Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме




Скачать 111.15 Kb.
НазваниеЗадачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме
Дата публикации29.08.2014
Размер111.15 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

Творческая мастерская

"Пробуем перо"


Цель: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.

Задачи:

  • Обучающие:

    • проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”;

    • продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме;

    • закрепить умения написания стихотворных текстов в различных стилях и жанрах.

  • Развивающие: развивать внимание, говорение, письмо, слушание.

  • Воспитательные: воспитывать литературный вкус, уважение к творческому наследию великих художников слова, мастеров живописи и известных композиторов.

Учащиеся должны знать:

  • что такое художественная речь;

  • чем отличается художественный стиль речи от других стилей;

  • стилевые черты и способы их выражения;

  • изобразительно-выразительные средства художественного стиля.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять и осмысливать изобразительно-выразительные средства языка в их  единстве с нравственно-психологической и социальной характеристикой персонажей, композиционной структурой произведения, идейным замыслом, позицией автора;

  • строить устное и письменное высказывание, предполагающее самостоятельный анализ литературных произведений;

передавать в устной и письменной форме своё, индивидуальное восприятие художественного произведения

^ Форма проведения: творческая мастерская
Оборудование: оформление доски рисунками, репродукциями картин "В мастерской поэта", музыкальное сопровождение, раздаточный материал (пословицы, стихи),
Ход урока
Эпиграф.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

^ ЗАПИСАНО НА ДОСКЕ
I. Орг. момент.

- Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить. Запишите в тетрадь главную идею нашего урока. Это выражение известного французского философа Мишеля Монтеня. Как вы их понимаете? Как думаете, чем мы будем заниматься?

-Верно, ребята, на уроке вы будете учиться у известных писателей и поэтов, друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в сочинении стихотворных текстов.
^ II. Повторение понятия «художественная речь».

- Прежде нам следует повторить, что такое художественная речь?

- Художественная речь – это особенная речь, предназначенная для создания художественных поэтических образов, эмоционального воздействия на читателя. Она бывает двух видов. Каких?

- Стихотворная и прозаическая.

- Поясните значение этих понятий, что такое прозаическая речь7

- Какие особенности стихотворной речи вы знаете?

- Что такое ритм? (Повторение одинаковых явлений через равные промежутки времени)

- Что такое рифма? (Созвучные окончания стихотворных строк)

- Еще одна особенность художественной речи – наличие изобразительных средств языка. Какие из них вы уже знаете?

- Эпитеты. Что это? (образное определение. отличающееся художественной выразительностью)

^ III. Наблюдение над текстом.

Примером художественного текста могут служить строки из стихотворения Ф.И.Тютчева

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

^ Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

- Запишем в тетрадь. 1 ученик у доски.Какие признаки стихотворного художественного текста здесь можно отметить?

- Ритм. Рифма. Эпитеты.

- Подчеркните эпитеты. Как будем подчеркивать? Назовите их.

^ III. Атрибутирование текста

- Эрудированный, начитанный человек всегда сможет определить в той или иной мере авторство текста или литературного направления. Нахождение в тексте важных признаков стиля, жанра, жизненных и исторических фактов называется атрибутированием текста. Проверьте свою эрудированность в литературе.

Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.

1. ^ Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

2. Еще в полях белеет снег,

А воды ух весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

3. ^ Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных…

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». А.С.Пушкин

4. ^ Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня «Свинья под дубом» И.А.Крылов

5. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Стихотворение Е.А.Баратынского «Весна»

^ IV. Разминка.

1. Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шёл мальчишка с бородой.

Помидор ел голубой.

С ним старик шёл молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".

Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор)
2.Буриме.

Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века.

^ Золотая - великана - рано – играя

"Утёс" М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая,

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;
3. Восстановить стихотворение по начальным словам строк. (ЗАПИСАНО НА ДОСКЕ)
Чудная ………картина

Как…………..ты мне родна

Белая ………..равнина

Полная……….луна. А.А.Фет

^ V. Творческая работа.

1. Сочинить стихотворение о самом дорогом и близком человеке. (пишут и читают у доски под музыку П.И.Чайковского. Мама.)

2. Чтение стихотворения учителем «О детях».

3. Демонстрация картин на тему «Осень» (презентация)

- Такой может быть осень.

- Еще у нас есть картины нашего учителя А.М. Бондаренко. У нее осень совсем необычная. А какой вы представляете осень. Напишите.

^ 4. Сочинение стихотворения об осени. (пишут и читают у доску под музыку П.И. Чайковского Сладкая нега)

VI. Проверка домашнего задания.

- Девочки писали акростих на свое имя.

- Мальчики басню «Вирус в компьютере» (ЧИТАЮТ У ДОСКИ)

^ VII. Домашнее задание.

- Назовите изобразительные средства, которые использованы автором этих строк.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

- риторическое обращение.

- сочините дома стихотворение на тему «Письмо другу», используя риторические обращения. Прочтите теоретические материалы на странице 114 учебника.

^ ВСЕ РАБОТАЛИ ОТЛИЧНО, ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ДНЕВНИКИ НА ПОДПИСЬ!

Спасибо за работу!

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, умение мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)


На уроках русского языка и литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литератуно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации. Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких работ, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает, когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную, нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств, поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает нарисованные писателем картины, - отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений при повторном и последующих обращениях к произведению.


Для глубокого понимания  изображенного в искусстве слова необходимо, с одной стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой - творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им, необходимо основательное изучение, развитие: эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от  нечего делать или легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом, многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе трех каналов связи: при помощи  непосредственного обращения к произведениям, посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в этом случае рассыпается, перестает существовать, а стало быть, и не будет целенаправленно воздействовать на сознание учащихся своими специфическими свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие. Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения искусства.

Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы, явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом. Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками, запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.

Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык литературотворческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно связано с совершенствованием постижения литературно-творческих текстов, созданием условий, когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся всем богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные читатели волшебством воображения, усиленного теоретико- и историко-литературной подготовленностью, сумеют максимально проникнуть в богатство идейно-художественного содержания.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной подготовки и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся, вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться, формирование высокого художественного вкуса и эстетических потребностей, нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с пером в руках", формирует творческую личность.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconУрока: Дидактическая : систематизировать навыки и умения по теме...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconЗадачи: Активизировать в речи учащихся лексику по теме «Meine Stadt»...
Развивать умения и навыки чтения, монологической и диалогической речи; подготовить учащихся к рассказу о Новгороде

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconМетодическая разработка урока экономики по теме «мир денег»
Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденной теме; в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, навыки...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconУрок обобщения и систематизации знаний учащихся
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, их умения и навыки применять эти знания в простейших...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconУрок по русскому языку на тему «Односоставные предложения»
Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2 Совершенствовать...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconТипы и стили речи Типы речи
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconПлан семинара. Посещение открытого урока английского языка в 7 классе....
Задачи урока: Закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме, учить строить монологические высказывания, беседовать в диалоге,...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconУрока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»
Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы...

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconУрока: Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»
Закрепление и углубление знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; формирование навыков культуры речи

Задачи: Обучающие: проверить знания учащихся по теме “Стили речи. Художественный стиль речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме iconПо русскому языку
Цели: повторить и закрепить полученные знания учащихся об имени существительном как части речи; развивать мышление и интерес учащихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница