Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»
Этапы урока
| Обучающ. и разв. компоненты, задания и упр.
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные учебные действия (УУД)
| 1.Этап самоопределе-ния к деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку
| - Ребята, потрите ладошки. Тепло? А теперь прикоснитесь друг к другу и поделитесь теплом. Я хочу, чтобы и на уроке вам было тепло и комфортно.
- Ребята, сегодня наш урок хотелось бы начать с высказывания русской поэтессы Анны Ахматовой:
^
Русская речь,
Великое русское слово.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Почему мы должны сохранить русскую речь?
- Какую роль играет в этом наш предмет?
|
Ответы детей
- Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».
- На уроке русского языка мы….
|
| 2.Актуализа-ция знаний
|
Записать на доске тему урока
презентация (1 слайд)
(слайд 2)
Самоконтроль
| - Угадайте, пожалуйста, о чем идет речь?
- О чем это стихотворение?
- Молодцы, угадали^ ?
- Да, верно это тема нашего урока.
- Как вы думаете мы будем знакомиться с этой темой?
- Представьте, что здесь присутствует иностранец. Нужно одной фразой объяснить ему, что такое глагол?
Учитель просит ученика прочитать цитату на слайде.
- А почему глагол так называют ?
- Пусть наш урок пройдет под девизом:
- Ребята, возьмите пожалуйста цветные карандаши и отметьте для себя что вы знаете о глаголе:
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
Что такое неопределенная форма глагола?
Как определить спряжение глагола?
Как изменяются глаголы?
| Ученик у доски читает стихотворение наизусть:
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и хлеб в полях растет..
Ответы учащихся
Ответы учеников.
-Нет, обобщать, повторять
- Часть речи
- Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Алексей Югов
- Обозначает действие
Прочитать со слайда:
^
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать
И обеспечит…
Тогда в конце урока для меня успех!
Поднимают красный цвет, если знают ответ. Зеленый – знают, но не полностью, есть сомнения. Синий – затрудняются ответить.
|
| 3.Постановка учебной задачи
|
Постановка цели и задач урока учениками.
| - Я расскажу вам один случай
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
-В этом году на районных соревнованиях я обязательно победю…, нет побежу…
-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- А знаете ли вы как правильно закончить эту фразу?
- Ребята, есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч.
-Какие мы перед собой поставим задачи ?
|
Повторить, обоб. и конечно же никогда не мешает узнавать что-то новое
|
| 4.Построение проекта выхода из затруднения
| (слайд 3)
| - Найдите их среди остальных глаголов.
- Однако, из любой ситуации есть выход. Давайте вернемся к нашему диалогу. Как можно сказать по-другому?
| Пробуют поставить все данные глаголы в 1 лицо ед.ч. Находят глаголы со слайда (с доски) и зачитывают Ответы детей. - Одержу победу.
|
| 5.Включение в систему знаний и повторение
| Работа в парах
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Чистописание
Запись на доске
ем ет …
(слайд 4)
Самопроверка (слайд 5 )
Слайд 6
Словарная работа. Слайд 7
Взаимопроверка.
слайд 8
Физкультминутка
Запись на доске
Работа у доски: разбор слова по составу и заполни табличку
| Учитель просит учащихся составить подобный диалог с одним из этих глаголов
- О чем нужно помнить при письме? (осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве)
- По какому принципу нужно продолжить и дописать строчку
- напишите сами вторую строчку
- Прочитайте предложение:
- Что нужно сделать?
- Где пропущены буквы? Запишите в тетрадь.
- Проверьте себя. Отметьте цв. карандашами: красный – отлично, я справился, зеленый - хорошо, но есть ошибки, синий – затрудняюсь в таких заданиях.
- Молодцы! А зачем мы занимаемся в начале каждого урока чистописанием?
- Докажите, что вы правильно вставили пропущенные буквы в окончаниях глаголов. (гнать – глагол исключение!)
- Хорошо, а теперь скажите, пожалуйста, что это за фраза?
- Как вы понимаете её смысл?
- Какие орфограммы вы встретили? (окончания глаголов 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения, правописание глаголов 2 лица ед. числа, не с глаголами, заяц – словарное слово)
- Как вы думаете чем сейчас мы будем заниматься?
- ребята приготовили ребусы. Давайте попробуем отгадать.
- А сейчас посмотрите, пожалуйста на задание, которое я вам приготовила.
зц, вгн, , грть, жлть, свркть,
растояние, вогзал, из далека
- что необходимо сделать?
- Какие же слова у вас получились?
- а теперь, запишите их в тетрадь.
- оцените словарную работу друг друга.
- ^
- есть среди этих слов та часть речи, о которой мы сегодня говорим?
- Назовите эти слова.
- Что у них общего? (что такое н.ф. глагола.),
- Составьте с одним из этих слов предложение. Разберите по членам предложения.
-Ребята, сейчас отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы выполнять действия наоборот:
- не вставайте, не приседайте, не шагайте, не хлопайте, не наклоняйтесь, не садитесь.
- Чем отличались данные глаголы от ваших действий?
- Какое правило знаете?
^
бежит просмотрели
дышать держаться
уносит любуется
- Какие части слова нужны для образования новых слов?
Отметьте карандашами как вы справились с заданием.
- ребята, а что нужно сделать в следующим задании? - Как изменяются глаголы
- Что можете сказать о прошедшем времени глагола?
| Работают в парах
Работают в тетрадях
- Окончания глаголов первого спряжения ем, ет, ешь, ете,
Окончания глаголов второго спряжения: им, ит, ите, ишь,
-- За двумя зайцами погон…ся, ни одного не пойма… .
Ответы детей
Ответы детей
Гнать – гл.-искл., поэтому 2 спряжение окончание –ишь, поймать – 1 спр. окончание – ешь
- Пословица
-Словарной работой
Несколько учеников загадывают ребусы на словарные слова, которые приготовили дома.
- Вставить пропущенные гласные, исправить ошибки
Зачитывают слова
Работа в тетрадях
Меняются тетрадями, проверяют друг у друга, оценивают
- глаголы в н.ф, 1 спряжения, двусложные, второй слог ударный, схема состава слова одинакова
У доски один ученик.
- Они употреблялись с частицей не
Работа в тетрадях
1 вариант – 1 столбик, 2 вар. – 2 столбик (два ученика у доски)
Проверка.
-заполнить табличку (купит-б, будущее время)
-по временам
- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам
|
| 6.Рефлексия
| Работа в группах
(слайд 9)
Слайд 10
Дом.задание
| - А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Что вы могли бы сказать о себе, если вы были бы глаголом:
Я часть…
Обозначаю…
Отвечаю на вопросы:…
Изменяюсь по …
Имею…
В предложении чаще бываю
-Молодцы, мы очень хорошо потрудились с вами.
Давайте вернёмся к девизу урока и посмотрим – удалось ли глаголу нас заставить работать, читать, писать, спрягать. А что нового узнали?
- Да, я тоже так считаю. Поднимите пожалуйста соответствующий вашему настроению и впечатлению от урока цвет.
-Оцените свою работу на уроке:
- Если все кружки красным карандашом – «5»
- красные и зеленые – «4»
- большинство синие – «3», нужно больше старат.
| На распечатанных листках в группе работают над заданием, вписывают ответы, выбирают кто будет выступать с ответом
Выслушав, представителей каждой группы, высказываются по ответам товарищей. Группы анализируют чужую и свою работу.
|
| |