Скачать 0.88 Mb.
|
«Новонадыровская средняя общеобразовательная школа Альметьевского муниципального района Республики Татарстан»
^ элективного курса педагога Якуповой Алсу Саматовны первой квалификационной категории в 11-ом классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __________ от «___» ___________2012г. ^ Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Написание сочинений разного жанра»(теория и практика) для 11 класса составлена на основе авторской программы: Т.Н. Николаевна «Теория и практика написания сочинений разных жанров», Барнаул, 2006 Общие положения Актуальность курса. Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др. Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу. Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так. Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ. Предлагаемый курс имеет свою цель:
^ - помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ; - совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв. ^ для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Изменения, внесенные в авторскую программу: 1.Программа элективного курса сокращена с 50 ч. на 35ч. и рассчитана для изучения в 11 классе. 2.Внесены корректировки в содержание программы и учебно-тематического плана. ^ 35 часов, из них – 11 часов теоретической подготовки, 24 часа практических занятий. Учебный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих восприятию литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста, при написании сочинений разных жанров. ^ сочинения включает в себя знакомство с различными жанрами литературного творчества учащихся как результатом освоения художественного произведения. ^ курса предполагает решение заданий проблемного характера (например, исправить речевые ошибки, допущенные в предложенных работах, «раскрасить» предложенное сочинение, используя изобразительные средства, составить характеристику героя, используя ряд метафор и т.д.); написание творческих работ (например, составление цитатного плана сочинения, написание вступительной и заключительной части и т.д.), сочинений разных жанров на заданную тему. Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового потенциала. ^ обеспечивается подбором литературного материала, опорой на художественные произведения (эпизоды произведений, фрагменты описаний, характеристики), включённые в перечень государственных стандартов. Курс позволит более углублённо изучить программные произведения. Основное содержание курса Тема 1. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения. Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса. Основные формируемые понятия: художественное произведение, творчество, литературное творчество, результат освоения. Форма: лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний . Тема 2. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений. Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.). Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой. Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали). Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь). Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и музыкальности. Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.). Основные формируемые понятия: текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог. Форма:
Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия. Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая . Тема 3. Основные требования к сочинению. Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося. Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа. Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность. Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки. Основные формируемые понятия: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей. Форма работы: лекция с элементами беседы. Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение. Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений». Тема 4. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи. Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др. Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений. Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи. Форма: практикум. Домашнее задание по вариантам: составление разных типов планов сочинений. Форма контроля: работа по тренировочным карточкам. Тема 5. Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и т.д.). Основные формируемые понятия: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи. Форма: практикум . Домашнее задание по вариантам: составление разных типов планов сочинений. Форма контроля: тест . Тема 6. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др. Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.). Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью. Основные формируемые понятия: композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность. Форма:
Домашнее задание: творческая работа по вариантам. Форма контроля: практическая работа. Тема 7. Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные системы повествования, описания, рассуждения. Порядок работы над сочинением–рассуждением. Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи. Основные формируемые понятия: сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Форма:
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа. Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ. Тема 8. Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему. Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая характеристика литературного типа). Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой проблемы). Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное произведение). Основные формируемые понятия: сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика. Форма: лекция с элементами беседы . Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа. Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ. Тема 9. Жанровая классификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание. Основные формируемые понятия: жанровая классификация сочинений. Форма:
Домашняя работа: работа со справочным материалом. Форма контроля: проверка конспекта. |
![]() | Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного... | ![]() | Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с |
![]() | Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика» | ![]() | ... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 "Реклама... | ![]() | Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,... |
![]() | Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с | ![]() | Список литературы, обязательной для чтения по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности» |
![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов... | ![]() | Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с |