Для учащихся 4-9 классов, гимназистов




Скачать 148.09 Kb.
НазваниеДля учащихся 4-9 классов, гимназистов
Дата публикации24.09.2014
Размер148.09 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
А.С. Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»

Начать читать сказки А.С.Пушкина с пролога для всех ребят, независимо, в каком классе – это создание необходимой атмосферы для погружения в мир писателя.
Для маленьких – облегчённый текст учитель представляет по своему выбору, основываясь на некоторых деталях предложенного материала. Самое важное – постараться донести до учеников, почему так называется, что обозначают незнакомые слова, передать ощущение волшебства от прочитанного. Рисование следов невидимых зверей, сказочных персонажей будет интересным заданием не только для маленьких. Дать понятие о жанрах: что такое вообще сказка, чем авторская сказка отличается от народной. Широкое поле для работы с грамматикой: нахождение однокоренных слов (сказка от слова сказать), синонимы и антонимы, безударные гласные и т.д.

Выигрышная ситуация – наши разновозрастные группы, где можно предложить старшим выступить с небольшими презентациями, например, дать на дом работу по объяснению старых слов, подготовить рассказ о том, как отличить сказку от литературного произведения. Для них будет тренировка с работой по жанрам, для младших школьников – знакомство с ними (хотя мы все работаем с жанрами постоянно и с детьми раннего возраста).

^ Для учащихся 4-9 классов, гимназистов.

Предложены три разработки уроков по ”Прологу”, в которых систематически разложен весь материал, который можно выписывать небольшими кусками – упражнениями.

Ещё раз, все эти материалы каждый учитель подстраивает в первую очередь под себя, ситуацию в школе, возможностью данных учеников.

^ Адаптационный вариант презентации Беляевой Натальи Юрьевны

А.С. Пушкин. Пролог к поэме

«Руслан и Людмила»

 

                                               

                                              ^ ХОД УРОКА

На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи А.С. Пушкина.

Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания.  

Сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…», возможно, знают некоторые из вас) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина - поэме «Руслан и Людмила». Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.

В то время знать (то есть богатые люди) считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.
Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку? Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.

Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Няня была верным другом поэта долгие годы.

Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.

Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.

В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте мальчик читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
И так вернёмся к нашей теме:
В бумагах поэта нашли такую запись:

         

 По цепи ходит кот кругом –

 Не схожий ни с одним котом,

       Направо сказочку мурлычет,

 Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.

Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».

Открывается поэма прологом.  

Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.

 Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.
(Чтение пролога)
О чём пушкинский пролог? Какова его тема?   – (О лукоморье и чудесах,    происходящих там).

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

Каким вы представляете  кота ученого?

Как он «говорит» свои сказки?

Посмотрите, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».

Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства.

А что же оно означает?

Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

^ Это интересно!

 Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра.
Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – (Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси).
Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). - Давайте  обратимся  за  помощью  к  толковому   словарю  С.И. Ожегова.

            Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

            Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел.

            Дол – долина,  равнина.

            Витязь – воин,  богатырь.

            Чредой (выходят) – идут  парами.

            Пленяет – берет  в  плен.

            Тужить – горевать,  кручиниться.

            Поведаю – расскажу.

Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.
В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…)
Мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает?

(чахнет - медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? –

(Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим).

Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему?

(Бурый – с подпалинами, старый, опытный).

 

Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает?

(Сказку).      

Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.

(Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…).

 Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить:
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку

-Вспомним традиционную сказочную концовку.

-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

-Что изменил в ней Пушкин и зачем?

-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог?                              

(Торжественно-приподнятым, радостным - от встречи со сказочной Русью).

 

Сделаем ещё один вывод:

Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…
Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения:

В каких строчках заключена основная мысль пролога?
Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке?

Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. 

Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
 

Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога:
-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога.

Итог.
Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление?

О чем можете рассказать друзьям и родителям?

Александра Сергеевича Пушкина называют гением.

Но гений — это не только творчество и талант, но и огромный труд.

Стремитесь к творчеству,  познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас!
^ Второй вариант:

http://www.prosv.ru/EBOOKS/KOROVINA_LITERATURA_5/06.HTM

«Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха.

      Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная»2.

      Осмыслению пушкинского текста поможет беседа. Ее следует начать с такого, например, вопроса: «Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая „У лукоморья дуб зеленый...“?»

      Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.

      Не следует забывать, что даже в таком небольшом отрывке, как пролог, учащимся многие слова непонятны. Некоторые из них толкуются детьми приблизительно, другие — просто неверно (мимоходом — «идет войной», на неведомых дорожках — «на которых никто не ходил», над златом чахнет — «над золотом сидит»). Поэтому важно не только включить во вступительную беседу трудные слова, но и отсылать школьников к сноскам, возвращаться к этим словам во время работы над выразительным чтением, не жалеть времени на их комментирование.

      Прочитать, осмыслить прочитанное, правильно расставить логические ударения, верно определить темп чтения, т. е. научиться выразительно читать, для учащихся нелегко.

      «У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.

      Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Пушкин начинает его с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.


      Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?

      Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.

      Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется. Например:

^ Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...


      Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно прочитать?

      Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?

