Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти




НазваниеУрок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти
страница1/3
Дата публикации19.08.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3
УРОК № 1+ 2/09 – 13г.

тЕМА: ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. ЯЗЫК И РЕЧь

Словом можно убить, словом можно спасти,

словом можно войска за собой повести.

Цель: Познакомить с учебником и изучаемыми разделами, сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения, прививать любовь к родному русскому языку, развивать речь, мышление, умение чисто, грамотно вести тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с учебником. ( Авторская группа, форзацы, условные обозначения, памятки, изучаемые разделы).

  3. Беседа о языке как средстве человеческого общения.

– Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку.

Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

  1. ^ Работа над упражнениями 1, 2.

-Что нового вы узнали о значении языка?

- Как вы считаете, в каких словах данного упражнения заключается основная мысль текста? ( последний абзац).

V. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем.

· Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

^ НА ДОСКЕ.

1. Без языка и колокол нем.

2. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Хорошую речь хорошо и слушать.

4. В чужой беседе всяк ума купит.

5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.


  1. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

  1. Поработать с высказыванием К.Г.Паустовского над доской.

  2. Слово учителя.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

^ М. В. Ломоносов

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

^ Н. М. Карамзин

… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем.

А. И. Герцен

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

^ В. Г. Белинский

Перед вами громада – русский язык.

Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…

^ А. И. Куприн

VII. Сообщение учителя.

язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.

  1. ^ Домашнее задание: записать высказывание о русском языке писателя-классика и объяснить его смысл.


5 кл. Урок № 2.+ 4/IX-13 г.

Тема: « Общение устное и письменное».
Цель: познакомить учащихся с понятием речь, показать значение речи устной и письменной как средства общения, развивать монологическую речь, пополнять словарный запас.

Ход урока.

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

В о п р о с ы:

– Для чего мы должны знать язык и умело им владеть?

– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)

- А какой должна быть наша речь? ( культурной, понятной, эмоциональной и т.д.)

Прочитать стихотворение Е.Тарховской «Где овечка без хвоста?» из методички стр. 13.

- Почему животные не смогли помочь Ване? ( они не знают человеческий язык)

- Так что такое ЯЗЫК? ( Это средство человеческого общения)

III. Сообщение темы и цели урока.

^ IV.Работа по теме урока.

  1. Работа с учебником.

Стр.4- работа с контурными картинками

Коллективное выполнение упр. 4.

Рассматривание и объяснение алгоритма из упр.5 стр.5

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Работа с пословицами об устном и письменном общении. Упр.6.

- Одну из понравившихся пословиц записать в тетрадь. Почему?

^ VI. Повторение ранее пройденного материала.

-Назовите буквы и звуки в словах РЕЧЬ И ЯЗЫК.

VII. Итог урока. Домашнее задание. Упр. 7.
Дополнительное задание.

^ Диктант с заданием.

Пусть живет

Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.

Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.

· Задание.

1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.

2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?

Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?

Урок №3.

Тема: Читаем учебник. Слушаем на уроке.


Урок № 4. +

Тема: р/Р СТИЛИ РЕЧИ

Цель: формировать умение различать стили речи.

Ход урока

^ I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Грамотаgrammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)



– В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

^ III. Сообщение учителя.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

^ Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

^ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

общение людей в быту

Разговорный

общение граждан в учреждении

официально-деловой

агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

публицистический

научная деятельность (научные статьи, работы)

научный

словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

художественный


Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

^ IV. Наблюдение (с. 9 учебника).

– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).

^ V. Сообщение учителя.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

VI. Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (^ Из словаря – научный.)

3. Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого- то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? (Художественный.)

^ И. Токмакова «Ива»

Домашнее задание: упражнение 14.

5 кл. Урок № 5 +

Тема: Звуки и буквы. Произношение и написание.

Цели: освежить знания учащихся о звуках и буквах; вспомнить, что такое « транскрипция; тренировать в фонетическом разборе, учить правильно произносить слова, развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас.

Ход урока.

^ I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Повторить о стилях речи.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Работа по теме урока.

  1. Повторение о звуках и буквах.

- Сколько букв в русском языке? А звуков?

- Сколько гласных букв? (10) А звуков?(6)

- Всегда ли совпадает произношение и написание? Сделайте вывод: чтобы правильно, грамотно писать, нужно знать …( правила или орфограммы).

- Вы из начальной школы уже знаете много орфограмм, т.е. правил правописания. Орфограммы мы с вами начнём повторять на следующем уроке.

- Но слова нужно не только грамотно писать, но и правильно произносить. Этому нас учит ОРФОЭПИЯ.

^ На доске. Звонит, скучный, чтобы, конечно, договор, свитер, торты, свёкла, положить, с высокого синего неба.

-Правильно произнесите слова. ( думаю, что не у всех детей получится).

2. Работа с учебником. Упр. 17, теоретические сведения на стр. 11 и 12.

^ V. Повторение и закрепление знаний о звуках и буквах.

1. Устная работа. Упр. 18, 21.

2. Составить слова из букв слова ТРАНСКРИПЦИЯ ( скрип, наст, рак, писк, пират, акция, спица, кран, цинк, танк, три, кипа, пика и т.д.)

3. Транскрипция и фонетический разбор слов.

На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком.

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? ( краю, ежа).

- Почему?

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? (боролись).

- Почему?

- Назовите слова, в которых произношение и написание не совпадают? ( [ Пал,ана, барол,ис,, агромным, баровиком]).

- Что мы должны знать, чтобы правильно писать слова? ( правила, т.е орфограммы). А теперь транскрипция слов.

Ежа [ i,жа], поляны [пал,аны] (дать устно характеристику звуков в этих словах и назвать правильно буквы).

  1. Развитие речи. Работа с упр. 22.

(В учебнике есть репродукция картины А.А. Пластова «Летом»).

  1. Итог урока. Д/з: из упр.18 записать транскрипцию последних 6 слов.


5 кл. Урок № 6. +
Тема: Орфограмма.

Цели: вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. упр. 18, транскрипция 6 последних слов.

  3. Подготовка к восприятию нового материала.

В о п р о с ы:

– Что называется окончанием, приставкой, корнем, суффиксом? основой слова?

– Что значит «однокоренные слова»?

– Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои примеры.

Взгляд, огонь, удивляться, прилететь, чистый.

Работу можно провести устно или письменно.

  1. Работа по теме урока.

  1. Словарно-орфографическая работа.

  2. Работа с учебником. Теория об орфограммах и опознавательных признаках в словах. Стр. 13- 14.



  1. Разберите слова по составу. Подумайте, в каких из частей слова встречаются орфограммы?

Побег, придорожный, камыш, речка.

  1. Работа с учебником.

а). Устная работа. Упр. 23 стр.13.

б). Самостоятельная работа. Упр. 24 стр.13.

в) Работа с опознавательными признаками орфограмм. Упр.25


  1. Домашнее задание: упражнение 26, § 7, материал прочитать.

Дополнительный материал.

  1. К заданным схемам подберите слова.



В о п р о с. К какой из заданных схем невозможно подобрать слово? Почему?
Задание 2. Спишите, подчеркивая одной чертой только буквы-орфограммы.

^ Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше!

Под темными елками деды-боровики стоят. У них кафтаны белые, на головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинами отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапочки. Тоже красота!

5 кл. Урок № 7. + 10.09.
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ И НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА


Цели: повторить наиболее известные способы проверки безударной гласной в корне; продолжить работу по развитию умений выделять корень и определять ударения; сосредоточить внимание учащихся на правописании непроверяемых безударных гласных в корне слова, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

^ I. Проверка домашнего задания. Упр. 26, теорию §7.

II. Словарно-орфографическая работа



Гладиолус, аромат, парад, солдат, гигант, громадный, оранжевый, директор, кабинет, здесь, здание, вестибюль, облако, яблоко.

д –Пара пароготовлю (лат.).

т –Солда льдосо монета (итал.) – жалованье’.

гнт –ига гас –ги гигант (греч.).

гдный –рома ндгра очень большой (франц.).



С понравившимися словами составить два – три предложения, записать, выделить грамматическую основу предложения.

^ III. Работа по теме урока. Разбор и выполнение упражнения 28.

В о п р о с ы:

– Что нужно сделать, чтобы определить написание безударной гласной в корне?

– Приведите примеры.

– Сравните свои наблюдения с теоретическими сведениями на с. 15 учебника.

Чтение теории и заучивание правил №1 и №2 (обратить внимание на 2 способа проверки безударной гласной в корне слова),

^ IV. Закрепление умений.

проводится на материале упражнений 29, 30, 31 (29, 30 с записью в тетрадях и на доске), особое внимание следует обратить на графическое выделение орфограммы и комментирование.

^ V. Выборочный диктант.

Задание. Запишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Зима, страна, вода, земля, жалеть, деревья, деревня, жалить, пастух, прелесть, кормить, ценить, писать, ощипать, удивление, корзина, тарелка, молоко.

^ VI. Проверьте безударные гласные разными способами.

На доске. 1. Осень позолотила леса и поля. 2. Пожелтели деревья в лесу. 3. Дети шли по лесной тропинке. 4. Потянул легкий ветерок. 5. Настали холодные дни.

VII. Комментированное письмо.

Быстро зашагать, далекие края, подарить цветы, присоединиться к группе, поглядеть вверх, разломать забор, показать картину.

VIII. Разбор слов по составу.

Перелетные, веселые, ранний, разъезд, зимушка, морозец.

– В каких словах встретилась безударная гласная в корне, проверяемая ударением?

^ IX.Объяснительный диктант.

Осень на реке

Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял.

  1. Домашнее задание: упражнение 32; орфограмму № 1 выучить.

5 кл. Урок № 8. + 11.09.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconСоветский поэт Вадим Шефнер, размышляя о судьбах языка и роли слова,...
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconЭссе на тему: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно...
Россия богата землями, природными ресурсами, но так же, талантливыми людьми. Но в последнее время мы стали забывать о величайшем...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти icon«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… (В. Шефнер)»
Самое удивительное и прекрасное, что дано человеку, это дар слова. Люди говорят на разных языках, каждый язык имеет ряд особенностей....

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconСловом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести
Спасибо нашим предкам – славянам за такой красивый и ёмкий русский язык. Большую роль в славянской письменности сыграли Кирилл и...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти icon«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»
Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения,...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconСловом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести Вадим Шефнер
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от дикторов телевидения и радио. Ещё некоторое...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconМбоу сош №5 г. Иваново «кипиш» январь 5(23)2013 Словом можно убить,...
В хороводе со сказочными героями ребята танцевали, пели песни, играли, отгадывали загадки и читали зимние стихи. Вечером в классах...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconСочинение Словом можно убить, словом можно спасти
«Мама». В нем радость, надежда на защиту, обращение за помощью. Одно слово – а в нем целый мир, вся жизнь. А ведь именно мам дети...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconЗдоровье не купишь – его разум дарит”
Плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто...

Урок №1+ 2/09 13г тЕма: язык и человек. Язык и речь Словом можно убить, словом можно спасти iconПарадоксы культурологии
Язык есть язык (а не набор звуков или черточек), только если на нем можно говорить о том, что языком не является (а если речь идет...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница