Скачать 131.18 Kb.
|
программа учебной дисциплиныКоммуникация в социологическом аспектеПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Цели освоения дисциплины
^ Ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями классической и современной социологии, дать представление о социологическом взгляде на литературу, с принципами социологического анализа художественных текстов; практически продемонстрировать работу социологических понятий применительно к литературной продукции; научить студентов проводить опросные исследования. ^ Базовая часть. Общепрофессиональный блок. Данная дисциплина предназначена для магистров по профилю «Теория и практика культурной коммуникации», освоивших учебный план бакалавриата (в отдельных случаях – для бакалавров-старшекурсников). ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 64 часа.
^
Аннотация Социологический взгляд на коммуникацию. Общество и сообщество. Коммуникативная структура общества. Герменевтический и объективистский подходы к анализу социальных аспектов коммуникации. Социальное и коммуникативное действие. Коммуникативные функции ценностей, потребностей и норм. Социальные институты как коммуникативные агенты. Социальное поле и символический капитал. Коммуникативная идентичность. ^ Курс предполагает использование студентами в рамках самостоятельной работы сети Интернет и иных информационных технологий для поиска и анализа информации. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Форма текущего контроля – устный опрос. Наименование тем и примерный перечень заданий. Социологический взгляд на коммуникацию. Общество и сообщество. Приведите пример, демонстрирующий различие между базисной и идеальной личностью. Приведите пример сообщества. В чем его отличия от общества? ^ Опишите социальные группы и страты в данном художественном тексте (на примере повести Г. Успенского «Первая квартира (из записок пролетария)»). Каковы коммуникативные отношения между этими группами? Приведите примеры социальных страт по классификации М. Вебера. ^ Какие принципы понимающей социологии «работают» в работе М. Вебера «Протестансткая этика и дух капитализма?» Почему в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер цитирует пассаж из «Автобиографии» Б. Франклина? Каково соотношение статистических данных и аналитики в работе Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд». Каковы задачи этой работы? Какие методы социального анализа использует О. де Бальзак в рассказе «Пьер Грассу»? ^ Приведите пример социального и несоциального действия по М. Веберу. Как Социальное действие в концепции М. Вебера. Коммуникативное действие и модель Ю.Хабермаса как продолжение веберовской. Габитус. Рационализация и рациональность у Ю. Хабермаса. Как данное социальное действие классифицируется по Веберу и по Хабермасу? ^ Приведите пример взаимодействия ценностей, потребностей и норм. Является ли данная норма ценностной? С какими ценностями она связана? Приведите пример потребности, которая не регулируется социальными нормами. Как называются подобные потребности? Является ли общество в новелле Ф. Кафки «В исправительной колонии» аномичным? Почему? ^ Приведите пример социального института. Каковы его функции и статус? С каким набором норм и потребностей он связан? Опишите профессиональное сообщество филологов в вашем представлении. Насколько ваши выводы совпадают с выводами М. Эспаня? (Эспань, Мишель. Межкультурная история филологии. // НЛО, 2006, № 82.) Какие общественные функции литературы выделяют в своей работе Л.Д.Гудков и Б.В.Дубин? (Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Социальная роль литературы: подходы к исследованию.) ^ Приведите пример габитуса. С какими социальными полями он связан? Приведите пример авангардного явления в литературе. Каким образом его можно описать при помощи аналитического инструментария, предложенного П. Бурдье? ^ Какие факторы формирования идентичности выделяет Э. Эриксон? Какие представления о буржуазной идентичности нашли отражение в рассказе О. де Бальзака «Пьер Грассу»? Какие признаки буржуазной идентичности обнаруживаются в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»? Форма финальной аттестации – зачет. Примерные вопросы к зачету: Личность. Базисная и идеальная личность. Социальные функции личности. Социализация как процесс становления личности. Социальная структура. Страты и группы. Принципы социальной стратификации по М. Веберу. Понимающая социология и структурный функционализм. История и основные теоретико-методологические принципы. М. Вебер и Э. Дюркгейм как основоположники научной социологии. Социальное действие и его типология в концепции М. Вебера. Социальное действие и коммуникативный смысл. Типология коммуникативного действия у Ю. Хабермаса и ее связь с понятием социального действия у М. Вебера. Связь между ценностями, потребностями и нормами. Ценностно-рациональное действие у М. Вебера. Виды норм. Аномия в концепции Э. Дюркгейма. Основные понятия теории П. Бурдье: поле, габитус, символический капитал. Развитие искусства согласно концепции П. Бурдье. Авангард, «борьба дефиниций». Социальный институт в понимании Р. Мертона. Эволюция институтов по Р. Мертону. «Эффект Матфея» (Р. Мертон). Идентичность в концепции Э. Эриксона: определение и социальный статус. ^ а) учебные пособия
б) работы по отдельным темам
в) Оригинальные тексты для аналитического разбора на занятиях.
г) Художественная литература.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к Интернету во внеаудиторное время; наличие в библиотеке комплектов учебно-методической, научной и справочной литературы. Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки «Филология». Разработчики: А. В. Логутов, преподаватель кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ. |
![]() | Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке... | ![]() | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по профессиям... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | ... | ![]() | Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ![]() | Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос... |