      Если учитель направляет внимание учащихся на эти особенности текста, последние верно реагируют на них во время подготовки выразительного чтения. В частности, школьники замечают и напевные интонации, столь привычные для народной сказки, и нарочитую торжественность и таинственность некоторых строчек пролога («Там лес и дол видений полны»), юмор, которым проникнуты описания «чудесного», «волшебного» в прологе («Там королевич мимоходом / Пленяет грозного царя...»).

      Учащимся предлагается подумать, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь, например:

^ Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;


В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...


^ Там царь Кащей над златом чахнет...

      Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: «Там русский дух, там Русью пахнет».

      Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой:

^ И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...


      Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. Как следует прочитать концовку?

      В основе этого сказочного, волшебного мира — необычное и забавное, страшное и чудесное, печальное и смешное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.

      Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.

      Школьники читают отдельные строки, строфы, затем и весь пролог целиком, и только тогда, когда отрывок верно прочитан и прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, учитель может считать свою работу завершенной. После этого полезно предложить послушать «У лукоморья дуб зеленый...» в актерском исполнении.

      Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением данного урока. Школьники выскажут свои впечатления по поводу чтения актера.
^

"У Лукоморья..."

Надежда ИВЛЕВА,
учитель школы № 30
г. Березники, Пермская обл.


Литературный ряд: "Пролог" к поэме "Руслан и Людмила",

Музыкальный ряд: М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила" (отрывок).
Изобразительный ряд: иллюстрация И.Я. Билибина, портрет А.С. Пушкина работы художника В.Тропинина (репродукция), портрет няни поэта, барельеф работы Я.П. Серякова.

  1. Чтение "Пролога" учителем


Беседа по содержанию.
• Знакомы ли вам сказочные герои?
• В каких народных сказках вы их встречали?
• Какие чудеса происходят с ними у Лукоморья?
• Каким вы представляете себе кота ученого?
• Как он "говорит" свои сказки?
Наблюдение над напевностью стихотворного текста, обилием шипящих и свистящих звуков. Предположение о чтении тихим голосом, о передаче загадочности, таинственности.


2. Работа с иллюстрацией

Звучит музыка. Появляется иллюстрация. Сравнение впечатлений.



• Что вам показалось удивительным?
• Почему художник так необычно изобразил "дуб зеленый"?
• Какие герои, по-вашему, оживут при звуках нашей музыки? Прочитать о них на фоне музыки.

^ Рассказ о нянe

Портреты Пушкина и няни.

• Догадайтесь, почему портрет няни помещен перед портретом поэта.





Чтение отрывков из "Пролога" и записей Пушкина со слов няни: "У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет... Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час. Караулит их и гонит обратно в море старик..."

· Чего больше: сходства или различия?

4. Обогащение словаря

Лукоморье; видения; дол; пленяет; чахнет;златая; чредой; песнь о заре.

Подбор глаголов, характеризующих действия каждого героя (леший бродит, королевич пленяет... царевна тужит и т.д.).

5. Межпредметные связи

1. Русский язык:
•  запись глаголов движения (ходит, бродит, бредёт...);
•  запись слов с безударными гласными в корне (следы, леса, моря, темница, царевна).

2. ИЗО:
•  нарисовать "следы невиданных зверей".

3. Театральная композиция:
•  создание "живой картины" (по тексту "Пролога").

Следующий материал на странице:

http://nsportal.ru/shkola/rodnoi-yazyk-i-literatura/library/u-lukomorya

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся начальных...
Овню сложности. Вопросы в загадках адресованы учащимся 1-2 классов, текстовые вопросы викторины большей частью предназначены для...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconДень рождения гимназии начало работы правового клуба «Мудрая сова»....
Основная цель клуба – расширить рамки научных познаний гимназистов в сфере правовых знаний. Сегодня проводится заседание двух секций...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconКнига для внеклассного чтения учащихся старших классов Издание 2-е, исправленное и дополненное
...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconСценарий первого урока для учеников 9-11 классов «Украина наш общий дом»
Урок может быть проведен одновременно для всех учащихся 9-11 классов, или для параллелей классов в актовом зале, читальном зале библиотеки...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconЛитература. 5 класс. Часть 1 Коровина В. Я
В 2013 году на приобретение учебников для учащихся мбоу сош №4 из регионального бюджета выделено в виде субвенций 54 800руб (на приобретение...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconШахамировой анжелы шахамировны
Маяковского дом 119 г. Избербаш. Школа состоит из трёх корпусов. Основной учебный корпус для учащихся 5-11 классов трёхэтажный, второй...

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconЛитературно-музыкальный утренник для учащихся 5-7 классов
Цель: художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей, речевой культуры учащихся

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconКонкурс песни для учащихся 1-11 классов, актовый зал 14. 00. Торжественный...
«Литературное кафе», посвященное 150-летию Майрониса (будут прочитаны стихи учащихся школы)

Для учащихся 4-9 классов, гимназистов iconРазработка внеклассного мероприятия
Игра: Der Wettbewerb der Kenner der deutschen Sprache (Конкурс знатоков немецкого языка для учащихся старшей ступени общеобразовательной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница