Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература»




НазваниеРабочая программа среднего общего образования курс «Литература»
страница1/11
Дата публикации03.08.2014
Размер1.48 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района «Кичменгско-Городецкая средняя общеобразовательная школа»



Принято на педагогическом совете 30.08.2013г протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Литература» 10 - 11 класс

(Базовый уровень)

Разработчики:

Лобанова Е. А., - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Черняева О.В. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Киркина А.А. - учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.

Кичменгский Городок 2013г

^ Пояснительная записка

Литература в современных условиях является одним из столпов, стоящих в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера. В связи с новыми социокультурными обстоятельствами и трудностями адаптации в современном обществе подросток испытывает надобность в советчике, способном помочь обрести ориентиры в жизненном лабиринте, нуждается в своевременном обсуждении насущных проблем. Таким советчиком может стать хорошая книга. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с великими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература II половины XIX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров. Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегративный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего общего образования по литературе», а также Программой по литературе для 10-11 классов (авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) с учетом учебников Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература. 10 класс», В.Чалмаева, С.Зинина «Литература. 11 класс»

Целями изучения литературы в 10 - 11 классах являются:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые будут способствовать глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В десятом классе представлена русская литература XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики. Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

^ Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.

^ Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

^ Особенности организации учебного процесса

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, аналитические беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры, литературные викторины.

Реализация данной программы будет осуществляться на основе использования традиционной технологии обучения, личностно-ориентированного, проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии творческих мастерских.

Виды и формы контроля:      

  • комплексный анализ текста (фрагмента текста);

  • сочинение (рассуждение, литературно-критическая статья, отзыв, рецензия, эссе);

  • изложение с творческим заданием;

  • зачет;

  • тест;

  • анализ эпизода;

  • развёрнутый ответ на вопрос;

  • устное монологическое высказывание на литературоведческую тему;

  • выразительное чтение наизусть прозаических, поэтических, драматических текстов. 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; умение работать в паре, в группе).

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

^ Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета в 10-11 классе отводится 210 часов (3/3), в региональном базисном учебном плане 204 (3/3), в учебном плане школы 4 часа в неделю. (35 недель в 10 классе и 34 недели – в 11 классе)

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие технологии:

-технология педагогических мастерских (Черняева О.В., КиркинаА.А.);

^ Структура изучаемого курса в 10 классе


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Литература I половины 19 века

14

Литература 2 половины 19 века (обзор)

1

Александр Николаевич Островский

8

Иван Александрович Гончаров

8

Иван Сергеевич Тургенев

11

Федор Иванович Тютчев

5

Афанасий Афанасьевич Фет

5

Алексей Константинович Толстой

2

Николай Алексеевич Некрасов

10

Николай Семёнович Лесков

6

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

4

Федор Михайлович Достоевский

21

Лев Николаевич Толстой

26

Антон Павлович Чехов

10

Зарубежная литература

5

Обобщение изученного за год

3

Всего

140
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» на базовом...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по курсу «Литература»
Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденное приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 года...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по литературе среднего (полного) общего образования для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconУчебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального образования, реализующих...

Рабочая программа среднего общего образования курс «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница