Тема: Имя существительное как часть речи




Скачать 73.89 Kb.
НазваниеТема: Имя существительное как часть речи
Дата публикации05.08.2014
Размер73.89 Kb.
ТипУчебник
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебник
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

(с использованием материалов НРК)

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цель:

1. Повторить и закрепить знания, полученные в 5 классе по теме «Имя существительное».

2. Обратить внимание на особенности употребления имен существительных в произведениях художественной литературы.

3. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование:

  1. Юбилейные альбомы и стенды.

  2. «Толковый словарь».

  3. Проектор.

  4. Выставка рисунков учащихся.

Материалы:

  1. Юбилейные материалы

  2. Презентация.

  3. Учебник «Русский язык, 6 класс», тетради.

  4. Эпиграф к уроку (на плакате)

«Имя существительное – хлеб языка»

^ ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.

  2. «Открытие» темы.

- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но ее названия пока нет, тему урока вы должны «открыть» самостоятельно:

1. Чтение текста (на экране).

Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она каждому человеку. А сколько рек, сел, деревень названо в честь веселой березки: река Березина, село Березово, Березняки. Любит наш народ свою веселую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

2. Работа над содержанием текста.

- Что вас удивило в тексте?

- Что показалось особенно интересным?

- Как можно было бы озаглавить этот текст?

- Какова его основная мысль?

- Каких частей речи здесь больше? (имен существительных)

- Можем ли мы теперь «открыть » тему?

III. ^ Актуализация знаний по теме «Имя существительное».

1.Чтение эпиграфа к уроку.

- Обратимся к эпиграфу. Прочтите высказывание.

- Кому принадлежат эти слова?

- Как вы понимаете смысл высказывания?

(Заслушиваются ответы учащихся, уточняется понимание школьниками сути эпиграфа).

- Посмотрите внимательно на эпиграф. Что особенного в словах этого предложения?

(Это предложение состоит из одних существительных)

- Какое слово употреблено в переносном значении?

2. Слово учителя.

- Все, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумали наши предки. Имя существительное – самая древняя часть речи. Она исходная: от нее могут образоваться другие части речи. У нее своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, а потом исчезают. Ведь они - часть нашего языка, а язык - явление развивающееся.

3. Работа над текстом.

а) – Найдите все существительные в тексте. Прочитайте.

б) - Как вы определили, что эти слова являются существительными?

в) - Выпишите из текста имена существительные.

1 ряд – женского рода.

2 ряд - мужского рода.

3 ряд - среднего рода.

(Проверка ответов).

г) Есть ли в нашем тексте имена существительные собственные? Назовите их.

д) Выпишите из текста имена существительные:

1 вариант – одушевленные.

2 вариант – неодушевленные.

е) Изменяются ли существительные по падежам?

- В каком падеже стоят существительные в данном тексте : человек, в честь, за красоту. Какого они склонения? Почему?

Вывод. Слова, которые обозначают предмет, свойство, состояние природы, человека и отвечают на вопрос кто? что?, имеют род, склонение, изменяются по числам и падежам, называются именами существительными.

4. Поговорим о словах.

- Ребята, а теперь об одном из существительных поговорим подробнее. Какое это слово? Послушайте загадку.

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а без волос. Что это?

- Правильно. Это береза.

- Докажите, что «берёза»– имя существительное.

Схема рассуждения перед вами (на экране).

  1. Слово береза отвечает на вопрос что?

  2. Слово береза обозначает предмет.

  3. Имеет постоянные признаки: (женский род, 1 склонение)

  4. Изменяется по числам и по падежам.

  5. Значит, слово «берёза» – имя существительное.

5. Синтаксическая роль существительных.

а) Работа по «Толковому словарю».

- Какое лексическое значение имеет слово берёза?

б) Прочитайте предложение, сделайте синтаксический разбор:

^ Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

Вывод: В основном имена существительные в предложении являются подлежащими, сказуемыми, дополнениями.

6. Словообразование имен существительных.

- Ребята, в начале урока мы сказали, что имя существительное – хлеб языка.

- Какие слова можно образовать от слова берёза? Назовите однокоренные слова.

Берёза, берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый, подберёзовик.

- Составьте словосочетания.

Берёза русская

Берёзка кудрявая

Берёзонька белоствольная

Березняк редкий

Берёзовый сок

Подберёзовик большой.

- Составьте 1 предложение, запишите в тетрадях.

^ IV. Работа над развитием речи.

1. Беседа о красоте березы (с элементами НРК).

- Ребята, многие поэты посвящали свои стихи этой белоствольной красавице. Если вы помните, пожалуйста, прочтите наизусть стихотворение С. Есенина «Белая береза». (1 ученик выразительно читает стихотворение).

- Какие ещё стихотворения вы знаете? (Чтение наизусть стихотворений о берёзе)

- Послушайте и вот это стихотворение…

Чуть пригрело солнце откосы

И стало в лесу веселей.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд ее тонкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

- А какие же песни поет народ о кудрявой березке?

Стоит Алена

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан

Есть и поговорки:

«Березоньки, как девоньки,

В сарафанчиках беленьких».

- Да, народ любит березу за красоту и пользу, которую она приносит.

- А какую пользу приносит людям береза?

(Берёза очищает воздух. Почки березы используют как лечебное средство. Это дерево дает березовый сок. Люди делают березовые веники.)

«За то, что завял он в чулане,

Зимой отхлестал он хозяина в бане», – говорят о березовом венике.

- В каких местах нашей деревни можно увидеть берёзу?

- Кто их посадил?

- Любите ли вы бывать в этих местах?

- Нравятся вам берёзовые посадки?

- Чем они вас привлекают?

2. Рассказ учителя.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете о берёзовой посадке, что находится в центре села? Нет? Пользуясь случаем, сегодня я расскажу вам об этой посадке.

Проходя мимо, любуясь красотой этих берёз, односельчане с благодарностью вспоминают бывшего директора Таканышской средней школы.

За 75 лет существования школы было много директоров. Но один из них – выдающийся педагог, отличник народного просвещения, замечательный человек, эрудированный учитель, талантливый организатор - Николай Максимович Максимов оставил яркий след в истории школы и села. (Просмотр фотографии). Именно под его руководством поставили школу на фундамент, «озолотили» крышу, построили здания мастерской, спортзала, интерната. (Просмотр рисунков, фотографий, альбомов).

Николай Максимович умел распознавать все новое, полезное и внедрять все это в жизнь. По его инициативе стали изучать родной край, малые реки, серьёзно занимались озеленением территории школы и села.

Так вот, ребята, именно по инициативе Николая Максимовича были посажены эти берёзы учащимися и учителями Таканышской средней школы. Теперь Николая Максимовича нет в живых. Но его березы живут, растут и радуют людей до сих пор.

В ходе подготовки к юбилею школы в 1998 году получали много писем от супруги Николая Максимовича с фотографиями и ценными документами. Валентина Николаевна писала о жизни Николая Максимовича, о его работе в Таканышской средней школе и в школах Нижнекамска.

27 июня 1998 года Валентина Николаевна Максимова приехала на юбилей школы: прошлась по классам и коридорам старой школы, побывала в «гостях» у берёз. Она стояла около них: гладила их, разговаривала с ними и плакала…

А сейчас мы, ребята, учимся в новой современной школе. На территории новой школы ещё мало деревьев. Даже не заметите, как пройдет зима. Придет весна. Весной мыс вами посадим около школы деревья. Посадите хотя бы одно дерево и в вашем саду. И так каждый год! Сколько пользы вы принесете природе родного края?!

3. Работа над деформированным предложением: школьники, у, посадить, дорога, берёза, весна.

а) Составление предложения.

б) Письмо с комментированием:

^ Весной школьники посадили у дороги березы.

в) Определение падежей имен существительных.

4. Работа над составлением связного текста. Списать предложения, развивая мысль

1-ого предложения.

Раскроются (что?) на березах.

Покажутся молодые (что?)…

(Кто?) будет ухаживать за деревьями.

Скоро зашумит (что?)…

а) Придумать еще одно предложение и записать.

б) в каком падеже стоят вставленные имена существительные?

в) Прочитайте текст и озаглавьте его. («Молодые берёзы», «Наши деревья»)

^ V. Работа над совершенствованием знаний и умений.

1. Упражнения для закрепления темы.

а) Работа по вариантам.

- Составить однокоренные слова с данным корнем:

1 вариант – лес.

2 вариант - сад.

б) Работа по учебнику – упражнение 181.

Заяц подпрыгивает у белоствольной берёзы.

- выписать словосочетания;

- указать падеж, склонение существительных.

VI. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали об именах существительных?

- А что вы узнали об истории нашей школы?

VII. Домашнее задание.

- Выписать из художественных произведений 5 предложений, определяя падеж существительных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Имя существительное как часть речи iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Тема: Имя существительное как часть речи iconИмя существительное как часть речи
Узнать, какие явления, помимо предметности, может обозначать имя существительное

Тема: Имя существительное как часть речи iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Тема: Имя существительное как часть речи iconТема. Имя существительное
Существительное говорит: «Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить». Прилагательное на это...

Тема: Имя существительное как часть речи iconЛитература 5 в тема «Имя существительное как часть речи»
И. Бунин «Косцы» и Короленко «В дурном обществе»--прочитать и ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном»

Тема: Имя существительное как часть речи iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Тема: Имя существительное как часть речи iconУрок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем:...

Тема: Имя существительное как часть речи iconИмя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Тема: Имя существительное как часть речи iconКвн по русскому языку
Д. Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет

Тема: Имя существительное как часть речи iconЧасти речи. Повторение (3 часа)
Актуализировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и словах-омонимах



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница