Скачать 94.57 Kb.
|
Содержание Мужской родОбучающиеся проверяют 1 группа – Береги |
МБОУ Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Урок – заполнение кластера «Имя существительное» (Повторение изученного в 5 классе) Учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Мутагировой Ирины Федоровны 2014 год
Учитель: Доброе утро, ребята. Откроем тетради и запишем дату и тему урока (слайд 1) (слайд 2) Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе» (слайд 3) 2. Определение целей урока: 1.Теоретическая: а) повторение орфографических правил, б) повторение общего значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени существительного. 2. Практическая: выполнение заданий, закрепляющих изученный материал; заполнение кластера. 3. Воспитательная: развитие литературной речи. (слайд 4) Эпиграфом к нашему року послужат слова Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – хлеб языка» - Как вы эти слова понимаете? (слайд 5)
Учитель: Давайте, ребята пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена мы изучили на уроках литературы в 5 классе? Обучающиеся: В 5 классе мы изучили повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина». Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом. Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных. (слайд 6 – изображение кластера) ![]() В ходе урока мы должны заполнить кластер в виде трехэтажного дома. (У каждого ученика на столе рабочий лист с изображением кластера, который должен быть заполнен в ходе урока). А вот почему именно в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью откройте «Грамматические копилки» (так мы называем справочники, в которых ребята с 5 по 9 классы в виде опорных схем пишут все изученные правила) и найдите план морфологического разбора имени существительного. - Что общего в кластере и в плане морфологического разбора имени существительного? (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное) Обучающиеся: Три этажа дома соответствуют трем пунктам плана морфологического разбора имени существительного: 1- это общее значение, 2 – морфологические признаки, 3 – это синтаксическая роль в предложении. Учитель: Давайте вспомним, что же такое имя существительное? Обучающиеся дают определение имени существительного.
Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно на кластер. - Как вы думаете, какая часть в доме является главной? Обучающиеся: Фундамент. Учитель: Верно. - Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного? Обучающиеся: Орфография. Учитель: Вписываем в кластер слово «Орфография». (Слайд 7) Учитель: Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.
Учитель: Проверяем. Посмотрите на ключ. Поменяйтесь тетрадями и проверьте. Если нет ошибок, в тетрадь ставим «5». (слайд 9) Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным. (слайд 10) Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». - Какие же названия предметам дает имя существительное? Обучающиеся работают в парах. Каждая пара выполняет свое задание, продолжая ряд тремя словами.
(слайд11) Физминутка: Погляди на солнце, (ученики поднимают голову вверх) В стороны всмотрись (поворачивают голову сначала влево, затем вправо) И Земле родимой низко поклонись. (ученики делают поклон, рукой доставая пол) Ты присядь на травку, (приседают) Грудью всей вдохни, (глубокий вдох) От трудов своих немножко отдохни (садятся, закрывают глаза и считают до пяти) (слайд 12) Обучающиеся работают по тексту, который отпечатан на рабочем листе и предложен каждому ученику. Учитель: Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение Р.Фархади «Земные слова» Ученик читает стихотворение: На всех языках есть такие слова: мать, родина, счастье, река, синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова – путеводные наши огни. Живые, земные... И суть их проста: хлеб, утро, работа. мечта, красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: война, разоренье, жестокость, вражда. Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства: мир, дружба и радость высокой волной - Мы – люди. Мы – дети планеты одной. (слайд 13) Учитель: Спасибо, (имя ученика). Давайте выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам. Первый ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся второго ряда выписывают имена существительные среднего рода. Ответы обучающихся: Женский род: мать, родина, река, синева, работа, мечта, красота, тревога, война, вражда, дружба, радость, волной, планеты, сила. ^ : язык, огонь, хлеб, словарь, мир. Средний род: счастье, утро, слово, разоренье, родство. Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер? Обучающиеся: Род. Учитель: Выписать имена существительные единственного и множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа. Ответы обучающихся. Учитель: Какой грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер? Обучающиеся: Число. Учитель: Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»? Обучающиеся: Первые два слова стоят в единственном числе, а вторые - во множественном числе. Учитель: Верно. А еще чем? Обучающиеся: Это одушевленные и неодушевленные имена существительные. (повторяется правило). Учитель: Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные, 1 ряд – неодушевленные имена существительные. (в кластер записывается этот грамматический признак) (слайд 14) Учитель: Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного? Обучающиеся: Склонение. Учитель: Давайте вспомним все, что вы знаете о склонениях (повторяется правило). Найти и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений. (обучающиеся делятся на 3 группы по указанию учителя, выписывают в тетрадь, отвечают, а затем вписывают в кластер склонение). Учитель: Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга? (Обучающиеся дают ответы и выясняют, что у них разные падежи). Учитель: Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж. А что еще мы заем об имени существительном? Обучающиеся: Имена существительные бывают собственные и нарицательные. (Все вписывается в кластер). Учитель: Итак, посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера. А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже. Обучающиеся: Синтаксическую роль имени существительного в предложении. (слайд 15) Учитель: Посмотрите на слайд. Что мы видим? Как вы думаете, зачем он нам нужен. Обучающиеся: Пейзаж. Мне кажется, что мы должны написать мини-сочинение. Учитель: Вам, ребята, сейчас предстоит поработать над этим пейзажем. (делит класс на группы). 1 группа придумывает предложение, чтобы имя существительное было подлежащим, 2 группа, чтобы имя существительное было сказуемым, 3 группа, чтобы имя существительное было дополнением, 4 группа – определением, 5 группа - обстоятельством. (Если у обучающихся возникнет проблема при составлении предложения с именем существительным в роли определения, то следует помочь и объяснить о приложении. Это будет элемент опережающего обучения). Ответы обучающихся: 1)На картине изображено прекрасно озеро. (подлежащее) 2)«Озера – глаза Земли» - писал И.А. Бунин. (сказуемое) 3)По берегам озеро заросло пышной растительностью. (обстоятельство) 4)На небе нет облаков, оно чистое, лазурное. (дополнение) 5) Мы часто отдыхаем на берегу Байкал-озера. (определение). Учитель: Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер. (учащиеся вписывают в кластер, а на слайде появляется изображение получившегося в ходе урока кластера). ![]() Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так. (^ ). Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру при изучении имени существительного? Ученики: - Я считаю, что поможет. - Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяется все, что мы изучили об имени существительном. - Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяются и общее значение имени существительного, и морфологические признаки, и синтаксическая роль в предложении. 5. Этап закрепления Учитель: Сейчас мы должны закрепить наши знания и с этой целью записать морфологический разбор слов. (Работа проводится в группах. Каждой группе дается предложение, одно слово в нем подчеркнуто, обучающиеся должны произвести морфологический разбор. После завершения работы обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга). ^ честь смолоду. 2 группа – Россия – Родина моя. 3 группа – Вечная память героям, погибшим в годы войны. 4 группа – Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. 6 этап - Домашнее задание Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание. Слайд 16: Тема 36, повторить все правила об имени существительном, выполнить упражнения № 200 и № 203.) 7 этап - Рефлексия Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Итак, - Что мы знаем об имени существительном? Ответы обучающихся. Учитель: Оцените свои ответы. - Всегда ли они были полные? - Какие ошибки были в ответах одноклассников? - Что необычного было в уроке? Я, ребята, думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились. Мне хочется, чтобы все, что мы делали, осталось навсегда в вашей памяти. |
![]() | Цели урока: Обеспечить в ходе урока повторение изученного об имени существительном | ![]() | Цель урока: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного, его коммуникативной роли в речи |
![]() | Тема урока «Имя существительное. Обобщение и систематизация изученного материала в 3 классе» | ![]() | Твует программе Л. З. Шакировой по русскому языку для 5-11 классов национальных школ, ориентированной на совершенствование орфографической,... |
![]() | Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных | ![]() | Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное» |
![]() | Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной... | ![]() | Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное |
![]() | Презентация, карточки с фразеологизмами, подарок от Печкина, выставка из книг Э. Успенского, журналы «Простоквашино», жетоны «1 ум»... | ![]() | Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи |