Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие




НазваниеРазбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие
страница1/16
Дата публикации19.07.2013
Размер2.06 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



СражИдинов А.С.
Обучение звуко-буквенному
разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения

Учебное пособие






Махачкала 2007
Дагестанский государственный педагогический университет
Кафедра методики начального обучения русскому языку

А.С. Сражидинов


Обучение звуко-буквенному разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения

Учебное пособие




Махачкала 2007

ББК 74.261.3

УДК-372

С-75
Печатается по решению совета учебно-методического объединения Дагестанского государственного педагогического университета.
А.С. Сражидинов

Обучение звуко-буквенному разбору слова в начальных классах.
Учебное пособие для студентов дневных и заочных отделений факультетов начальных классов и учителей начальных классов.
Рецензенты:

1. К.Э. Джамалов – зав. кафедрой методики русского языка ДГУ, доктор педагогических наук, профессор.

2. З.Р. Магомедова – профессор кафедры методики начального обучения русскому языку ДГПУ.
Предлагаемое пособие рассчитано на студентов факультетов начальных классов ДО и ОЗО педуниверситетов Российской Федерации, а также учителей начальных классов. Книга поможет осознанно разбираться в принципиальной разнице звуков и букв, в правильном произнесении звуков и правильном назывании букв, в вычленении звуков в словах, в определении их последовательности, в звуко-буквенном составе слова, в установлении соответствия – несоответствия звуков и букв, в правильном делении слова на слоги. Пособие дает необходимый фонетико-графический материал и различные рекомендации с целью более точного, эффективного обучения звуко-буквенному разбору слова в начальных классах.

Настоящая книга может быть использована не только в работе студентов и учителей начальных классов, но и полезна для студентов педагогических училищ и колледжей.


© Даггоспедуниверситет, 2007

© Сражидинов А.С.





Оглавление








Введение………………………………………………………

6

1.

Недостатки в проведении звуко-буквенного разбора

слова в учебно-методической литературе для начальных классов ………………………………………………………


12

2.

Основные фонетико-графические умения и навыки учителя начальных классов и младших школьников ……………

13

2.1.

Что нужно знать учителю начальных классов, чтобы

правильно обучать ученика проведению звуко-

буквенного разбора слова……………………………………

13

2.2.

Знания и умения учащихся, формирующиеся

в I-III классах …………………………………………………

15

2.3.

Знания и умения учащихся, формирующиеся

в IV классе ……………………………………………………

16

3.

О понятии «звуко-буквенный разбор» ……………………

17

4.

Цели и задачи звуко-буквенного разбора слова …………...

20

5.

Методические рекомендации к правильному выполнению учащимися звуко-буквенного разбора слова….……………

21

6.

Краткое разъяснение необходимости, содержания и

последовательности операций звуко-буквенного

разбора слова………………………………………………….

22

7.

Какие слова выбирать для звуко-буквенного разбора слова в начальных классах …………………………………………

25

8.

Какие слова нецелесообразно использовать для проведения звуко-буквенного разбора………………………………

26

9.

Порядок проведения и образцы звуко-буквенного и

собственно звукового разбора слова, данные в учебно-методической литературе для начальных классов .………..

26

10.

Слова для звуко-буквенного разбора ……………………….

37

11.

Обучение звуко-буквенному разбору слова.

Образцы звуко-буквенного разбора слов …………………..

38

12.

Образцы фонетической транскрипции слов ………………..

50

13.

Понятие о звуках и буквах. О смешении звуков и букв……

52

14.

Таблица основных звуков русского языка ..………………..

60

15.

Русский алфавит ……………………………………………..

62


16.

Буквенное обозначение гласных и согласных звуков

(фонем) на письме ……………………………………………

63

17.

Гласные звуки (фонемы) и буквы …………………………

64

18.

Обозначение согласных звуков (фонем) на письме

буквами ……………………………………………………….

66

19.

Правила произношения, которым в школьной речевой практике уделяется большое внимание ……………..……

68

20.

Ознакомление младших школьников с непроизносимыми согласными …………………………………………………..

70

21.

История возникновения непроизносимых согласных

звуков……………………………………………………….…

71

22.

Способы передачи звука [й] на письме ……………………..

74

23.

Таблица безударных гласных звуков ………………………

75

23.1.

Слогораздел. Типы слогов в русском языке.

Модель слогоделения………………………………………...

78

23.2.

Из истории структуры слога ………………………………...

78

23.3.

Изменение слоговой структуры древнерусского языка …...

79

23.4.

Понятие слога ………………………………………………...

80

24.

Основной закон слогораздела в русском языке ……………

80

25.

Позиции по выбору предпочтительного способа

слогоделения в методике русского языка…………………...

81

26.

Ошибки и неточности в школьном обучении слогоразделу и пути их преодоления ………………………………………

86

27.

Модель слогоделения ………………………………………..

94

28.

Пути преодоления ошибок в школьном обучении

слогоразделу ….........................................................................

95

29.

Основные согласные звуки и их характеристика ………….

96




Упражнения на правильное усвоение состава согласных звуков слова и их характеристики…………………………...

98

30.

Упражнения на правильное произношение, вычленение звуков из слова и их характеристику ……………………….

98

31.

Упражнения на разгадку слов по характеристикам

звуков …………………………………………………………

100

32.

Фонетические упражнения ………………………………….

101

33.

Фонетические упражнения с гласными звуками

на уроках русского языка (2 класс) …………………………

102

34.

Упражнения на вычленение согласных звуков из слова…...

104

35.

Упражнения на определение звукового состава слова ……

105

36.

Воспитание четкого, правильного произношения

безударных гласных звуков в словах ……………………….

107

37.

Воспитание четкого, правильного произношения звонких и глухих согласных звуков в конце и в середине слова …...

109

38.

Упражнения на формирование у учащихся понятия «звук – смыслоразличитель». Игра «Одна фонема, марш!»……...

112

39.

Фонетико-графические упражнения ………………………

113

40.

Правильно произнесите двойные согласные……………….

120

41.

Правильно произнесите предлог и следующее слово……...

125

42.

Литература…………………………………………………….

131


^ Звуко-буквенный анализ слов, текста –

залог правильного, безошибочного письма.

М.Р. Львов
Введение

По мнению ученых-методистов, в учебной литературе по русскому языку для начальных классов большое внимание уделяется отражению основ современных научных знаний по фонетике и графике. В разделе «Звуки и буквы» учебника русского языка для начальных классов, как утверждают методисты, даются все основные сведения по фонетике и графике и эти сведения «помогают учителю сформировать интерес у учащихся к звуко-буквенному анализу, сделать знания полными и точными, повысить уровень осознанности в усвоении материала, значительно упрочить навык звуко-буквенного разбора»1.

Известно, что в разделе «Фонетика и графика» («Звуки и буквы») решаются основные задачи его изучения. Они следующие:

  1. Развитие звуковой культуры речи младших школьников.

  2. Формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора слова.

  3. Формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.

Между тем анализ уроков, проводимых учителями начальных классов школ г.Махачкалы и студентами-практикантами факультета начальных классов ДГПУ, показывает, что в преподавании фонетики имеется много недостатков. И эти недостатки (вернее ошибки) отражаются и на обучении младших школьников фонетике.

Отсюда «по вине учителей» учащиеся получают неточные знания о звуке и букве. По этому поводу опытные методисты отмечают: «Нечеткие представления о звуке и букве ведут к неточным фонетико-графическим знаниям, на которые трудно опереться, работая над грамматическим строем языка и его словарным составом»2.

В чем же основная причина плохих фонетико-графических знаний учителей и учащихся? Причина плохих знаний учителей и учащихся начальных, да и средних и старших классов заключается в недостаточно ясном изложении фонетического материала в школьном учебнике русского языка для начальных классов.

Как показывает анализ учебника русского языка для 1-4 классов, в нем наблюдается смешение звука и буквы, звучания и написания, что, по словам методистов, отрицательно сказывается на всем последующем обучении языку.

«В настоящее время, - подчеркивает Жедек П.С., - во всех методических пособиях говорится о том, что нельзя смешивать звук и букву. Но на практике учителя и методисты нередко «соскальзывают» на подмену звука буквой или на их смешение»1.

О явлении смешения звука и буквы младшими школьниками Т.Г.Рамзаева, один из авторов учебника русского языка для начальных классов (традиционное направление), пишет: «Русское письмо звуковое2, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся 1 класса необходимо научить распознавать звук и букву. Дети узнают, что звук мы произносим и слышим, букву видим и пишем. Буква – это значок звука, которым он обозначается на письме. Однако на практике школьники часто допускают смешение звука и буквы. Например, подсчитывая звуки в произнесенном слове парк, ученик говорит, что в слове слышатся 4 буквы, в слове дуб ошибочно называют звуки д-у-б, в слове пел называют звуки п-е-л, имея в виду буквы». (Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: Пособие для учителя трехлет.нач.шк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. С. – 17-18.).

Отсюда вопрос: Каковы последствия, вытекающие из смешения, неразличения звука и буквы?

В качестве ответа приведем мнения ученых-лингвистов и ученых-методистов:

1. «Длительный период учения в школе, усилия, затраченные на усвоение орфографии, пренебрежение звуковой стороной речи в школьных программах приводят к тому, что постепенно забывают о существовании звуков вообще… Неразличение звуковой системы языка и буквенной системы письма, звуков и букв отрицательно сказывается на всем дальнейшем изучении языка – его грамматики, стилистики, поэтики. Причиной в первую очередь является смешение звуков и букв в методиках обучения. Даже современные буквари и методические руководства к ним не свободны от данного недостатка». (Л.И.Зиндер)

2. «Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка». (М.В.Панов)

3. «Недостаточно точные фонетические представления учителей затрудняют дальнейшее изучение программного материала – словообразования, грамматики, орфографии». (Р.Т.Гребенкина)

4. «Она (путаница между звуком и буквой) ведет к тому, что дети отучаются слушать и слышать звучащую речь, соотносить ее с речью письменной, что, в свою очередь, порождает как нелитературное произношение, так и орфографически неграмотное письмо». (А.А.Бондаренко, М.Л.Каленчук)

Смешение звука и буквы, звучания и написания, на наш взгляд, затрудняет решение таких основных задач раздела «Звуки и буквы», как развитие звуковой культуры речи учащихся и формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора. Необъяснимой и поэтому неинтересной становится для учащихся система правил правописания, вызывая большие трудности у них в точном усвоении языка.

Чтобы помочь младшим школьникам да и учителям начальных классов преодолеть серьезные недостатки в более точном усвоении звуков и букв, звучания и написания, по мнению методистов, важно уже на начальном этапе обучения дать детям на основе их собственных наблюдений твердое представление о принципиальной разнице звуков и букв. По этому поводу С.Ф.Иванова и Л.А.Горбушина подчеркивают: «В букварный период начинается последовательное изучение звуков и букв, и здесь особенно важно сразу же правильно построить всю систему сопоставления звуков и букв, чтобы в сознании детей четко закреплялось представление о принципиальной разнице этих двух знаковых систем. Необходимо в обучении идти от звука к букве, от наблюдения над звучанием к наблюдению над написанием. Это первый и важнейший принцип обучения грамоте, и его надо последовательно и твердо проводить в жизнь»1.

Учителю начальных классов важно помнить, что на любом уроке русского языка он учит младших школьников языку, для которого характерны две стороны: во-первых, звуковая и, во-вторых, смысловая. Звуковая, первородная материя языка, как подчеркивают методисты, не должна предаваться забвению.

Отсюда вывод: для более эффективной работы по звуко-буквенному анализу очень важно в процессе обучения младших школьников русскому языку проводить постоянное сопоставление звуков и букв, звучания и написания, «без чего изучение грамматической теории и пунктуации, по словам опытных методистов, будет носить книжно-беззвучный характер и не может быть в должной мере эффективным»2.

Как показывает языковой материал, данный на страницах учебника русского языка для начальных классов (раздел «Звуки и буквы»), исключительное внимание уделяется орфографии, не проводится четко видимая граница между звуком и буквой. Отсюда, как подчеркивают методисты, «частые случаи насилия над звучащей речью во имя выработки у учащихся орфографических навыков». (А.А.Бондаренко, М.Л.Каленчук)

Знакомство с порядком проведения и образцами звуко-буквенного разбора, данными в учебнике русского языка для 3-4 классов и учебно-методической литературе для студентов факультета начальных классов и учителей начальных классов, также показывает, что в них имеются неточности и ошибки.

Следовательно, по вине авторов учебной и методической литературы, учителей начальных классов у младших школьников формируются искаженные знания о звуке и букве. Отсюда знания, которые учащиеся получают, изучая раздел «Фонетика и графика» («Звуки и буквы»), постепенно утрачиваются, они (учащиеся) их не используют в процессе звуко-буквенного разбора3.

Традиционные неточности, которые встречаются в учебной и методической литературе, создают нечеткие представления о звуке и букве иногда у самого учителя начальных классов.

По мнению методистов, учителю начальных классов очень трудно изучать с учениками большой и сложный раздел программы «Звуки и буквы»: не имея полного лингвистического образования, учитель не замечает тех неточностей, которые, к сожалению, встречаются. В этом, наверное, кроется одна из причин нежелания учителей начальных классов заниматься звуко-буквенным разбором на уроках русского языка.

Неточные фонетико-графические знания младших школьников связаны также, на наш взгляд, с ограниченным применением звуко-буквенного разбора в начальных классах1. На уроках русского языка учителя начальных классов крайне редко проводят звуко-буквенный разбор слова. Изучение и анализ учебника русского языка для начальных классов (3-4 класс, автор: Рамзаева Т.Г., 1996) показали, что только в четырех упражнениях встречается задание «Сделай звуко-буквенный разбор слова…»

В начальных классах существует несколько вариантов полного звуко-буквенного разбора – устного и письменного. Однако на уроках русского языка традиционно проводится один из видов звуко-буквенного разбора – буквенно-звуковой разбор, который почему-то называется «фонетический разбор».

Точный, чистый звуко-буквенный материал отсутствует на страницах учебника русского языка и очень редко проводится на уроках русского языка звуко-буквенный разбор2. Это связано «с естественным стремлением многих методистов и учителей опереться на представление написанного слова» (Жедек П.С.).

Мы весною 2005 г. проводили специальные работы в классах школ г.Махачкалы и на 1-3 курсах ФНК ДГПУ. Накоплен значительный материал, который свидетельствует о том, что младшие школьники, учащиеся средних и старших классов, а также студенты 1-3 курсов факультета начальных классов не научаются точно, правильно производить звуко-буквенный разбор слова.

Для нас остается загадкой, почему на уроках русского языка (2-3 классы) в период прохождения программного материала раздела «Звуки и буквы» («Фонетика и графика») младшими школьниками под руководством учителя начальных классов не решается одна из задач раздела «Звуки и буквы» - формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора слова. Ведь известно, что звуко-буквенный анализ слова служит одним из первых заданий при выполнении орфографических упражнений на уроках русского языка в начальных классах1.

Большим упущением, на наш взгляд, является и то, что в учебном пособии для студентов факультетов начальных классов и учителей начальных классов «Методика преподавания русского языка в дагестанской национальной школе» (автор: Буржунов Г.Г. – Махачкала, 2004) нет ни плана (схемы), ни образцов проведения звуко-буквенного разбора слова в начальных классах, хотя программа курса «Теория и методика русского языка» (по специальности 54.05.02 «Начальное образование» (составители: Айтберов А.М. и др. – Махачкала: ДГПУ, 1997. С. – 11) обязывает производить на уроках русского языка (2 класс) звуко-буквенный разбор слова.

Удивительно, но факт, что в вышеуказанном учебном пособии нет таблицы согласных звуков (фонем) и русского алфавита. Следовательно, будущие учителя начальных классов при обращении только к нему лишаются возможности ознакомить младших школьников со звуковым (фонемным) составом русского литературного языка.

О недостаточно точном, правильном проведении звуко-буквенного разбора слова в начальных классах один из авторов замечательной статьи о фонетике, фонетико-графическом (звуко-буквенном) разборе слова в начальных классах пишет: «Бедные дети! Занятия фонетикой на уроках русского языка (я не говорю об уроках обучения грамоте) свелись к одному-единственному виду фонетических упражнений – фонетическому разбору. И цель его зачастую искажена – проанализировать слово не ради самих звуков, а ради их «наружных» знаков – букв. Сплошь и рядом фонетический разбор в начальных классах становится фальшивым. Хорошо еще, если бы он угождал нуждам орфографии – и этого, как правило, нет. А есть анализ, противоречащий живому выговору слова». (Статья «Фонетика по Вральману». // Начальная школа. – 1996, № 1).

Надеемся, что учитель начальных классов, изучив фонетико-графический материал и методические рекомендации, содержащиеся в данном пособии, сможет точно, правильно обучить младших школьников проведению звуко-буквенного разбора слова. Все это будет способствовать развитию интереса учащихся к важному предмету в школьном изучении под названием «русский язык». Задача настоящего пособия – помочь учителю начальных классов в совершенствовании методических приемов в процессе изучения фонетико-графического материала в начальной школе.
^ Недостатки в проведении звуко-буквенного разбора слова в учебно-методической литературе

Изучение и анализ порядка проведения и образцов звуко-буквенного разбора слова, данных на страницах учебника русского языка и методических пособий для студентов и учителей начальных классов, показывают, что в них имеется ряд недостатков1:

во-первых, проводится не звуко-буквенный разбор слова, а буквенно-звуковой разбор;

во-вторых, характеристика звуков представлена не полно: не отмечается парность и непарность согласных звонких – глухих, твердых – мягких. Как известно, эти качества звуков лежат в основе выбора букв для их обозначения по законам орфографии и графики. Разбор не требует объяснять, почему тот или иной звук должен быть обозначен именно такой буквой.

В-третьих, нет обозначения звукового состава слов в транскрипционных скобках, т.е. слова не транскрибируются, следовательно, характеристика звуков и деление слов на слоги проводятся, ориентируясь на представление написанных слов;

в-четвертых, нарушен порядок записи количества звуков и букв в конце разбора;

в-пятых, в образцах звуко-буквенного разбора нет сравнения звуковой и буквенной форм слова. (Сравнение звуковой и буквенной форм слова, на наш взгляд, поможет точно установить соответствие – несоответствие звуков и букв);

в-шестых, для называния букв гласных и согласных звуков использованы неточные (традиционные) наименования «гласная буква» и «согласная буква», которые, на наш взгляд, мешают проводить четкую дифференциацию между звуками и буквами.

Совет проводящим звуко-буквенный разбор слова: если разбор слова звуко-буквенный, то сначала указывается количество звуков, затем – букв. Если разбор буквенно-звуковой, то сначала указывается количество букв, затем – звуков.
^ Основные фонетико-графические умения и навыки учителя начальных классов и младших школьников

Основные знания о звуках и буквах, по мнению ученых-методистов, учащиеся получают в начальных классах, где в течение трех лет обучения формируются и совершенствуются их фонетико-графические умения и навыки.

Эффективность обучения младших школьников знаниям о звуках и буквах зависит, на наш взгляд:

  1. от целенаправленного ознакомления младших школьников в период обучения грамоте с терминами «слово», «звук» и «буква» и формирования у них твердого представления о принципиальной разнице звука и буквы;

  2. от достаточно точного изложения фонетико-графического материала в школьном учебнике русского языка для начальных классов и методических пособиях для учителей начальных классов, а также в программах по русскому языку для начальных классов;

  3. от умения учителя начальных классов руководить умственными действиями учеников в процессе усвоения фонетико-графического материала.


^ Что нужно знать учителю начальных классов, чтобы правильно обучить ученика проведению звуко-буквенного разбора слова?

Как было сказано выше, одной из основных задач изучения раздела «Фонетика и графика» в действующем учебнике русского языка для начальных классов является формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора. Для успешного решения этой задачи учителю начальных классов, по мнению ученых-методистов-руссистов, нужно хорошо знать:

- программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся I-III классов по фонетике, орфографии и графике;

- содержание раздела «Звуки и буквы» учебника русского языка для начальных классов;

- основные задачи изучения раздела «Звуки и буквы» (задачи: а) развитие звуковой культуры речи учащихся; б) формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора; в) формирование умения определить орфограмму на основе звукового анализа);

- цели звуко-буквенного разбора слова;

- методику обучения младших школьников знаниям о звуках и буквах;

- систему умственных действий учащихся, посредством которых усваивались знания о звуках и буквах, формировались и совершенствовались умения и навыки;

- методику обучения фонетике и звуко-буквенному разбору;

- таблицу звуков русского языка и алфавит;

- правила слогоделения;

- фонетические законы в области гласных и согласных звуков;

- характеристику гласных и согласных звуков в научной литературе и практике обучения в начальных классах;

- звуковое значение букв; обозначение звука [й] на письме;

- точное название букв;

- некоторые правила произношения, которым в школьной речевой практике уделяется большое внимание;

- план проведения звуко-буквенного разбора;

- неточности и ошибки, имеющиеся в учебной литературе и практике обучения фонетике и графике в начальных классах.
^ Фонетико-графические знания и умения учащихся

начальных классов

Как подчеркивают методисты, велика роль усвоения фонетических знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников: а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте; б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм); в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, в частности для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов; г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложения и т.п.; д) знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного употребления в речи.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений: умениями вычленять звуки в словах, определять их последовательность, распознавать звук и букву, правильно произносить звуки и правильно называть буквы, различать гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные, правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова, обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком, делить слово на слоги, находить и выделять в слове ударный слог1.

Успех формирования и совершенствования приемов звуко-буквенного разбора у младших школьников, по мнению методистов, зависит от умений и навыков, сформированных у учащихся на уроках русского языка при изучении ими фонетико-графического материала.
Знания школьников, формирующиеся в I-III классах
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб­ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconУчебное пособие Кировград С. Е. Артёмова учебное пособие для учащихся старших классов
Учебное пособие предназначено для уроков по деловому письму в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы. Пособие является дополнительным...

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconТестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconУчебное пособие Н. Новгород 2004 ббк 81. 2 Нем. П54
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов очной, заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных классах общеобразовательных, в том числе и в школах надомного...

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconУчебное пособие содержит очерки творчества А. Блока, А. Ахматовой,...
А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, И. Северянина, С. Есенина, О. Мандельштама, А. Твардовсого, В. Высоцкого, анализ их произведений,...

Разбору слова в начальных классах: теория и практика обучения Учебное пособие iconУчебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов...
Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница