Скачать 105.75 Kb.
|
Разработка открытого урока по русскому языку на районный конкурс: « Учитель русского языка и литературы –2013». Учитель русского и литературы МБОУ СОШ с. Подольск Димухаметова Майсара Разитовна. 2013г Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека». Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная. Цели урока: Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А6, В 8, элементы части С. ^ развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; ^ воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. ^ - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; -осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; -осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика. ^ определяются через формирование коммуникативной компетенции: - понимать читаемый текст, - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, - аргументировать свою точку зрения, - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащегося. - лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; - языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; - интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. ^
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ: Орфоэпическая разминка Лексико-орфографическая работа Тренинг Тест Творческое задание «Кубики» Комплексный анализ текста Подведение итогов урока Домашнее задание ^
^ предполагается понимание ученика практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. Оборудование: Рабочий лист урока, слайдовая презентация, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал. ^ Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. А. Н. Толстой ^ 1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. - Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. - Как вы понимаете слова известного русского писателя? - Какова тема нашего урока? (Грамотная речь как показатель культуры человека.) ^ - Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. -Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания). ^ 1)Орфоэпическая разминка Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. ^ (правильно: добЫча, прибЫвший, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, облегчИть, озвУчение, Ивовый). Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). 2) РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ. Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
( употребление слова в несвойственном ему значении). 4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных). 3) Тест по заданию А 2 ЕГЭ. Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания ^ В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы. ^ что-либо - Одеть кого-либо. 4) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его ( задание А 6 ЕГЭ ). Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
^ 5) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь» - Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст. Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве. Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни. 6) Комплексный анализ текста по алгоритму:
^ Ученик называет ключевые слова текста. Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи. Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям. Тема текста совпадает с названием «Устная речь». Идея выражена в последней строке: «Чтобы речь - людское чудо - Не скудела в наши дни». В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает. Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи. - Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств? Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму. Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни… глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности. Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании. Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте. «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни». Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи. ^ Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде) Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Я желаю вам лёгкости стиля. - Дай бог нам прадедов наследие сберечь, Не притупить свой слух там, где ему всё ново, И, выплавив строку, дождаться светлых встреч С прозреньем Пушкина и красками Рублёва. (В.Рождественский) Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся). Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»: ясность точность краткость выразительность Спасибо за урок. Самоанализ, самооценка урока. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение – рассуждение по теме текста стихотворения, озаглавить, составить тестовые вопросы. |
![]() | Тема урока: Повторительно обобщающий урок — зачет «Безударные гласные в корнях слов». (6 класс) | ![]() | Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме: Разделительный мягкий знак |
![]() | Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь,... | ![]() | Описание: урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу... |
![]() | Вид урока: учебное занятие по первичному закреплению новых знаний и способов действия | ![]() | ... |
![]() | Воспитательные задачи: в ходе урока продолжить работу по воспитанию нравственных человеческих качеств школьников: коллективизма,... | ![]() | Имя числительное (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических) |
![]() | Когда и в связи с чем использовалось выражение “ идучи не идяху “? ( отказ бояр идти воевать в удельных сражениях ) | ![]() | Гузей Наталья Владимировна г. Новоалтайск, моу «Средняя общеобразовательная школа №1» |