Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»




Скачать 121.44 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Дата публикации08.09.2014
Размер121.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

^ Программа дисциплины «Античная литература»


для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Шумилин М.В., к. филол. н.

Файер В.В., к. филол. н., vvfire@hse.ru


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», изучающих дисциплину «Античная литература».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2012 г.
^

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Античная литература» являются ознакомить слушателей курса с основной проблематикой филологического исследования литературных памятников Древней Греции и Древнего Рима, обучить студентов применению навыков лингвистического анализа литературного текста на иностранном (латинском) языке к решению отдельных филологических проблем, частично сформировать общекультурный и филологический базис лингвистического образования, установить межпредметные связи с курсами латинского языка, НИС «Латинский язык в контексте современной лингвистики» и предметами литературоведческого цикла.
^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основную периодизацию античной литературы, важнейшие сведения о писателях и поэтах Древней Греции и Рима, основные принципы и методы античной текстологии,

  • Уметь применять навыки лингвистического анализа латинского текста к решению филологических проблем,

  • Приобрести опыт комментирования текстов античной литературы, анализа фрагментов художественного перевода греческих и латинских произведений с соответствующими подстрочными переводами, лексикологической работы с отдельными элементами поэтического языка латинских авторов.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1

Лекционные и семинарские занятия

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Лекционные и семинарские занятия

знание ключевых понятий культурологии, культурных традиций, способность к культурной толерантности

ОК-3

Лекционные и семинарские занятия

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным

стилем

ПК-4

Семинары, письменная работа

умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения

ПК-5

Семинары, письменная работа

владение основными способами описания и формальной репрезентации

денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке

ПК-11

Семинары, письменная работа

умение определять макроструктуру и микроструктуру дискурса с учетом

специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей

ПК-12

Семинары, письменная работа


^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Б.1, блоку В.00. Для специализации «Фундаментальная и прикладная лингвистика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Латынь

  • История

  • История и теория культуры

  • Иностранный язык

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знанием основ грамматики латинского языка и умением читать со словарем латинские тексты (ПК-3);

  • знанием ключевых понятий культурологи, знанием культурных традиций, способностью к культурной толерантности (ОК-3);

  • использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История зарубежной литературы

  • История русской литературы
^

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

2

2










2

Греческий эпос

18

6

2




12

3

Греческая трагедия

12

2

2




8

4

Греческая проза

14




4




10

5

Греческая лирика

8




2




4

6

Римский эпос

28

8

4




16

7

Римская сатура

6

2







4

8

Римская лирика

6




2




4

9

Римская проза

14




4




10




ИТОГО:

108

20

20




68



^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год




1

2

3

4

Текущий


Эссе










*

4-5 тыс. знаков













Итоговый

Зачет










*

Письменная работа



^

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины




  1. Раздел 1. Введение.

Тема 1. Источники античной литературы и текстология — 2 часа

Лекция: Источники античной литературы и текстология.
Литература по разделу:

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977. С. 24-27.


  1. Раздел 2. Греческая литература — 20 часов.

Тема 1. Греческий эпос — 6 часов.

Лекция 1. Индоевропейский поэтический язык, «Илиада», «Одиссея» и гомеровский вопрос — 2 часа

Лекция 2. Композиция «Илиады».

Лекция 3. Структура и история греческого гекзаметра.

Семинар. Анализ формульной структуры гомеровского текста.
Тема 2. Греческая трагедия — 4 часа.

Лекция. Греческий театр. Трагедии и их краткие изложения.

Семинар. Еврипид Иннокентия Анненского. Анализ фрагмента.
Тема 3. Греческая проза — 4 часа.

Семинар 1. «Историки Греции»: анализ русских переводов.

Семинар 2. Фрагменты греческих философов: работа с источником.
Тема 4. Греческая лирика — 2 часа.

Семинар. Греческая лирика.
Литература по разделу:

Дилите Д. Античная литература. М., 2003. С. 46-68, 77-141, 179-185.


  1. Раздел 3. Римская литература.

Тема 1. Римский эпос — 16 часов.

Лекции 1-2. Поэтический язык римского эпоса.

Лекция 3. Поэтика Вергилия.

Лекция 4. Фигурные стихи и центоны.

Семинар 1. Топосы римской поэзии.

Семинар 2. Анализ русских переводов.
Тема 2. Римская лирика — 2 часа.

Семинар. Поэзия Горация.
Тема 3. Римская сатура — 2 часа.

Лекция. Персий: самый сложный латинский поэт.
Тема 4. Римская проза — 4 часа.

Семинары 1-2. Фольклорные мотивы в римском романе.
Литература по разделу:

Дилите Д. Античная литература. М., 2003. С. 282-380, 438-446.


^

8Образовательные технологии



8.1Методические рекомендации преподавателю



8.2Методические указания студентам



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для эссе:

  1. Сравнение 3 русских переводов стихотворения Горация.

  2. Сравнение 3 русских переводов стихотворения Катулла.

  3. Сравнение фрагмента перевода трагедии Еврипида И.Ф. Анненского в первоначальном виде и в редакции Ф.Ф. Зелинского.

  4. Сравнение фрагмента перевода «Истории» Геродота в переводе И.Мартынова с переработкой М.Л. Гаспарова.

  5. Сравнение фрагмента перевода «Истории» Фукидида в переводе Ф.Мищенко с переработкой М.Л. Гаспарова.

  6. Метрический анализ русского гекзаметрического текста.



^

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
^

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях может быть заменена написанием письменной работы: реферата англоязычной статьи по теме курса (по выбору студента из списка предложенных преподавателем). Итоговая аудиторная оценка определяется перед промежуточным или итоговым контролем — Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в форме написания эссе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель фиксирует посещение студентами лекций и семинаров. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале – Отекцщая.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

^ Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – арифметический.

К зачету студент может написать реферат англоязычной статьи (по выбору преподавателя), который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

^ Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная + Одоп.вопрос
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
^

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Дилите Д. Античная литература. М.: ГЛК, 2003.

11.2Основная литература


Гомер. Илиада. Пер. Н.И. Гнедича (разл. изд.).

Еврипид. Трагедии. Пер. И.Ф. Анненского (разл. изд.).

Историки Греции. Серия «Библиотека античной литературы». М.: «Художественная литература», 1976.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида (разл. изд.).

Римская сатира. Серия «Библиотека античной литературы». М.: «Художественная литература», 1989.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел (разл. изд.).

Гигин. Мифы. СПб., «Алетейя», 1997.

11.3Дополнительная литература




11.4Справочники, словари, энциклопедии


Словарь античности. М.: «Прогресс», 1989.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей — http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Perseus Digital Library — http://www.perseus.tufts.edu/hopper/

11.5Программные средства



11.6Дистанционная поддержка дисциплины




12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины Современный русский язык  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Фонетика и фонология» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 035800. 62 "Фундаментальная...

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «История России в компаративном освещении»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Истоки европейских литератур» (Античная литература;...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся...

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 030200. 62 «Политоллогия»,...

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» icon1. Античная литература Апулей
Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции Итого по разделу «Античная литература»: 8 авторов и 20 текстов

Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница