Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)




Скачать 255.96 Kb.
НазваниеУрок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)
страница1/3
Дата публикации24.09.2014
Размер255.96 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Интегрированный урок литературы «М.Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа)

Урок 1

Цели: 1.Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

2.Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении.

3.Узнать,  каково  историческое значение победы России  в Отечественной войне 1812 года.

4. Воспитывать  чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Оборудование:  аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина; компьютер, медиапроектор, презентация, интернет.

^ Ход урока:

- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?

-Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал  преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа.

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –

Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Вспомните все, что вы знаете об этих событиях.

- Давайте сопоставим все вами сказанное с тем, о чем нам сейчас расскажет…(выступление заранее подготовленного ученика).

(Историческая справка.

Бородино

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.

Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

^ Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

^ Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

"Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...)

-Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении.  Что вы запомнили из рассказа?

-Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов решил отобразить именно это историческое событие в своем стихотворении?

(Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник". 
Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в стихотворении «Поле Бородина», написанном в 1830 г. За прошедшие после этого годы произошло становление личности поэта, сформировалось его мировоззрение, сложился собственный поэтический язык, возник его неповторимый стиль. В отличие от более раннего произведения «Бородино» звучит реалистичнее, лишено излишних «красивостей», имеет четкую структуру и написано более живым языком. Важно отметить, что М.Ю.Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и армейский быт знал не понаслышке. 
Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородина" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении. 
Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии". 
Стихотворение «Бородино»» Михаил Юрьевич Лермонтов написал, по-видимому, в конце 1836 или в самом начале 1837 г. и отнес его для публикации в литературный журнал «Современник», издателем которого был сам Александр Сергеевич Пушкин. Это было первое произведение, собственноручно отданное Лермонтовым на суд взыскательной публики).
^ 

Работа с текстом:

 - Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то, что в нём  много слов иноязычного происхождения,  в основном  военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются. Давайте  выясним, что они обозначают.

(Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы- люди другой веры, иноземцы,  враги

Флеши   (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления  для прикрытия важных направлений и пунктов) .

^ Выразительное чтение стихотворения.

- Теперь все слова нам  понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение "Бородино” в исполнении артиста Виктора Зозулина

- Когда вы будете слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов

^ Вопросы для анализа стихотворения.

- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

- В чём особенность построения стихотворения?

- Кто участвует в разговоре?

- Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?

Докажите это словами из текста.

- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?

- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

- Кто герои рассказа ветерана войны?

- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?

Как он их называет? Зачитайте.

- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?

Найдите и зачитайте строки из текста.

- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.

- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?

- Какими вы увидели участников сражения?

- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?

-Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?

^ Исследовательская работа по группам

1 группа: выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.

- Соотнесите исторические  данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу.  Сделайте вывод.

.Форма таблицы

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве

Мы долго молча отступали…

. 3 сентября (22 августа) армия  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, гдеМ.И.Кутузов решил дать армииНаполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

 Бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денек!..

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Изведал враг в тот день немало…

"Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны»

Вот затрещали барабаны…

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

^ Вывод учащихся. Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

^ Вторая группа: найти доказательства, что в тексте есть вымысел, используя вопросы . Карточки с вопросами дети получают заранее.

1 В чём  заключается .правда истории  в стихотворении?  (Эпизоды Бородинского боя).

2. Мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где, по-вашему, в стихотворении вымысел?

 Мог ли знать Лермонтов о настроении, мыслях, чувствах героев, или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).

3.Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?

4.С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

^ Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними. 

Третья группа:  М.Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».(Учащиеся получают таблицы с заполненным левым столбцом)

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

ВЫВОДЫ: главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат ,остается безымянным.

Это простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.

Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит "Я” , а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы”.

Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.

^ Четвертая группа: найти  средства художественной выразительности в тексте

В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни.  Ваша задача - найти их. 

Таблица «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

^ Лексические средства

Глаголы двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали

Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Ассонанс

Повторение звука у

Создает образ пролетающего ядра

Инверсия

Носились знамена, смешались в кучу кони, люди; изведал враг в тот день немало,

Подчеркивает смысловую значимость данных глаголов, меняет интонацию стихотворения, которое здесь должно читаться быстрее, динамичнее

^ Риторическое восклицание

Ну ж был денек!

Вам не видать таких сражений!

Наш рукопашный бой!

Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью




- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?

- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? - Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад?

Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
России годом истории. 200 лет назад произошло одно из самых тяжелых сражений – Бородинская битва

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) icon5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Цели: познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”, обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные...

Урок литературы «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (2 часа) iconСписок литературы для летнего чтения 5 класс
М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница