Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса




Скачать 120.09 Kb.
НазваниеСловари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса
Дата публикации06.08.2014
Размер120.09 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

Словари – наши друзья

Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса


Папахова Светлана Георгиевна,

библиотекарь МОУ ООШ №3
2012 г.

Словари – наши друзья.

Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса

Эпиграф занятия: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!” (А. Франс) (плакат)


Цели и задачи:

Познавательные:

  1. продолжить знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, конкретными словарями разных типов;

  2. сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

Развивающие:

  1. развитие культуры речи;

  2. обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитать интерес к книге, слову.

Оборудование:

  • выставка лингвистических словарей;

  • лингвистические словари по 4 экземпляра (для каждой команды по 2 словаря): Орфографический словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Словарь иностранных слов;

  • чистые листы и ручки для каждой команды;

  • портреты Даля В.И., Ожегова С.И.;

  • цитаты на доске;

  • задания на листах бумаги.

Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Я рада видеть вас на занятии “Словари – наши друзья”.

Сегодня мы поближе познакомимся с лингвистическими словарями, вспомним, что мы о них знаем.

У вас на столах лежат различные словари, и вы поделены на команды. Начнем!

А вы любите чудеса? (Да.)

Еще в древности люди создали семь чудес света. Есть одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это – книга. В книгах можно найти ответы на самые разнообразные вопросы. Есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Это – словари. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: (Цитата на плакате.)

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг.
Он включает в себя все другие книги,
нужно лишь извлечь их из него!
^ Анатоль Франс

(Ученики читают стихотворение, держа в руках словари.)

Словарь”. С.Я. Маршак.

1. Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.

2. На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
Читают: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой…”

3. В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Мы сегодня с вами постараемся страницы “рассыпанной повести” собрать вместе. Предлагаю отправиться в путешествие по тайным тропам и знаниям. Нам сегодня нужны особые “путеводители”, те, которые помогают общаться и правильно понимать друг друга! СЛОВАРИ!

Очень даже много интересного, ценного и полезного можно узнать из словаря. Из словаря можно даже узнать, что означает слово словарь.

Найдите, пожалуйста, толкование этого слова. (Цитата на доске.)

Словарь – соединение слов
(обычно в алфавитном порядке),
устойчивых выражений с пояснениями,
толкованиями или переводом на другой язык.
^ Сергей Иванович Ожегов

Слово "словарь" имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Когда-то в русском языке вместо слова "словарь" говорили: словник, речник, словотолковник, лексикон, вокабулярий.

Словарей существует великое множество. ^ Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому – филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные -“Англо-башкирско-русский словарь”). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто – они помогают быстрее выучить иностранный язык. Существуют и другие словари, по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные, например “Экономический словарь”, “Юридический словарь”.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с лингвистическими словарями.

Первые словари появились на Руси в 13 веке. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. С конца 14 века словари стали печатными.

Обратите внимание на это красивое слово – «лексикограф».

Лексикограф – это ученый, который занимается составлением словарей.

Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Даль, Ушаков, Ожегов.

Стоит на книжной полке “Толковый словарь живого великорусского языка”. Все слова, которые есть в словаре, в них около двухсот тысяч слов, собрал и объяснил один человек, его зовут – Владимир Иванович Даль.

Рассказ о В. И. Дале

Родился В. И. Даль 10 ноября 1801 года в г. Луганске. Владимир Иванович Даль начал самостоятельную жизнь морским офицером, затем стал студентом-медиком, врачом, чиновником особых поручений. В 1859 году он вышел в отставку и до конца своей жизни жил в Москве.Где бы ни был Даль, чем бы он ни занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. В марте 1819 года по дороге из Петербурга под Новгородом, от ямщика услышал поразившее его слово "замолаживает" – начинает пасмурнеть, заволакиваться тучками (о небе). Это слово он записал и началась работа над словарем. Когда А.С.Пушкин узнал, что Даль собрал 20 тыс. слов, употребляющихся в разных концах России, – он подал Владимиру Ивановичу идею написать словарь.

Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти. Умер Владимир Иванович Даль 22 сентября 1872 года.

"Толковый словарь живого великорусского языка" стал главным трудом В.И. Даля. Словарь назван "толковым" потому, что он не только переводит одно слово другим, но и толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных. Словарь назван "живым" потому, что в него включены только бытующие в народе слова – то, что Даль сам услышал. Словарь назван "великорусским" потому, что из него были исключены малорусские и белорусские наречия, церковный язык. Словарь ценен тем, что в нем запечатлен определенный лексический состав русского языка XIX века и в нем практически отражены все стороны жизни русского человека, преимущественно крестьянства. В словаре широко представлен этнографический материал.

Подвиг В.И.Даля высоко оценили современники. Ему была присуждена Ломоносовская премия Академии наук, золотая Константиновская медаль, премия Дерптского университета. Вышло 8 изданий словаря, а он все еще библиографическая редкость.

Словарь Даля навсегда останется классическим памятником литературы.

Задания для команд

А теперь давайте поближе познакомимся со словарями, которые лежат у вас на столах, и выполним несколько заданий лингвистического характера.

1 задание: попробуйте догадаться, что означают слова:

1 команда:

Абевега (алфавит, азбука)
Ветроворот (смерч)
Недея (лентяй)

2 команда:
Глядильце (зеркальце)
Выступки (башмаки)
Вежа (знающий, ученый, образованный)

Жюри оценивает ответы детей.

Но жизнь, что не день, рождает новые слова, выпускаются новые словари. У нас еще есть “Толковый словарь русского языка” Ожегова Сергея Ивановича. (Портрет). Самый популярный словарь русского языка. Работа над этим словарем была научным и гражданским подвигом. Основное время работы – 1941–1946 гг. Нужно ли говорить, что это были за годы? Шла Великая Отечественная война. Словарь создавался в преодолении бесконечных трудностей. Он содержит 72500 слов.

Обратимся непосредственно к “Толковому словарю русского языка” и выясним, из каких разделов он состоит. (Показывать на конкретном примере.) Любой словарь начинается с предисловия, затем идет раздел “Как пользоваться словарем”, “Условные сокращения, принятые в словаре”, “Русский алфавит с указанием правильного названия букв” и далее словарные статьи (слова) в алфавитном порядке.

Слова в словаре даются строго в алфавитном порядке. Заглавное слово приводится в начале статьи в начальной форме. Это значит, что имя существительное даётся в именительном падеже единственного числа, имя прилагательное в именительном падеже единственного числа мужского рода, числительное и местоимение в именительном падеже, а глагол соответственно в неопределённой форме (инфинитив).

Основная трудность при пользовании словарем – незнание алфавита

Таким образом, построены все лингвистические словари.

А сейчас мы поближе познакомимся с другими словарями, лежащими у вас на партах.

И вот еще одно чудо: орфография – что означает «правильно пишу».

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал: “Шесть порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы.

Чтобы не оказаться в щекотливом положении, оформите грамотно меню.

Каким словарем мы будем пользоваться? Правильно – орфографическим.

2 задание:

  1. В…н…грет.

  2. Бу..он кури..ый с фр..кадельками.

  3. Ра..ольник с к..лбасой.

  4. К..тлеты сви..ые.

  5. П..льмени.

  6. Шамп..ньоны в яично..масл..ом соусе.

  7. К..мпот груш..во..алыч..вый.

  8. Кисель клюкве..ый.

  9. Коври..ка ржа..ая.

  10. П..рожное б..сквитное.

У вас на столах лежат орфоэпические словари.

Как вы думаете, для чего они нужны?

Если орфографический словарь нужен для того, чтобы правильно написать слово, то орфоэпический – для того, чтобы правильно это слово произнести.

3 задание: проведем соревнование на лучшего диктора.

Кто первым и правильно расставит ударение.

Агент
Баловать
Хвоя
Дремота
Позвонит



Средства
Тефтели
Форзац
Ржаветь
Договор


Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам – то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы каждый вечер ложимся спать, а утром встаем. Как называются такие слова? Правильно – антонимы.

^ Какие слова мы называем антонимами? (Прочитать правило об антонимах.)

4 задание: вставьте антоним в таблицу, пользуясь словарями антонимов, и прочтите по первым буквам, что получилось. Время пошло.

А

Д

Р

Е

С

А

Т

 

АДРЕСАНТ

Н

О

К

Д

А

У

Н

 

НОКАУТ

Т

О

Л

С

Т

Ы

Й

 

ТОНКИЙ

О

С

У

Ш

А

Т

Ь

 

ОРОШАТЬ

Н

Е

Т

О

Ч

Н

О

 

НАЗУБОК

И

З

Н

У

Т

Р

И

 

ИЗВНЕ

М

И

Н

И

М

У

М

 

МАКСИМУМ

А теперь обратимся еще к одному словарю, лежащему у вас на партах – словарю синонимов.

Вспомните, что же такое синонимы? А для чего они нужны.? Чтобы сделать речь богаче, красочнее.

Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.

5 задание: соедини стрелками синонимы.

Фантастический

Феерический

Сказочный

Волшебный

Удачливый

Мастер

Бесцеремонный

Умелец

Артист

Специалист

Ученик

Ученик

Воспитанник

Питомец

Адепт

Школьник

учитель

дровосек

Последователь

Знаете, ребята, словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет произносить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными. Ведь еще А. С. Пушкин в первой главе “Евгения Онегина” писал:

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.

Здесь речь идет о словарях иностранных слов.

Для чего нужны такие словари? Правильно, чтобы узнать, что же означает незнакомое, а иногда и знакомое для нас слово, а также узнать, из какого языка оно пришло. Всем вам знакомы такие слова как “волейбол”, “библиотека”, “диктант” – вы их считаете русскими, а ведь на самом деле это заимствованные слова из иностранного языка. Например, “волейбол” – английское слово, “библиотека” – греческое, а “диктант” – немецкое.

В. Белинский сказал: “Все народы меняются словами и занимают их друг и друга”.

Благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, они угрозы для него не составляют (заимствованных слов не более 10%).

6 задание: пользуясь словарем иностранных слов, составьте 5 пар.

7. Домашнее задание: сценки «Несуразные вещи» и «Овсянка».

Итак, благодаря заимствованным словам интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

Вот и приближается к концу наше путешествие со словарями-книгами, которые зажигают в сердцах желание больше узнать о жизни слов, которые помогут нам сделать речь богаче, красочнее, выразительнее, быть грамотнее и мудрее.

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию……(добавьте слово) словарь!

Сценка «Берегите русский язык».

Обзор выставки лингвистических словарей.

Общие выводы по теме урока.

В каких случаях следует обращаться к словарям?

Возможные ответы учащихся:

  • словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам;

  • словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание, произношение;

  • словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче, чтобы не уподобиться персонажу И.Ильфа и Е.Петрова Эллочке Щукиной из "Двенадцати стульев": "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью" [4, c.216] .

Жюри оценивает работу учащихся на уроке, определяет команду-победителя, награждает лучших игроков каждой команды.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок, за доставленное удовольствие.

^ Список использованных документов.

1. Василенко В. Рыцарь и хранитель родной речи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.speakrus.ru/articles/ojegov.htm.

2. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru. wikipedia.org.

3. Знаменитости: Сергей Иванович Ожегов (22.09.1900-15.12.1964). Биография [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// today.shadrinsk.info/star-birthday/229/.

4. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение, 1987.

5. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М.: Просвещение, 1984.

6. Федосеенко Н.В. Призвание: к 100-летию С.И. Ожегова//Читаем, учимся, играем.- 2000. - Вып. 4. - С.74-78




Владимир

Иванович Даль

(1801 – 1872 гг.)



Сергей Иванович Ожегов

(1900 – 1964)


Словари – наши друзья

Библиотечно-библиографическое занятие


Папахова Светлана Георгиевна,

библиотекарь МОУ ООШ №3
2012 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconЗанятие 33. Словари – наши друзья и помощники
Если вам нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести слово на другой...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconТема: «Словари наши друзья и помощники»
Повторение знаний учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, фразеологизмы, иноязычные слова)

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconУрока по окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Перелетные птицы»
«Пение птиц на рассвете», мини -презентации учащихся о птицах,наборы карточек и изображений по игре «Кто где живет?», индивидуальные...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconАудиозап
Какие мы знаем словари? Кто лучше владеет словом? Ответы на эти вопросы помогут вам найти словари – настольные книги для всех, кто...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса icon«библиографическое описание для каталогов и картотек. Часть 2» гост...
Содержит информацию об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущим изданиям

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconУрок-репортаж по теме «Птицы наши друзья»
Бинарный урок-репортаж по теме «Птицы – наши друзья»- это подготовка к сочинению о перелетных птицах. Он проведен в 4 классе для...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconТеатрализованное внеклассное занятие для первого класса
...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconИтоговое занятие по теме «Культура речи. Речевые ошибки и способы...
Оборудование: магнитофон, словари, тетради для черновиков и чистовиков, листы а 4 для макета газеты

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconПриложение Занятие «Деревья-наши друзья» Программное содержание
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая...

Словари – наши друзья Библиотечно-библиографическое занятие для учащихся 6 класса iconПознавательный конкурс «Пернатые наши друзья» (по страницам книг...
Корригировать зрительное, слуховое восприятие и активное устойчивое внимание на основе узнавания, запоминания, воспроизведения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница