Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Мининская средняя общеобразовательная школа
Исетского района Тюменской области
Утверждаю
Директор МАОУ
Мининской СОШ
_________________
(Рыбакова М.В.)
«___» сентябрь 2012г
работы Мининской библиотеки на 2012 – 2013 уч. год
Анализ
работы Мининской школьной библиотеки за 2011 – 2012 уч.год
Библиотека является структурным подразделением школы. Школьная библиотека расположена в комнате площадью 24кв.м. Читального зала нет. Имеется тумбовый стол, стул, книжный шкаф, выставка, стеллажи для книг. Библиотека имеет штамп «Мининская средняя школа» размером 1,5*4см. Библиотека работает с 10 до 1час.
Выходной – суббота, воскресенье.
Школа работала над проблемой «Развитие познавательной активности учащихся на
основе формирований общеучебных умений и навыков».
Задачи библиотеки:
Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
Пропаганда здорового образа жизни.
Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса.
Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до пользователя.
Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.
Работа с родителями ведется через собеседование, через обзоры литературы на
родительских собраниях, что повысило уровень посещаемости библиотеки не только детьми, но и родителями.
Ведется совместная работа с активом организации и советом старшеклассников,
которые регулярно проводят рейды по проверке сохранности учащимися учебников, результаты отражались в информационном стенде и на общешкольных линейках.
С учащимися начальных классов проводится операция «Книжкина больница», отремонтировано 30 книг.
С пед. коллективом проводятся обзоры новых поступлений книг, учебников. Оказывается помощь в подборке литературы в проведении классных и школьных мероприятий, уроков.
7. Учащиеся обеспечены учебниками:
Книговыдача.
Посещаемость
10.Обновление книжного фонда – через РОНО, личный вклад учащихся.
11.Фонд:
-Художественный –3685кн.
-педагогический- 2710кн.
-Справочный- 108 кн.
-Учебный- 3384 кн.
-Журналы- 156 жур.
-Ауди-видио –электронные материалы-144
Повышение фонда идет за счет регионального бюджета и личного вклада учащихся.
13.Проведены следующие массовые мероприятия:
- Посвящение первоклассников в читатели.
- Конкурс «Раз словечко, два словечко».
- « Талант добрый и веселый». Презентация по творчеству С.В. Михалкова.
- Занимательный час, посвященный шоколаду. «Пища богов»
- Викторина. День детской книги. « С книгой жить - век не тужить»
- «Путешествие в мир природы». Познавательная игра по творчеству В. Бианки.
- Литературно - музыкальный вечер «Жди меня и я вернусь»
^ «Наши домашние любимцы»
Конкурс стихов: День матери
День Победы
Дети охотно участвовали в проводимых мероприятиях. Интересно прошла электронная игра в 2-4 кл. Они охотно участвовали в конкурсах. Интересно прошел «День детской книги» а начальных классах.
Библиотечные уроки проходили по графику с 1-10 классы. Они прививают интерес к
чтению и помогают в выборе книг, оказывают помощь в подготовке к урокам, в работе к устным сообщениям, подготовке к ЕГЭ.
Оформлены книжные выставки:
- «Я - пешеход»
- «С огнем не шути»
- « Мамы всякие нужны»
- «Непобедимая и легендарная»
- «Все о вредных привычках»
- «Полет в космос»
- «Был 41-й год»
- «Нити времен» Выставка книг к предметным неделям
Выставка книг юбиляров «Книга – именинница»
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей. Все указанные книжные выставки привлекли внимание учащихся, т.к. были приурочены к мероприятиям. Подборка материала в следующем году будет обновляться и углубляться. 16.Заведены и действуют картотеки:
-Загадок
-Стихотворений (по темам)
-Почему?
Эти картотеки действуют, постоянно пополняются и оказывают помощь как детям, так и педагогам в подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям. Помогают в подборке статей для педагогического объединения классных руководителей, педколлектива в целом.
Сделаны папки:
«Помоги себе сам»
-«Родное Приисетье»
-«О наркомании»
-«Здоровый образ жизни»
Они помогают при написании рефератов, проведении классных и общешкольных мероприятий, оформлении кабинетов. Задачи школьной библиотеки. 1. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности. 2. Пропаганда здорового образа жизни. 3. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса. 4. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её до пользователей. 5. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. 6. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки. Направление деятельности работы библиотеки. 1. Работа с учащимися.
Уроки культуры чтения;
Библиографические уроки;
Информационные и прочие обзоры литературы;
Доклады о навыках работы с книгой;
Литературные часы;
2. Поддержка общешкольных мероприятий:
Предметные недели, детской книги
День знаний
День матери
Новый год
День защиты детей
Общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.
Оформление школьных газет и стендов.
3. Работа с учителями и родителями:
Выступление на заседаниях педсовета;
Обзоры новинок художественной, учебно-методической, учебной литературы;
Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
Информационные обзоры на заданные темы;
Выступления на родительских собраниях;
Обзоры публикаций периодической печати для
педагогов (1 раз в четверть).
4. Пополнение папок информации.
5. Оказание помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из фонда библиотеки.
6. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции библиотечно- информационного центра школьной библиотеки. 1. Образовательная- поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе. 2. Информационная- предоставление возможности использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя. 3. Культурная- организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся
^ I. Работа с фондом учебной литературы.
№
п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
2. 3. 4.
5. 6.
7.
8.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году.
Составление совместно с учителями заказа на учебники. Подготовка перечня учебников, планируемых использовать в новом учебном году.
Прием и обработка поступивших учебников:
Оформление накладных
Запись в книгу суммарного учета
Штемпелевание
Оформление картотеки
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников.
Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) Работа с резервным фондом учебников
Ведение учета
Размещение для хранения
| сентябрь-октябрь январь-февраль
апрель-май по мере поступления 1раз в год
Два раза в год (в конце полугодий.) сентябрь-ноябрь
|
^
№
п/п
| Содержание работы
| срок исполнения
| 1. 2.
3.
4. 5. 6.
7.
| Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.
Обеспечение свободного доступа в библиотеке:
К художественному фонду (для учащихся 1-4кл.)
К фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)
Выдача изданий читателям.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных книг.
Ведение работы по сохранности фонда.
Работа по мелкому ремонту книг с привлечением читателей.
Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
| по мере поступления постоянно постоянно постоянно
постоянно постоянно постоянно
один раз в четверть
декабрь, июнь
|
^
№
п/п
| Содержание работы
| срок исполнения
| 1.
| Оформление подписки на первое и второе полугодие
| октябрь, апрель
|
^
№ п/п
| Содержание работы
| Срок исполнения
| Индивидуальная работа
| 1. 2
3. 4.
| Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, родителей.
Беседы со школьниками о прочитанном.
Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах.
Выставка одной книги «Это новинка!»
| постоянно постоянно
постоянно по мере поступления
| Работа с родителями.
| 1. 2. 3.
| Отчет перед родителями о новых поступлениях художественной литературы и учебников.
Составления списка учебников, необходимых школьникам к началу нового учебного года.
Обзоры литературы для родителей на родительских собраниях:
- -
| май май-июнь По плану .
| Работа с педагогическим коллективом
| 1.
2. 3.
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.
Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)
Подборка литературы в помощь проведению предметных недель и т.д.
| периодически
(на совещан иях) сентябрь
в течение шгода
| Работа с учащимися школы
| 1. 2. 3.
4. 5. 6.
| Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов до учащихся и родителей.
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке и обращение с книгой.
Оформление и периодическое обновление стенда «Уголок читателя»
«Чтобы легче было учиться»- подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году.
Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию.
| постоянно один раз в месяц
постоянно сентябрь
май в течение года
|
^
учащимся школы
| Содержание работы
| срок исполнения
|
| 1-й класс
Тема №1. Первое посещение библиотеки. Знакомство с «Книжным домом». Понятие «читатель», «Библиотека», «Библиотекарь». Правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тем .полки, ящики для выбора книг. Книжная выставка).
Тема №2 Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)
|
октябрь
май
|
| 2 класс
Тема №1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг.
Тема №2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.
|
ноябрь
январь
|
| 3 класс.
Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель- формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы).
Тема №2. Выбор книги в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.
|
ноябрь
февраль
|
| 4 класс.
Тема №1. «Твои первые энциклопедические словари, справочники» Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
Тема №2. История книги. Знакомство детей с историей книги от её истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.
|
декабрь
апрель
|
| 5-й класс
Тема №1. Как построена книга. Аннотация, предисловие, содержание, словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении, при работе с ними.
Тема №2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой «почерком» художника, его творческой индивидуальностью.
|
декабрь
апрель
|
| 6-й класс.
Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение систематическому поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке.
|
ноябрь
|
| 7-й класс.
Выбор книги. Понятие «библиография», её назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею.
|
декабрь
|
| 8 класс.
Справочно- библиографический аппарат: структура, назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.) поиск литературы с помощью систематического каталога.
|
апрель
|
| 9-й класс.
Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.
|
февраль
|
| 10-й класс.
Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада.
| март
|
^
внутришкольного контроля за деятельностью школьной библиотеки
на 2012 - 2013 уч. год
Вид контроля | Содержание работы | Ответственный | Форма
проведения
| Сентябрь
Ф.К.
Организация
работы
библиотеки
| Программно – учебное обеспечение образовательного процесса на 2012 – 2013 уч. год
| библиотекарь
| СПД
| Октябрь
Т.К.
Работа с фондом учебной литературы
| - состояние каталога
электронных учебников
- контроль за своевременным
возвратом в фонд выданных
изданий
| администрация
| СПД
|
Январь
Т.К.
Организация массовой работы школьной библиотеки
| Отчет о выставках к юбилейным датам писателей, предметным неделям
| администрация
| СПД
| Март
Т.К.
Работа
библиотеки
| Проведение библиотечных уроков( тематика, цель, содержание)
| администрация
| СПД | Апрель
Ф.К.
Работа библиотеки
| - проведение Недели детской
книги
-работа с педкадрами:
консультационно – информационная работа с педколлективом, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году
| администрация
| СПД
| Май
Т.К.
Работа
библиотеки
| - прием учебников по
классам
- отчет деятельности
школьной библиотеки
| библиотекарь
| СПД
|
^
№
п\п
| Содержание работы
| Срок проведения | 1.
| Выставка книг к предметным неделям | по предметным неделям
| 2.
| Выставка книг юбиляров «Книга – именинница»:
^
170 лет - Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома» 1852 80 лет - Гайдар А. «Дальние страны» 1932 180 лет - Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1832 170 лет - Гоголь Н.В. Первый том «Мёртвых душ»1842 100 лет - Горький А.М. «Воробьишко» 1912 100 лет - Горький А.М. «Случай с Евсейкой» 1912 50 лет - Медведев В.В. «Баранкин, будь человеком!»1962 150 лет - Тургенев И.С. «Отцы и дети» 1862 90 лет - Чуковский К.И. «Мойдодыр» 1922 90 лет - Чуковский К.И. «Тараканище» 1922
^
155 лет (1858) – «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова; 100 лет (1913) – «Детство» М.Горького 90 лет – «Алые паруса» А.С.Грина 70 лет (1943) – «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери 40 лет – (1973) В США издан «Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицына
| в течении года
| 3.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей:
СЕНТЯБРЬ
5 – 195 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875)
^ – 130 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882–1938)
ОКТЯБРЬ
8 – 120 лет со дня рождения русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)
^ – 110 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)Автор детских сказок
НОЯБРЬ
3 – 125 лет со дня рождения русского поэта, драматурга и переводчика, писателя, редактора Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964)
^ – 160 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852-1912)
29 – 210 лет со дня рождения немецкого писателя-сказочника Вильгельма Гауфа(1802–1827), автора «Маленького Мука», «Карлика Носа» и др.
^ – 345 лет со дня рождения английского писателя и политического деятеля Джонатана Свифта (1667-1745)
ДЕКАБРЬ
22 – 75 лет со дня рождения детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского (1937)
ЯНВАРЬ
1 – День былинного богатыря Ильи Муромца
8 – 100 лет со дня рождения поэта Ярослава Васильевича Смелякова (1913-1972)
^ – 130 лет со дня рождения русского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883-1945)
25 – 75 лет со дня рождения русского поэта, актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938–1980)
^ – 230 лет со дня рождения русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852)
ФЕВРАЛЬ
4 – 140лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954)
^ – 190 лет со дня рождения французского писателя-фантаста Жюля Верна (1828-1905)
9 – 75 лет со дня рождения русского писателя Юрия Иосифовича Коваля (1938-1995)
^ – 75 лет со дня рождения российского писателя Георгия Александровича Вайнера (1938-2009)
МАРТ
12 – 100 лет со дня рождения русского поэта, баснописца, автора слов трёх гимнов нашей страны Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009)
^ – 145 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького(н. и. Алексей Максимович Пешков) (1868–1936)
АПРЕЛЬ
1 – 85 лет со дня рождения русского поэта Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998)
^ – 125 лет со дня рождения русской писательницы Мариэтты Сергеевны Шагинян (1888-1982)
12 – 190 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886)
МАЙ
3 – 165 лет со дня рождения художника-иллюстратора Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926)
12 – 80 лет со дня рождения русского поэта Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010)
| в течении года
| 4.
| День воинской славы России. 200 лет со дня Бородинского сражения (1812) | сентябрь
| 5.
| Посвящение первоклассников в читатели
| октябрь
| 6
| Путешествие – презентация по книгам «Учитель, пред именем твоим»
| октябрь
| 6.
| ^ « В гостях у сказки»
« Мечты о лете»
| ноябрь декабрь
апрель
| 7.
| ^ К Дню Победы
| ноябрь
май
| 8.
| Викторина «Как встречают Новый год люди всех земных широт»
| декабрь
| 9.
| Классный час, посвященный Дню матери «Тем, кто подарил нам жизнь»
| март
| 10.
| Акция «Читательская ленточка»
| апрель
| 11.
| «Помнит сердце, не забудет никогда», 9 мая
| май
| 12.
| ^ читателей начальной школы и родителей - «О пользе смеха» - по произведениям
Н.Носова
- «Мальчишки! Для вас эти книжки!» - ко
Дню Защитников Отечества
- «Между нами, девочками!» - посвященная 8
марта
- «Весна идет – весне дорогу» - весна в
произведениях классиков
- «Нам дороги эти позабыть нельзя…» - посвященная 9 мая
|
октябрь ноябрь декабрь февраль
март апрель
май
| |