Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие




Скачать 299.18 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие
страница1/3
Дата публикации28.07.2014
Размер299.18 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3

http://www.prosv.ru/ebooks/trostencova_obuchenie_rus_8kl/images/cover.jpg

Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова

 

Обучение русскому языку в 8 классе

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Методические рекомендации к учебнику русского языка для VIII класса продолжают и развивают идеи, заложенные в руководстве к учебникам для V—VII классов: изучение языка во всей совокупности его проявлений, формирование научного взгляда на функцию и развитие языка в связи с развитием общества, учет межпредметных и внутрипредметных связей, развитие у школьников логического мышления и умения самостоятельно пополнять свои знания.
      В VIII классе изучается синтаксис простого предложения. В систематизированном виде представлено простое предложение (с помощью выделения осложненных предложений как особого класса простых предложений) и чужая речь (как различные способы передачи чужой речи) и др.
      Школьный курс русского языка имеет познавательно-практический характер, поэтому работа ведется в двух взаимосвязанных направлениях. Познавательное направление — это изучение основ науки о языке, которые необходимы для понимания языка как системы взаимосвязанных единиц, участвующих в порождении речи — в коммуникации, для создания теоретических основ развития речи, а также для формирования правописных и речевых умений и навыков, т. е. для обеспечения решения задач практического направления. В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создает предпосылки для понимания учащимися коммуникативной функции языка, формирует учебно-языковые, правописные, а также речевые умения и навыки.
      Одним из средств реализации этих направлений является материал для наблюдений, который предваряет почти каждый параграф нового учебника. Назначение материала для наблюдений разнообразно. Он позволяет учащимся не только повторять изученное (см., например, вопросы материала для наблюдений в § 3 «Знаки препинания в сложном предложении», § 9 «Словосочетание как единица синтаксиса», § 11 «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» и др.), но и делать в результате анализа самостоятельные выводы (см., например: § 5 «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» — Прочитайте фрагменты словарных статей «Словаря русского языка». Сделайте вывод, почему слитное или раздельное написание вызывает трудности; § 13 «Грамматическая (предикативная) основа предложения» — Пользуясь схемой, докажите взаимозависимость подлежащего и сказуемого. Почему нельзя сказать, что подлежащее подчиняется сказуемому, а сказуемое — подлежащему? и т. п.); самостоятельно выяснить функцию того или иного языкового явления в речи (см., например: § 40 «Понятие об однородных членах» — Сравните черновую и окончательную редакцию одного из предложений поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Употребление какой синтаксической конструкции помогло точнее описать жизнь людей в городе, представить ее в деталях?). Таким образом работа с материалом для наблюдений обеспечивает единство когнитивно-коммуникативной деятельности.
      Большое внимание в учебнике уделяется систематическому повторению орфографии и пунктуации. Формированию мотивации при повторении правописания и сохранению этой мотивации способствуют материалы § 1 и упр. 5 в § 2. В § 1 дается фрагмент частного письма А. П. Чехова: меню с орфографическими ошибками. При чтении этого отрывка обычно раздается смех. Шутливый отрывок из письма А. П. Чехова убеждает учеников в том, что орфографически грамотное письмо является эффективным средством передачи информации, способствует выполнению основной функции языка — быть средством общения. Коммуникативная функция пунктуации раскрыта в упр. 5, где употребление различных знаков завершения (см. с. 6 учебника) в одном и том же четверостишии изменяет содержание стихотворения, позволяет понять противопоставление вечного и врéменного, непостоянного, меняющегося, содержащееся в этом стихотворении.
      Актуализация орфографических умений и навыков обеспечена, как и в предыдущих учебниках этой линии, систематическим пропуском букв, заключением в скобки морфем или слов при решении вопросов слитного, раздельного или дефисного написания. Кроме того, вслед за упражнениями для попутного повторения орфографии даются упражнения коммуникативного типа, в которых предлагается или записать свои впечатления, выводы, или ответить на тот или иной вопрос и т. д. При этом учащийся использует информацию предыдущих текстов, в которых были орфограммы, обозначенные пропуском букв.
      Авторы надеются, что данная книга поможет учителю русского языка готовиться к урокам по учебнику и добиваться высоких результатов своего труда.

^ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

      На развитие речи в VIII классе отводится 18 часов. Следовательно, в течение года может быть проведено 8—9 изложений и сочинений, если считать, что в среднем на работу уходит 2 часа.
      В учебнике для VIII класса продолжается та система работы по развитию связной речи, которая была заложена ранее в учебниках V—VII классов. С этой целью предусматриваются задания, развивающие у учащихся такие умения, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение собирать и систематизировать материал к сочинению, умение совершенствовать написанное, строить высказывания в определенной композиционной форме. Но развиваются эти умения на более сложном дидактическом материале и на более сложных видах высказываний. Так, учащимся предлагается определить основную мысль текста публицистического характера и высказать свое мнение по поставленному вопросу; описать зимние сумерки; пересказать различные по структуре тексты (устно или письменно; подробно или сжато) и т. д.
      Вместе с тем в учебник включены задания, позволяющие реализовать требования программы по развитию связной речи в VIII классе. Напомним эти основные требования:
      описание архитектурных сооружений (в том числе описание публицистического стиля);
      рассуждения публицистического стиля;
      характеристика знакомых лиц (сравнительная характеристика, групповая характеристика);
      выступления на морально-этические темы;
      выдуманные рассказы (по данному началу, по воображению и т. д.).

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

      В учебнике реализуется идея о многоаспектных связях изучаемого материала (в основном это синтаксис простого предложения) с программными требованиями по развитию речи. Дается материал для:
      — предупреждения ошибок в употреблении слов, словосочетаний, сочетаний слов, в построении предложений;
      — обогащения речи учащихся, их лексического запаса, синтаксического строя речи, ее произносительной стороны и т. д.;
      — обучения коммуникативным умениям — умениям создавать различного рода тексты.
      Организующим началом в воплощении идеи взаимосвязи между изучаемым языковым материалом и работой по развитию речи являются тема основной программы и тема — речевой жанр предстоящего сочинения.
      В связи с этим в учебнике используется:
      — выделение слов и конструкций, в употреблении которых часто допускаются ошибки. Например, в произношении слов (инструмéнт, к дéньгам и др.); в согласовании сказуемого с подлежащим; в употреблении предлогов в и на; в построении предложений с деепричастным и причастным оборотом; предложений с косвенной речью.
      С этой же целью вводятся упражнения, которые учат соблюдению норм речевого этикета. В тексте упр. 184 говорится о древнем обычае сельских жителей здороваться со всеми — знакомыми и незнакомыми людьми. Задания упр. 187 и 217 предупреждают неоправданно частое употребление местоимения я (яканье); в упр. 357—358 сообщается об этикетных формах обращения в официальной обстановке и т. д.;
      — введение разнообразных заданий, совершенствующих навыки выразительного чтения. Например: как вы будете читать стихотворение Н. М. Рубцова — громко или тихо (упр. 39); прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, стараясь передать напряженность описанного боя (упр. 227); прочитайте тоном приказа побудительные предложения (упр. 205), прочитайте с чувством восхищения стихотворные строки Н. М. Рубцова (упр. 353) и т. д.;
      — введение тематически значимых для предстоящего сочинения слов, в частности синонимов или близких по значению. Они даются в рамках на полях. Так, в связи с подготовкой к сочинению — описанию памятника архитектуры вводятся группа оценочных слов типавеликолепный, удивительный, ослепительный (упр. 89); существительные, близкие по значению: храм, собор, церковь (упр. 17); глаголы, обозначающие цветовые действия: сияет, горит, краснеет, алеет, золотится, белеет (упр. 72, 102);
      — целенаправленный подбор дидактического текстового материала на определенную тему, определенного жанра и т. д. Так, например, чтобы подготовить школьников к самостоятельному созданию рассказа (в главе «Чужая речь»), в учебник включаются тексты рассказов или их фрагменты. (См. упр. 406 (начало рассказа Ю. Сотникова «Как я был самостоятельным»); упр. 414 (И. Андроников о роли диалога в рассказе); упр. 418 (в котором предлагается переработать текст в рассказ с диалогом); упр. 420 (рассказ по данному началу).) Таким образом учащиеся вспоминают, как строится рассказ, место и значение диалога в нем и готовятся к письменным рассказам (упр. 420), а также к воображаемому диалогу с героем картины В. Репки «Водитель Валя» (упр. 421).
      При подготовке к созданию речевого жанра проводится изложение по тексту такого же вида или близкого по своей тематике;
      — осложнение предлагаемых изложений и сочинений грамматическими заданиями. Например, предлагается изложить содержание текста в другой модальности (упр. 76), употребить вводные слова (упр. 375), изменить композиционную структуру текста (упр. 239), передать содержание текста не от первого, а от третьего лица единственного числа и т. д. При этом мы различаем изложения с заменой лица рассказчика и изложения с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого. Замена формы лица требует, например, замены первого лица рассказчика (я) третьим (писатель, он...) и т. д. Если мы предлагаем употребить в изложении определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений, то такие языковые средства анализируются, оценивается их роль в тексте.
      Изложение с языковым заданием — средство, с помощью которого реализуется взаимосвязь между уроками изучения основной программы школьного курса русского языка и работой по развитию связной речи учащихся. Поэтому важно, чтобы восьмиклассники осознали значение тех языковых средств, которые им предстоит воспроизвести, создавая на основе исходного свой текст. Эта же задача — уместного употребления определенных языковых средств — решается и в том случае, когда проводятся сочинения с грамматическим заданием. Естественно, что в рассуждениях могут быть использованы вводные слова типа во-первых, во-вторых, следовательно при изложении аргументов (доказательств), а обращения — в таких речевых жанрах, как письмо, выступление в дискуссии.
      Примером естественных связей между изучаемым синтаксическим материалом и работой по развитию связной речи служит § 34 «Инструкция», в котором даются образцы таких текстов, а затем предлагается составить инструкцию (см. упр. 198). В данном случае можно не напоминать об употреблении односоставных определенно-личных предложений (Возьмите...; Нарежьте...; Приготовьте... или Возьмем...; Нарежем...; Приготовим...). В инструкции не употребляются местоимения, так как главное — обозначить действия, а форма лица подсказывается формой глагола. Глаголы в изъявительном наклонении в первом лице множественного числа как бы приглашают к совместным действиям (а не побуждают к ним в отличие от глаголов в повелительном наклонении в форме второго лица множественного числа).

^ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

      В планировании1 отражен материал учебника — конкретные темы и виды сочинений, а также тот текстовой материал, который учитель может привлечь при подготовке к предстоящему сочинению (этот материал указан в 3-й графе табличного планирования; номер итогового сочинения самостоятельного характера обозначен во второй графе и выделен шрифтом).

^ Тема основной программы

Работа по развитию связной речи

Тексты учебника, связанные с обозначенными жанрами и темой сочинения

Повторение изученного

36. Сочинение о летнем отдыхе. Письмо «Лето кончилось...»

 

Словосочетание

72. Описание архитектурного сооружения. Описание по памяти и по наблюдениям. Темы — «Дом, который украшает (не украшает) нашу улицу (село, поселок, город и т. д.)»; «Мой дом» («Дом, в котором я живу (учусь, отдыхаю)»)

Упр. 73

Простое предложение

102. Описание памятника культуры. Публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника (храм Покрова на Нерли)

Упр. 76, 88, 89, 442

Простое двусоставное предложение. Главные члены предложения

165. Характеристика знакомого человека (который нравится, которому хотелось бы подражать или, наоборот, который вам неприятен)

Упр. 111, 118, 121, 128, 138, 163, 164, 246, 269, 310, 313

Второстепенные члены предложения

91. Характеристика юноши, изображенного на картине И. Шевандроновой «На террасе»

 

 

166. Групповой портрет. Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

Упр. 131, 132

 

197, 198. Инструкция-описание (опыта и других способов деятельности)

Упр. 195, 328, 329

Односоставные предложения

207. Рассуждение-размышление с аргументами из жизненного опыта на тему «Слово делом крепи»

Упр. 206

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) (Л. Ю. Комиссарова)

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
В то же время он сохраняет методический аппарат уже известного учителям учебника, выдержавшего несколько изданий, ту систему подачи...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconМетодические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений Предисловие
В свою очередь, формирование умений и навыков (практическое направление) закрепляет теоретические знания и создает предпосылки для...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconРабочая программа По английскому языку для 8 класса к учебнику Афанасьевой...
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса Составитель
Преподавание в 5 классе осуществляется по учебнику Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов,...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
В 2 ч. М.: Просвещение, 2011) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие icon-
Методические рекомендации предназначены для организации работы общеобразовательных учреждений, направленных на профилактику экстремизма...

Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений предисловие iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Она предназначена для работы по учебнику «Литература 9 класс. Учеб для общеобразоват учреждений» (в 2 частях)/ под ред. В. Я. Коровиной....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница