Методическая разработка "Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \"рцо»




Скачать 154.54 Kb.
НазваниеМетодическая разработка "Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \"рцо»
Дата публикации27.08.2014
Размер154.54 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

"Ленинградский областной институт развития образования"

"ЛОИРО"

Материалы к

«Ярмарке инноваций в образовании-2013»

Методическая разработка

"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения ФГОС"

Автор: Башарина Дарья Ивановна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ "РЦО» п. Рахья



Предисловие


Много веков на земле существует профессия педагога, который учит ученика предмету.

Как учились читать наши предки?

Традиционно на Руси дети начинали ходить в школу достигнув возраста семи лет, но обучатся в школе было разрешено только мальчикам.  Девочек начинали учить дома различным хозяйственным делам. Дети преимущественно учились, зимой начиная с середины декабря месяца и до наступления пасхи. Так как в весеннее летний период  они помогали взрослым.

  Занятия начинались очень рано с рассветом и заканчивались только с наступлением темноты. Как таковой платы за обучение не было, но крестьяне привозили учителю продукты, и различные необходимые предметы, лучины дрова. Иногда привозили животных. Изучение в школе начиналось с изучения букв, но как такового разделения на классы не было, занятия шли в одной большой комнате. И не было разделения по возрасту.  Младшие ученики учили буквы, старшие читали и учили слова.  Помимо этого читали различные религиозные книги и заучивали молитвы и псалмы. Каждому ученику учитель давал задание индивидуально. Все задания ученики выполняли на уроке. Тех же, кто ленился или плохо себя вел, пороли розгами.

Как учатся читать наши дети?

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже «Литература», на который традиционно отведено всего 2 часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техника чтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.

И в этот миг происходит встреча Прошлого и Настоящего, которая даёт радость новой встречи с Будущим.

ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.



^

Упражнения развивающие навыки чтения:


1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Предлагаются упражнения следующего вида:

а) разминка (артикуляционная гимнастика)

· вдох носом, выдох через рот;

· вдох, задержка дыхания, выдох;

· вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра - начинается игра,

ры-ры-ры - у нас в руках шары,

ру-ру-ру - бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь - парь - жарь

дверь - зверь - червь

е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

Ецнлос

Ансев

цясем

ж) чтение зашумленных слов:

снег зима

мороз вьюга

з) чтение наложенных друг на друга слов:

к) чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например:1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд - с гласным [о], 3 ряд - с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Следующий вид работы - чтение по таблице - треугольнику.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
^

Игра в прятки


Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
^

Закончи предложение


Перед вами 10 незаконченных предложений. Рядом их перепутанные окончания. Соедините предложения правильно.

1. Хорошо в деревне летом! А вы...


... "Теперь мухам несдобровать!"

2. У нас в деревне есть речка. Я её несколько раз переплывал, а иногда даже...


...за три дня!

3. Только недавно я узнала, что арбуз...

...птица она!

4. Красивые грибы принесла я однажды из леса. Бабушка так и сказала: "Красота-то какая и добавила..."

...не были там?

5. Наш кот Мурзик очень похож на какого-то хищного зверя он...

...была спилена и лежала на опушке.

6. Теперь-то я точно знаю: оса кусает не больно. Например...

...перепрыгивал!

7. Бабушка научила меня доить корову. Правда корова...

...это ягода.

8. Мой брат говорит, что страус-это жираф только...

...весь полосатый.

9. Однажды я целый час просидел на верхушке огромной ели. Она...

...нашего товарища укусила оса, а он даже не вскрикнул.

10. Как-то в походе мы прошли десять километров...

...этого не знала и всё опрокидывала ведро.


Перевёртыши


Попробуйте восстановить слова, буквы в которых перепутаны местами. Например: маиз - зима.

  • ШИАМНА

(машина)

  • МЕТА

(тема)

  • ЕЕВР

(веер)

  • ЛОХДО

(холод)

  • КЛЁШ

(шёлк)

  • КАСИМ

(миска)

  • ТРКО

(корт)

  • СУЫБ

(бусы)

  • ЛОРЬ

(роль)

  • КАШКО

(кошка)

  • АКША

(каша)

  • ДАСКО

(доска)

  • НОИК

(кино)

  • БЕСЛК

(блеск)


Закономерности


Найдите в представленных ниже рядах лишнее слово и подчеркните его.

  • Сын, друг, бабушка, папа

  • Стул, кресло, стол, диван

  • Сыр, мясо, кефир, масло

  • Берёза, сосна, клён, тополь

  • Шалаш, герой, боб, горох

  • Велосипед, автобус, мотоцикл, трамвай

  • Астра, флокс, василёк, гладиолус


^

Мнимое слово


Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

В данной работе использована методика профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку - первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час - полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час - полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа - полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:

1. многократное чтение;

2. чтение в темпе скороговорки;

3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем следует остановить учеников и начать третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 - 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.
^

Рекомендации для родителей


1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.

3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.

4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.

8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.

10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.

11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
^

Упражнения по совершенствованию техники чтения


1 группа. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата.

К ним относятся:

- артикуляционная гимнастика для губ ,языка;

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения по произношению чистоговорок, скороговорок;

- упражнения в чётком произношении предложений.

2 группа. Упражнения, направленные на преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия.

В эту группу входят упражнения на:

- восполнение пропусков слов в предложении;

- двукратное произнесение каждого слова;

- чтение пунктирно-написанных слов;

- отделение слов от псевдослов.

3 группа. Упражнения, направленные на развитие антиципаций на различных уровнях.

К ним относятся:

- дидактические тренажёры ”Вертушка”;

- дидактические тренировочные средства;

- упражнения на догадку частей устойчивых словосочетаний, предложений, частей поговорок, диалога;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие правильности и безошибочности восприятия текста.

К ним относится:

- чтение строчек наоборот по буквам, словам;

- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

- чтение только второй половины слов.

5 группа. Упражнения, направленные на расширение оперативного поля чтения:

- упражнения на восполнение пропусков букв в словах;

- чтение строчек с прикрытой нижней половиной;

- чтение слов с прикрытой верхней половиной;

- работа с таблицами Шульте и Швайко;

- чтение текста через слово.

6 группа. Упражнения, направленные на развитие внимания и памяти в процессе восприятия.

К ним относится:

- чтение ”зашумлённых слов”;

- наложенных друг на друга слов;

- чтение перевёрнутого текста;

- поиск в тексте заданных слов;

- дидактические тренировочные игры.

7 группа. Упражнения, направленные на развитие скорости чтения при чтении вслух и про себя:

-чтение за диктором;

-чтение в парах;

-групповое чтение;

-чтение с отрывом взгляда от текста;

-чтение с убыстрением темпа, с переходом на незнакомый текст;

-жужжащее чтение;

-зрительные и слуховые диктанты;

-чтение текста с помехами;

-упражнения ”чтение-спринт”, ”чтение-разведка”.

Данные упражнения можно включать в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаются учащимся индивидуально, с учётом того, какой параметр слабо отработан у ребёнка-произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.

Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности». Таким образом, ФГОС ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
^

Библиографический список




  1. Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty. narod. ru/ vsd04. htm

  2. Белова Н. Б. Пробуждать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. — 1990, № 4 с.13–15

  3. Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальная школа. — 2000, № 9 с.76–80

  4. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения.// Начальная школа. — 2001, № 8 с.48–58

  5. Джежжелей О. В. Формирование круга чтения младших школьников.// Начальная школа. — 1989, № 1 с.32–38

  6. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению.// Начальная школа. — 1990, № 8 с.52–62

  7. Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы.// Начальная школа. — 2009, № 2 с.10–13

  8. Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах.// Начальная школа. — 1999, № 9 с.30–38

  9. Коробейникова В. Н. О некоторых приемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11 с.31–33

  10. ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5–9 классы. // Изд-во «Просвещение», 2011.

  11. ФГОС НОО. Программа «Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературное чтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconУрок исследование: А. П. Чехов «Ванька»
Тимофеева Елена Ивановна, учитель начальных классов моу сош №38. Разработка урока литературного чтения по учебнику Н. А чураковой...

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» icon«Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством...
Автор: Резван Любовь Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения...

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconВнеклассное мероприятие для учащихся начальной школы, посвящённое...
Учитель начальных классов моу сош №7 ст Октябрьской Крыловского района Краснодарского края

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconКонкурс «Интерактивных дел мастер» Номинация Методическая разработка...
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №8 города Солнечногорска Московской области (моу лицей №8)

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» icon«Есть такая профессия Родину защищать»
Автор: Поздышева Надежда Ивановна, учитель начальных классов моу «Большегусиновская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconСценарий выпускного вечера в начальной школе разработала Папушева...
Сценарий выпускного вечера в начальной школе разработала Папушева Г. Б., учитель начальных классов

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconНравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)
Описание. Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов, классных руководителей, воспитателей групп...

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три...
Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского...

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconМетодическая разработка «Использование программы ПервоЛого при формировании...
Методическая разработка предназначена для использования на уроках в начальной школе. Содержание работы направлено на освоение знаний,...

Методическая разработка \"Упражнения для совершенствования навыков чтения в начальной школе в условиях внедрения фгос\" Автор: Башарина Дарья Ивановна, учитель начальных классов, моу «сош \\\"рцо» iconВыпускной в начальной школе
Мероприятие разработал учитель начальных классов мкоу «Тягунская сош» Замятина Римма Анатольевна



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница