«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»




Скачать 94.57 Kb.
Название«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
Дата публикации08.09.2014
Размер94.57 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
МБОУ Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Урок – заполнение кластера

«Имя существительное»

(Повторение изученного в 5 классе)

Учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Мутагировой Ирины Федоровны

2014 год

  1. Организационный этап

Учитель: Доброе утро, ребята.

Откроем тетради и запишем дату и тему урока (слайд 1)

(слайд 2)

Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»

(слайд 3)
2. Определение целей урока:
1.Теоретическая: а) повторение орфографических правил,

б) повторение общего значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени существительного.

2. Практическая: выполнение заданий, закрепляющих изученный материал; заполнение кластера.

3. Воспитательная: развитие литературной речи.

(слайд 4)

Эпиграфом к нашему року послужат слова Льва Васильевича Успенского

«Имя существительное – хлеб языка»

- Как вы эти слова понимаете?

(слайд 5)

  1. Актуализация. Учебная ситуация

Учитель: Давайте, ребята пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена мы изучили на уроках литературы в 5 классе?

Обучающиеся: В 5 классе мы изучили повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина».

Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом. Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных.

(слайд 6 – изображение кластера)


В ходе урока мы должны заполнить кластер в виде трехэтажного дома. (У каждого ученика на столе рабочий лист с изображением кластера, который должен быть заполнен в ходе урока). А вот почему именно в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью откройте «Грамматические копилки» (так мы называем справочники, в которых ребята с 5 по 9 классы в виде опорных схем пишут все изученные правила) и найдите план морфологического разбора имени существительного.

- Что общего в кластере и в плане морфологического разбора имени существительного? (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное)

Обучающиеся: Три этажа дома соответствуют трем пунктам плана морфологического разбора имени существительного: 1- это общее значение, 2 – морфологические признаки, 3 – это синтаксическая роль в предложении.

Учитель: Давайте вспомним, что же такое имя существительное?

Обучающиеся дают определение имени существительного.

  1. Творческое добывание знаний. Решение учебной ситуации

Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно на кластер.

- Как вы думаете, какая часть в доме является главной?

Обучающиеся: Фундамент.

Учитель: Верно.

- Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного?

Обучающиеся: Орфография.

Учитель: Вписываем в кластер слово «Орфография».

(Слайд 7)
Учитель: Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.

  1. д...лина

  2. к...ртина

  3. прик...сновение

  4. изл..жение

  5. к...сательная

  6. р...стение

  7. р...сток

  8. заг...р

  9. зар...сли

  10. отр...сль (слайд 8)

Учитель: Проверяем. Посмотрите на ключ. Поменяйтесь тетрадями и проверьте. Если нет ошибок, в тетрадь ставим «5».

(слайд 9)

Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.

(слайд 10)

Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

Обучающиеся работают в парах. Каждая пара выполняет свое задание, продолжая ряд тремя словами.

  1. Живые существа: ученица...

  2. Явления природы: гроза...

  3. Явления общественной жизни: собрание...

  4. Признак как предмет: синева...

  5. Действие как предмет: бег...


(слайд11)

Физминутка: Погляди на солнце, (ученики поднимают голову вверх)

В стороны всмотрись (поворачивают голову сначала влево, затем вправо)

И Земле родимой низко поклонись. (ученики делают поклон, рукой доставая пол)

Ты присядь на травку, (приседают)

Грудью всей вдохни, (глубокий вдох)

От трудов своих немножко отдохни

(садятся, закрывают глаза и считают до пяти)
(слайд 12)
Обучающиеся работают по тексту, который отпечатан на рабочем листе и предложен каждому ученику.
Учитель: Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение

Р.Фархади «Земные слова»

Ученик читает стихотворение:

На всех языках есть такие слова:

мать, родина, счастье,

река, синева.

Кто б ни был,

любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные...

И суть их проста:

хлеб, утро, работа.

мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость высокой волной -

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной.

(слайд 13)

Учитель: Спасибо, (имя ученика). Давайте выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам. Первый ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся второго ряда выписывают имена существительные среднего рода.

Ответы обучающихся:

Женский род: мать, родина, река, синева, работа, мечта, красота, тревога, война, вражда, дружба, радость, волной, планеты, сила.

^ Мужской род: язык, огонь, хлеб, словарь, мир.

Средний род: счастье, утро, слово, разоренье, родство.

Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер?

Обучающиеся: Род.

Учитель: Выписать имена существительные единственного и множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа.

Ответы обучающихся.

Учитель: Какой грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер?

Обучающиеся: Число.

Учитель: Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»? Обучающиеся: Первые два слова стоят в единственном числе, а вторые - во множественном числе.

Учитель: Верно. А еще чем?

Обучающиеся: Это одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(повторяется правило).

Учитель: Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные,

1 ряд – неодушевленные имена существительные.

(в кластер записывается этот грамматический признак)


(слайд 14)

Учитель: Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного?

Обучающиеся: Склонение.

Учитель: Давайте вспомним все, что вы знаете о склонениях

(повторяется правило).

Найти и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений. (обучающиеся делятся на 3 группы по указанию учителя, выписывают в тетрадь, отвечают, а затем вписывают в кластер склонение).

Учитель: Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба.

Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

(Обучающиеся дают ответы и выясняют, что у них разные падежи).

Учитель: Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж.

А что еще мы заем об имени существительном?

Обучающиеся: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

(Все вписывается в кластер).

Учитель: Итак, посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера.

А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже.

Обучающиеся: Синтаксическую роль имени существительного в предложении.

(слайд 15)

Учитель: Посмотрите на слайд. Что мы видим? Как вы думаете, зачем он нам нужен.

Обучающиеся: Пейзаж. Мне кажется, что мы должны написать мини-сочинение.

Учитель: Вам, ребята, сейчас предстоит поработать над этим пейзажем. (делит класс на группы). 1 группа придумывает предложение, чтобы имя существительное было подлежащим, 2 группа, чтобы имя существительное было сказуемым, 3 группа, чтобы имя существительное было дополнением, 4 группа – определением, 5 группа - обстоятельством.

(Если у обучающихся возникнет проблема при составлении предложения с именем существительным в роли определения, то следует помочь и объяснить о приложении. Это будет элемент опережающего обучения).
Ответы обучающихся:

1)На картине изображено прекрасно озеро. (подлежащее)

2)«Озера – глаза Земли» - писал И.А. Бунин. (сказуемое)

3)По берегам озеро заросло пышной растительностью. (обстоятельство)

4)На небе нет облаков, оно чистое, лазурное. (дополнение)

5) Мы часто отдыхаем на берегу Байкал-озера. (определение).

Учитель: Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер.

(учащиеся вписывают в кластер, а на слайде появляется изображение получившегося в ходе урока кластера).




Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так. (^ Обучающиеся проверяют).

Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру при изучении имени существительного?

Ученики: - Я считаю, что поможет.

- Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяется все, что мы изучили об имени существительном.

- Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяются и общее значение имени существительного, и морфологические признаки, и синтаксическая роль в предложении.

5. Этап закрепления

Учитель: Сейчас мы должны закрепить наши знания и с этой целью записать морфологический разбор слов.

(Работа проводится в группах. Каждой группе дается предложение, одно слово в нем подчеркнуто, обучающиеся должны произвести морфологический разбор. После завершения работы обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга).

^ 1 группа – Береги честь смолоду.

2 группа – Россия – Родина моя.

3 группа – Вечная память героям, погибшим в годы войны.

4 группа – Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.
6 этап - Домашнее задание

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

Слайд 16:
Тема 36, повторить все правила об имени существительном, выполнить упражнения № 200 и № 203.)
7 этап - Рефлексия

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Итак,

- Что мы знаем об имени существительном?

Ответы обучающихся.

Учитель: Оцените свои ответы.

- Всегда ли они были полные?

- Какие ошибки были в ответах одноклассников?

- Что необычного было в уроке?

Я, ребята, думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились. Мне хочется, чтобы все, что мы делали, осталось навсегда в вашей памяти.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок в 6 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconИмя существительное. Повторение изученного в 5 классе
Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока по русскому языку Тема урока «Имя существительное. Обобщение...
Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе»

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconТема: «Повторение изученного материала о частях речи (глагол, имя...
Твует программе Л. З. Шакировой по русскому языку для 5-11 классов национальных школ, ориентированной на совершенствование орфографической,...

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconТема: Имя существительное как часть речи
Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное»

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconИмя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» icon«Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»
Презентация, карточки с фразеологизмами, подарок от Печкина, выставка из книг Э. Успенского, журналы «Простоквашино», жетоны «1 ум»...

«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница