопрос. ^ Никогда не видел чуда? Вот беда- Не видел чуда! Так сходи И посмотри. Ты увидишь Просто чудо, Удивительное чудо: Там, где магазин «Посуда», Возле дома номер три, Сквозь асфальт У перекрёстка Пробивается Берёзка. (Р.Сеф.) I. 8. Подберите и запишите возможные ласковые обращения, уместные в разговоре с малышами. Выделите суффиксы. Образец: Оленька, Танюшка.
Прочитайте и сделайте вывод: о какой орфограмме идёт речь. Приведите несколько примеров на это правило. Три слова разберите по составу. ^ 2. Он находится после приставки. I. 10. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
Как сделать это утверждение более точным? Запишите на это правило несколько примеров. Объясните графически написание безударной гласной в корне слова.
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор согласных. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами. Сно.., лу.., обу. .ь, поко.., пло.., верблю.., фла.., медве. .ь, жира.., пару.., мор.., самолё.., поез...
Найдите слова с сочетанием СН. Какой частью речи они являются? С какими именами существительными согласуются? Напишите словосочетания, обозначьте главные и зависимые слова. ^ Прекрасная, Погода была Ужасная. Днём Во втором часу Заблудилась принцесса В лесу. Смотрит: полянка Прекрасная, Па полянке земляника Ужасная. (Г. Сапгир.) I. 13. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Придумайте ещё несколько слов на это правило. Грус..ный, радос..ный, несчас..ный, и прелес..ный, и ненас..ный, злос..ный, пос..ный, час..ный, мес..ный, неизвес..ный, ус..ный, чес..ный. Этих слов не забывайте, при письме в них Т вставляйте.
Прочитайте. Ответьте на вопросы стихотворения. Как изменяется небо при удалении от поверхности Земли? Озаглавьте стихотворение. Спишите. Подчеркните имена существительные одной чертой, определите число. ^ Тучи, ветер, тишина, А за тучами гуляют Солнце, звёзды и луна. Эту чудную картину Я увидел из окна! Замечательно В мороз погремучий Вдруг задать себе Вопрос почемучий: Вот - труба, над нею - дым, Интересно, что над ним? (Ю. Мориц.) I. 15. Прочитайте выразительно. В этом стихотворении есть слово, которое поэт придумал сам - шишкопад. Вспомните и запишите как можно больше слов, которые в русском языке образовались таким же способом. Укажите способ словообразования. ^ В жёлтом пальтишке, С кедров сбивает Бурые шишки. Тр-рах! - на опушку, Бух! - на кукушку, Хлоп! - на зайчишку Падают шишки. Глупые козы, Прячьте козлят: По лесу грозно Идёт шишкопад! В ветках зелёных Чёрные вспышки. Это со звоном Падают шишки. (Г. Граубин.)
Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу. ^ Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! (М. Бородицкая.) I. 17. Подумайте. Ответы запишите.
Слова для справок: з..мл..ника, ..брикос, п..м..дор, к..ртофель, ..гурец, ..рбуз, м.лина, ..пельсин, к..пуста. I. 18 Причитайте. Дайте толкование слова «мглистый», выделите морфемы. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. (А. Н. Толстой) ^ Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него. Придумайте несколько слов на это правило. Родной, далёкий, близкий, чужой, знакомый, низкий. Плохой, хороший, милый, славный, весёлый, ласковый, забавный. ^ Тот скажет, как их называть.
Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках. ^ И на пол свалился, Задев табурет. Упал табурет – Раскололся паркет. И пол провалился, И дом развалился. А так как стоял этот дом На пригорке, То с грохотом дом Покатился по горке, Запрыгал и в речку широкую -Хлоп! Засыпало речку, Случился потоп. И всё потонуло: Долины и горы, Деревья и камни, Трава и заборы. (Г. Остер.)
Прочитайте выразительно. С помощью каких звуков поэту удалось передать шуршание осенних листьев? Спишите. Выделите слова, на которые попадает логическое ударение, условным значком ("). Попробуйте нарисовать на бумаге то, о чём вы прочитали. Выпишите глаголы, обозначьте время. Произведите фонетический разбор слова «листья». Сентябрь. Шум большой В лесу стоит. Не медведь ли К нам спешит? - Это я! -Бормочет ёж. - Нынче тихо Не пройдёшь. И под лапками Мышат Листья Палые шуршат. (И. Бирюков.) ![]() II. 1. Прочитайте. Вставьте пропущенное слово. Маленькая точка, ^ Нам она нужна, Члены однородные Ею разделяем. Не забудьте же её, Это... Прочитайте. Постарайтесь уловить интонационный рисунок предложений. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые. 1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понёс в лес. 2. Принёс волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье. 3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понёс помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны. (Из русских народных сказок) II. 2. Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые. 1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать. 2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Перро.) 3. По дороге Элли находит друзей - Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука вети с поклажей воз взялись. Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. Тютчев.) II. 3. Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите. Решите пунктуационную задачу (о знаках препинания). Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зелёный горошек репчатый лук. Вот у вас есть все необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат - это тоже своего рода искусство! II. 4. Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые. Для приготовления винегрета возьмите варёный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита! II. 5. Прочитайте. Какие правила должна соблюдать хозяйка, чтобы гостям в её доме было хорошо и уютно? Ответьте письменно на этот вопрос, используя однородные члены предложения. ^ Быть внимательной хозяйкой - это значит видеть своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить. |
![]() | Из опыта работы учителя начальной школы Бура Л. Д «Повышение качества образования путем применения здоровьесберегающих технологий... | ![]() | В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена... |
![]() | Опыт работы по данной теме внесён в районную базу данных передового педагогического опыта | ![]() | Из опыта работы воспитателя мбдоу «Детский сад №6 комбинированного вида» города Мценска, победителя конкурса на соискание премии... |
![]() | «Что остается от сказки потом…»: из опыта работы с детьми младшего школьного возраста (нравственное воспитание детей средствами художественной... | ![]() | Основные направления и формы внеклассной работы по литературе. Из опыта работы стр. 10-16 |
![]() | Также внимание уделялось повышению образовательного потенциала педагогов, изучению и обобщению опыта работы лучших учителей | ![]() | Сочинение синквейнов. ( Из опыта работы.) Напомню, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение... |
![]() | «Проектная деятельность в детском саду» из опыта работы старшего воспитателя мбдоу «Детский сад №6 комбинированного вида» города... | ![]() | Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков) |